ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2985/17 от 14.12.2017 Щекинского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Поповой М.А.,

рассмотрев в помещении суда административное дело № 2а-2985/2017 по административному иску Мамонтовой Натальи Юрьевны к администрации МО Ломинцевское Щекинского района Тульской области о признании решения по вопросу перевода квартир на индивидуальные источники тепловой энергии незаконным и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем вынесения нового решения,

установил:

Мамонтова Н.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации МО Ломинцевское Щекинского района Тульской области о признании решения по вопросу перевода квартир на индивидуальные источники тепловой энергии незаконным и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем вынесения нового решения, мотивировав заявленные требования тем, что она является собственником квартиры , расположенной по адресу: <адрес>

В связи с низким качеством теплоносителя, поступающего в их квартиры в отопительные сезоны, собственниками многоквартирного дома в ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об установке индивидуального газового отопления.

В настоящее время отсутствует какой-либо нормативный документ, регулирующий перевод квартир в многоквартирных домах на автономное отопление, но сложилась практика, в соответствии с которой управляющая домом компания не выдает разрешение и подтверждающий акт на отсоединение от теплоснабжающей системы дома без получения разрешения администрации МО Ломинцевское.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Мамонтова Н.Ю. направила в администрацию МО Ломинцевское заявление на согласование установки индивидуального отопления (газового котла) и в этот же день ею был получен отказ в выдаче разрешения на установку котла по надуманным, не соответствующим закону основаниям. Как указано в письме, перевод квартир на ИИТЭ (индивидуальный источник тепловой энергии) осуществляется в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23.12.2014 г. № 86.

При этом, не имеется доказательств тому, что перевод квартиры на автономное отопление приведет к изменению в худшую сторону теплового баланса всего дома и будет нарушена работа инженерной системы дома.

За период ДД.ММ.ГГГГ в данном доме несколько квартир были переоборудованы на индивидуальное отопление, что не нарушило тепловой баланс дома и его инженерную систему.

Административным истцом представлен протокол общего собрания собственников помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на котором рассматривался вопрос о переустройстве квартиры На собрании присутствовали <данные изъяты> человек, которые не возражали против переустройства указанной квартиры.

Таким образом, в соответствии с ч.3 ст. 36 ЖК РФ было получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на указанное переустройство в принадлежащей квартире.

Также, административным истцом Мамонтовой Н.Ю. от филиала АО «Газпром газораспределение Тула» в г. Щекино были получены технические условия на дополнительную установку 2-х контурного котла с закрытой камерой сгорания на существующем внутреннем газопроводе Ду-20м, в принадлежащем ей жилом помещении, сроком действия 3 года.

Отказывая административному истцу в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения в связи с установкой индивидуального источника отопления в квартире <адрес> административный ответчик сослался на ФЗ РФ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», согласно п.15 ст. 14 которого запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Однако, у администрации МО Ломинцевское не имелось предусмотренных ст.14 ФЗ РФ № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 307, правовых оснований для отказа в согласовании переустройства принадлежащего заявителю жилого помещения, поскольку положения действующего законодательства не исключают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Администрация МО Ломинцевское в своем отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не отразила, отвечает ли источник теплоснабжения, предусмотренный проектом газоснабжения и техническими условиями, разработанными филиалом АО «Газпром газораспределение Тула» в г. Щекино, требованиям п. 44 вышеназванных Правил.

Ссылка в отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения, принадлежащего истцу на то обстоятельство, что перевод квартир на индивидуальный источник тепловой энергии осуществляется в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23.12.2014 г. №86, не обоснована, поскольку противоречит п.15 ст.14 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилам подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 307. Данные нормы носят рекомендательный характер.

