ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2986/2021 от 24.09.2021 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2986/2021

55RS0006-01-2021-004333-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2021 года город Омск

Судья Советского районного суда города Омска Писарев А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Омской региональной общественной организации «Независимые эксперты социальной сферы», Киселеву Александру Анатольевичу, Саренко Галине Ивановне, Горбуновой Татьяне Станиславовне, Орловой Светлане Леонидовне, Колядинцевой Оксане Александровне о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Минюста России по Омской области обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что 19.08.2014 Управлением Минюста России по Омской области было принято решение о государственной регистрации Омской региональной общественной организации «Независимые эксперты социальной сферы» (далее – ОРОО «Независимые эксперты социальной сферы»).

Запись об организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 28.08.2014 за основным государственным регистрационным номером 1145543034779. В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Минюста России по Омской области организация зарегистрирована за учетным номером 5512012500. Адрес организации: 644065, г. Омск, 19 Партсъезда, д. 32, корп. Б, кв. 25.

В нарушение требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ОРОО «Независимые эксперты социальной сферы» не представила в установленные сроки в Управление Минюста России по Омской области отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОН0003 за 2020 год.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», КАС РФ просит признать ОРОО «Независимые эксперты социальной сферы» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административными ответчиками возражений относительно указанного порядка не высказано, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела 19.08.2014 Управлением Минюста России по Омской области принято решение о государственной регистрации ОРОО «Независимые эксперты социальной сферы». Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 28.08.2014 за основным государственным регистрационным номером 1145543034779.

В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Минюста России по Омской области организация зарегистрирована за учетным номером 5512012500. Адрес организации: 644065, г. Омск, 19 Партсъезда д. 32, корп. Б, кв. 25.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В соответствии с абзацем 8 ч. 1 ст. 29 вышеназванного Федерального закона общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом государственной власти.

Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», установлено, что общественные объединения представляют отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме № ОН0003.

В соответствии с подп. 1.2 п. 1 Приказа Министерства юстиции РФ от 26.05.2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу приказа Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» за 2020 год отчет по форме № ОН0003 предоставляется не позднее 15 июля 2021 г.

Доказательств того, что административным ответчиком в установленный законом срок и по настоящее время представлены отчеты об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании, по форме № ОН0003, за 2020 год, не представлено.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем 8 ч. 1 настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ОРОО «Независимые эксперты социальной сферы» в нарушение положений ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области информацию, предусмотренную абзацем 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», за 2020 год, что является основанием для признания организации прекратившей свою деятельность и исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 44 указанного Федерального закона.

В период рассмотрения дела в суде административными ответчиками не предпринято мер по устранению нарушений действующего законодательства и возобновлению деятельности юридического лица. Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом прекращении организацией своей деятельности.

Более того, от председателя совета ОРОО «Независимые эксперты социальной сферы» Киселева А.А. представлен отзыв, в котором указано, что организация не работает, деятельность, направленную на достижение уставных целей, не осуществляет, председатель не возражает против удовлетворения административного искового заявления.

При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц относится к процедуре государственной регистрации при ликвидации юридического лица и осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица посредством внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.п. 1, 6 и 7 ст. 22). После внесения такой записи ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность.

Руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворить в полном объеме.

Признать Омскую региональную общественную организацию «Независимые эксперты социальной сферы» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.В. Писарев