ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2981/16 от 16.09.2016 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2981/16 16 сентября 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЕНИНСКИЙ районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Бучневой О.И.

при секретаре Семенове Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии № 40 к Романову Борису Борисовичу о признании члена УИК № 40 с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Участковая избирательная комиссия № 40 обратилась в суд с административным иском к Романову Б.Б. о признании члена УИК № 40 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности, ссылаясь на то, что председатель УИК № 40 оповестил членов комиссии о необходимости приступить к работе по подготовке мероприятий, связанных с выборами 18.09.2016г., назначил заседание на 05.09.2016г., на которое извещенный надлежащим образом 30.08.2016г. и 02.09.2016г. Романов Б.Б. без уважительных причин не явился; 05.09.2016г. был утвержден график дежурств членов комиссии, в соответствии с которым Романов Б.Б. обязан был заступить на дежурство 10.09.2016г., о чем был извещен телефонограммой и в социальной сети, но на дежурство не явился, также Романов Б.Б. не явился для подсчета бюллетеней, не представив уважительных причин не исполнения обязанностей (л.д. 3, 4).

Председатель Участковой избирательной комиссии № 40 Цороев А.У. в судебное заседание явился, требования поддержал, пояснил, что регламента УИК нет, работают по ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", Романова Б.Б. извещал лично о заседаниях комиссии в социальной сети и по телефону.

Романов Б.Б. с представителем в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ в судебное заседание явились, требования не признали, пояснили, что Романов Б.Б. узнал о том, что является членом УИК № 40 с правом решающего голоса только 06.09.2016г. в ТИК № 1, о заседаниях комиссии его не извещали, графика дежурства не получал.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему:

Решением Территориальной избирательной комиссии № 1 Санкт-Петербурга от 14.07.2016г. Романов Б.Б., 1985 года рождения, назначен в состав Участковой избирательной комиссии № 40 (л.д. 27).

05.09.2016г. состоялось заседание УИК № 40 по адресу: Санкт-Петербург, Измайловский пр. д. 8 в 19 час. 00 мин. с повесткой дня «О плане работы УИК, номенклатуре дел УИК, об оборудовании помещения для работы УИК, об организации работы по оповещению избирателей, об ознакомлении избирателей со списком избирателей, месте и времени работы УИК, месте и дне голосования, о графике дежурств членов УИК и обязанностей дежурного члена УИК», из протокола заседании № 1 следует, что Романов Б.Б. отсутствовал на заседании (л.д. 5-7).

В соответствии с графиком дежурств УИК № 40 Романов Б.Б. осуществляет дежурство 10.09.2016г. и 17.09.2016г.

14.09.2016г. состоялось заседание УИК № 40 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бронницкая д. 34 в 10 час. 00 мин. с повесткой дня «О работе с избирателями, голосующими впервые, о смете расходов УИК на подготовку и проведение выборов, о контроле за соблюдением законности при проведении и размещении предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка, о ходе ознакомления избирателей со списком избирателей, об организации работы по уточнению списка избирателей, об оборудовании помещения избирательного участка для проведения голосования, об организации охраны помещения УИК и помещения для голосования избирательного участка, об организации хранения избирательных документы, включая избирательные бюллетени, проведение мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций в день голосования, взаимодействие с органами МВД, МЧС, об ответственности членов комиссии, не исполняющих свои обязанности», из протокола заседании № 2 следует, что Романов Б.Б. отсутствовал на заседании, принято решение о направлении иска в суд в связи с систематическим не выполнением обязанностей членом комиссии Романовым Б.Б. (л.д. 11-15).

Также в материалы дела представлены жалоба председателя УИК № 40 Цороева А.У. председателю ТИК № 1 Нечаевой О.Д. на бездействие члена комиссии Романова Б.Б., вход. № 277/01-18 от 09.09.2016г., № 289/01-18 от 10.09.2016г. (л.д. 9, 10).

Согласно п.п. 1, 5.2, 6 ст. 27 ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается ЦИК РФ.

Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего ФЗ, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Правовую основу деятельности избирательных комиссий составляют принципы законности, независимости, коллегиальности и гласности, что прямо вытекает из ст.ст. 3, 20, 28 и 30 ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002.

П. 10 ст. 28 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установлено, что член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.

В силу п.п. "д" п. 8 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.

Установленная обязанность члена избирательной комиссии присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии обусловлена публично-правовой природой полномочий членов избирательных комиссий. Фактически от участия каждого члена избирательной комиссии в работе комиссии зависит правомочность данной избирательной комиссии и, как следствие, возможность наиболее полной реализации избирательных прав граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" деятельность комиссий осуществляется коллегиально.

В соответствии с п. "а" ч. 23 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии.

Ч. 23 указанной нормы ФЗ члену избирательной комиссии предоставлено право выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума.

Исходя из системного толкования указанных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что у председателя избирательной комиссии имеется предписанная законом обязанность по заблаговременному извещению всех членов избирательной комиссии о заседаниях соответствующей комиссии независимо от круга подлежащих рассмотрению на нем вопросов (Аналогичная позиция высказана в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 05.08.2015 N 33-12090/2015).

В материалы дела представлены протоколы заседания комиссии № 1 от 05.09.2016г. и № 2 от 14.09.2016г. со сведениями об отсутствии на заседаниях Романова Б.Б.

Однако, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств надлежащего своевременного извещения о планируемых заседаниях УИК № 40 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Романова Б.Б., представленная в материалы дела детализация оказанных услуг абоненту 8-921-638-01-09, из которой следует, что на номер Романова Б.Б. 30.08.2016г., 05.09.2016г., 06.09.2016г. осуществлялись телефонные звонки, из пояснений Цороева А.У., данных в судебном заседании 16.09.2016г. следует, что 30.08.2016г. он сообщил Романову Б.Б. о заседании 05.09.2016г., 06.09.2016г. сообщил о графике дежурства, однако, журнал учета телефонограмм в суд первой инстанции представлен не был, как и актов о содержании извещения. Также суд принимает во внимание, что график дежурства не был доведен до сведения Романова Б.Б. надлежащим образом, кроме того, указанная детализация не содержит сведений о телефонных разговорах между сторонами после 06.09.2016г., что также не позволяет достоверно установить факт его надлежащего извещения о заседании 14.09.2016г.

При этом распечатка переписки из социальной сети, без осмотра указанного доказательства в установленном законом порядке (в суде, совершение нотариального действия) без указания Ф.И.О., дат сообщений, наименования заседаний, на которые не обходимо явиться, не может быть принята во внимание, не позволяет достоверно установить кем, кому и когда они были направлены, содержали ли полную информацию о дате, времени и месте проведения собрания, учитывая, в частности, сообщение от «Алихана» «Борису» о необходимости явиться 14 сентября в 10 часов по адресу: ул. Бронницкая д. 34 (л.д. 16), вместе с тем сведений об извещении о заседании 05.09.2016г. и месте его проведения не представлено даже в социальной сети, при этом следует учитывать, что заседание 05.09.2016г. было по иному адресу – Санкт-Петербург, Измайловский пр. д. 8, что следует из листа регистрации заседания № 1 от 05.09.2016г. (л.д. 7).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения факт систематического не выполнения публично-правовых обязанностей Романовым Б.Б., учитывая, что его признание систематически не выполняющим свои обязанности влечет последствия, предусмотренные п.п. "д" п. 8 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" о прекращении полномочий, указанная крайняя мера ответственности не может быть возложена на ответчика в отсутствие доказательств достоверно и безусловно подтверждающих исполнение обязанности председателем УИК обязанностей по надлежащему извещению членов комиссии о работе комиссии, дате, времени и месте проведения собраний, что повлекло невозможность исполнения им возложенной на него обязанности по участию в заседаниях комиссии.

Руководствуясь ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", главой 24 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Участковой избирательной комиссии № 40 в удовлетворении административного искового заявления к Романову Борису Борисовичу о признании члена УИК № 40 с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Бучнева О.И.

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2016г.