Оспариваемое решение составлено администрацией МО Ломинцевское Щекинского района в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу рассмотрении обращения Мамонтовой Н.Ю. по существу является отказом администрации МО Ломинцевское Щекинского района в согласовании переустройства квартиры заявителя и не соответствует требованиям ст. 27 ЖК РФ, в силу которой в решении об отказе в согласовании в обязательном порядке должна содержаться ссылка на соответствующий пункт ч.1 ст.27 ЖК РФ с указанием предусмотренных законом оснований отказа в согласовании.

На основании изложенного, административный истец Мамонтова Н.Ю. просила суд признать решение администрации МО Ломинцевское Щекинского район от ДД.ММ.ГГГГ за по вопросу перевода квартир на индивидуальные источники тепловой энергии, незаконным.

Обязать администрацию МО Ломинцевское Щекинского район устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем вынесения нового решения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, их представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из представленных письменных материалов судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Мамонтовой Н.Ю., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Мамонтова Н.Ю. и еще <данные изъяты> члена ее семьи зарегистрированы по вышеуказанному месту жительства и проживают в этом жилом помещении, что усматривается из представленной в материалы дела выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства по делу также установлено, что, намереваясь перейти на отопление квартиры с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии - двухконтурного газового котла с закрытой камерой сгорания, административный истец Мамонтова Н.Ю. обратилась в филиал в г.Щекино ОАО «Газпром газораспределение Тула».

В материалы дела представлены технические условия на газификацию природным газом отдельных населенных пунктов, поселков, объектов, жилых домов от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом в г.Щекино ОАО «Газпром газораспределение Тула».

Решением общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и административному истцу было разрешено установить такой источник отопления в квартире.

Однако, администрация МО Ломинцевское Щекинского района, куда административный истец Мамонтова Н.Ю. обратилась по вопросу перевода квартиры на индивидуальный источник отопления, сообщила, что перевод квартир на индивидуальные источники тепловой энергии осуществляется в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Тульской области от 23.12.2014 г. № 86.

В соответствии с п.15 ст.14 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

У суда нет оснований считать законными такое решение администрации МО Ломинцевское Щекинского района, исходя из следующего.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии представляет собой переустройство жилого помещения (ч.1 ст.25 ЖК РФ).

Определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п.10 ст.12 того же Кодекса).

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч.1 ст.26 указанного Кодекса).

Согласно ч.5 ст.26 того же Кодекса орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» утверждена форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Это решение должно содержать сведения о даче согласия на переустройство, перепланировку жилого помещения в соответствии с представленным проектом (проектной документацией), в нем устанавливаются срок и режим производства ремонтно-строительных работ, на заявителя возлагается обязанность осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в соответствии с проектом (проектной документацией) и с соблюдением требований нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок проведения ремонтно - строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений.

Оспариваемое решение администрации МО Ломинцевское Щекинского района по вопросу перевода квартиры на индивидуальный источник отопления не содержит ни сведений, которые должны содержаться в решении о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, ни сведений, которые должны содержаться в решении об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Это означает, что администрация МО Ломинцевское Щекинского района по существу самоустранилась от принятия решения по обращению административного истца, что недопустимо, поскольку, как уже отмечалось, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Указанное решение администрации не соответствует приведенным нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы административного истца.

Как разъяснено в п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным оспариваемое решение администрации МО Ломинцевское Щекинского района по вопросу перевода квартиры на индивидуальный источник отопления и обязать администрацию МО Ломинцевское Щекинского района рассмотреть обращение административного истца Мамонтовой Н.Ю., приняв по нему решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст.175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Мамонтовой Натальи Юрьевны к администрации МО Ломинцевское Щекинского района Тульской области о признании решения по вопросу перевода квартир на индивидуальные источники тепловой энергии незаконным и обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем вынесения нового решения, удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации МО Ломинцевское Щекинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ за , вынесенное по обращению Мамонтовой Натальи Юрьевны по вопросу перевода квартир на индивидуальные источники тепловой энергии, обязав администрацию МО Ломинцевское Щекинского района рассмотреть обращение Мамонтовой Натальи Юрьевны и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-