ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2986/2023 от 14.11.2023 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело № 2а-2986/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 14 ноября 2023 года

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Прокопенко А.А.,

при секретаре Маркарьянц О.С.,

с участием:

представителя административного истца Скороходовой Д.М.,

представителей административного ответчика Куиз А.К.,

Яхно Б.Е.,

представителя заинтересованного лица Федорова Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2986/2023 по иску ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий (бездействий) и признании фактов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» обратилось в Октябрьский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий (бездействий) и признании фактов.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «Гланит».

В порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» изменен предмет иска. С учетом уточнения административным истцом заявлены следующие требования:

признать незаконными действия (бездействия) Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по отклонению (непринятию) отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год, расчета суммы экологического сбора ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2021 год, декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год.

признать факт выполнения ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год и факт перевыполнения норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год на 11 590 кг по упаковке стеклянной.

признать факт отсутствия задолженности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по экологическому сбору за 2021 год.

признать подтвержденными данные о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья, соответствующими количеству упаковки, выпущенной в обращение в РФ, указанной в Декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год,; по позиции «Бутылки стеклянные GL 71» графа 10 – 573 609 кг; по позиции «Бутылки стеклянные GL 72» графа 10 - 1 276 599 кг, а также подтвержденными данные о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья, по позиции: «Изделия упаковочные пластмассовые прочие PE-LD 4» графа 10 – 36 245 кг.

обязать Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования внести изменения в электронный сервис системы учета отходов от использования товаров с информацией о принятии отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год; расчета суммы экологического сбора ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2021 год; декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год с учетом данных о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья.

В обоснование требований ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» указывает, что норматив утилизации был выполнен путем заключения договора с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, и передачи отходов V класса опасности для последующей утилизации. Утилизатор АО «Гланит» осуществил утилизацию, о чем свидетельствует отчетность АО «Гланит», поданная им в органы Росприроднадзора: отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Акционерное Общество «Гланит» (П) за 2021 год, и документы, представленные АО «Гланит» административному истцу: выписка из журнала движения отходов за 2021 год: данные учета полученных от других лиц отходов, которые ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» направило с отчетностью о выполнении норматива утилизации административному ответчику.

Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не указаны конкретные факты выявления ошибок и противоречий в отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод».

Согласно Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год, норматив утилизации отходов от использования товаров за 2021 год выполнен, в связи с чем экологический сбор, подлежащий уплате ООО «Тихорецкий пивоваренный завод», составляет 0 рублей.

Южное межрегиональное управление Росприроднадзора не представило сведений о несоответствии информации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, произведенных из вторичного сырья или частично из вторичного сырья, в Декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год (далее – Декларация). Административный истец в свою очередь предпринял все возможные меры для подтверждения использования вторичного сырья при производстве упаковки, указанной в Декларации, а также доли вторичного сырья в этой упаковке, в том числе, направил соответствующие запросы производителям упаковки.

По состоянию на момент подачи административного искового заявления поданные административным истцом отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год, расчет экосбора за 2021 год и Декларация за 2021 год административным ответчиком не приняты, что послужило поводом для обращения в суд с соответствующими требованиями.

Представитель административного истца Скороходова Д.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика против удовлетворения административного иска возражали по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, в частности, по причине того, что Декларация за 2021 год отклонена в связи с непредставлением документов, подтверждающих использование при производстве упаковки вторичное сырье и доле вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (упаковочных материалов); а также то, что административным истцом утилизированы не отходы от использования товаров, а отходы производства и потребления.

Представитель заинтересованного лица Федоров Д.И. пояснил суду, что между АО «Гланит» и ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» заключены договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ и договор оказания услуг по утилизации отходов от использования товаров от ДД.ММ.ГГГГ и что эти договоры не связаны между собой. В рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ АО «Гланит» оказывало услуги, направленные на выполнение норматива утилизации отходов от использования товаров ООО «Тихорецкий пивоваренный завод», и считает, что норматив утилизации выполнен ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Возражений относительно позиции истца о выполнении ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» норматива утилизации посредством поставки боя стекла по договору от ДД.ММ.ГГГГ для учета в рамках поданной ответчику отчетности не заявлено.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положений пунктов 1, 1.1, 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров) возложена обязанность обеспечения выполнения нормативов утилизации с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее - Постановление № 1417), производители товаров, импортеры товаров ежегодно декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

В соответствии с пунктами 2 – 4 статьи 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно. Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Как установлено п. 7 ст. 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 9, 9.1., 9.2. статьи 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

Выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актамиактами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (п. 10 ст. 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с п. 16 ст. 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 (далее – Постановление № 2010).

Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» подана отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год (далее – отчетность) путем направления через личный кабинет природопользователя. Отчетности присвоен .

Соответственно, в силу п. 9 ст. 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязанность ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по выполнению норматива утилизации отходов от использования товаров исполнена.

В адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» поступило письмо Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на отсутствие в отчетности подтверждающих документов.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлены запрашиваемые контролирующим органом документы, в том числе выписка из журнала движения отходов АО «Гланит» за 2021 год (обобщенные данные учета в области обращения с отходами), выписка из журнала движения отходов АО «Гланит» за 2021 год (данные учета полученных от других лиц отходов), обобщенные данные учета в области обращения с отходами за 2021 год ООО «ПКФ «ЭКО-ПРОЦЕССИНГ», данные учета полученных от других лиц отходов за 2021 год ООО «ПКФ «ЭКО-ПРОЦЕССИНГ», данные учета переданных другим лицам отходов за 2021 год ООО «ПКФ «ЭКО-ПРОЦЕССИНГ», а также указано, что в связи с выполнением норматива утилизации отходов от использования товаров за 2021 год, экологический сбор составляет 0 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ статус рассмотрения отчетности в личном кабинете природопользователя изменен на «отклонено» с комментарием: «Копии сопроводительных документов представлены не полностью: В соответствии с приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров» неотъемлемой частью Акта утилизации отходов от использования товаров являются: 1) заверенная подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при наличии) копия обобщенных данных учета в области обращения с отходами согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении № 2 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами с обобщенными данными учета в области обращения с отходами» за отчетный период; 2) заверенная подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, печатью (при наличии) копия данных учета, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении № 3 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» с данными учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов за отчетный период. Однако, в представленных Вами Актах утилизации отходов от использования товаров отсутствуют заверенные исполнителями копии вышеуказанных документов. Таким образом, выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год не подтверждено.».

С учетом того, что административным истцом представлены запрашиваемые административным ответчиком документы, отклонение отчетности неправомерно.

Уже после отклонения отчетности в адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» поступило письмо Южного МРУ РПН от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении актов контроля».

В соответствии с письмом, административным ответчиком рассмотрены отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2021 год и форма расчета экологического сбора за 2021 год, а также представленные документы. ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» предложено внести изменения в отчетность и расчет суммы экологического сбора и погасить задолженность по экологическому сбору в размере 1 401 008 рублей 06 копеек.

К указанному письму приложен Акт о проведении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации за 2021 год от ДД.ММ.ГГГГ и Акт (без даты) проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения за 2021 год.

В актах указано, что ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» были переданы отходы производства и потребления, образовавшиеся в процессе его деятельности, а не отходы от использования товаров и упаковки товаров. Выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров по упаковке «Бутылки стеклянные» не подтверждено. Также административным ответчиком рассчитана задолженность по оплате экологического сбора по упаковке «бутылки стеклянные» в размере 1 401 008, 06 рублей.

Из приведенных выше документов следует, что, по мнению административного ответчика, норматив утилизации не выполнен исключительно по упаковке «бутылки стеклянные» на основании того, что утилизированы отходы производства и потребления, а не отходы от использования товаров и упаковки товаров.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

С учетом понятия, данного в статье 1 Закона № 89-ФЗ, отходы от использования товаров являются отходами производства и потребления.

Соответственно, указание в договоре на поставку отходов производства и потребления не противоречит тому, что бой стекла является отходом от использования товаров.

Административный ответчик, обладая информацией внутриведомственной системы отчетности, не представил доказательств того, что утилизированный бой стекла, переданный административным истцом, приобретен (получен), образован в производстве стекольной промышленности, как утверждалось представителями Южного МРУ Росприроднадзора.

Стеклянная бутылка, являющаяся упаковкой для административного истца, утратившая свои потребительские свойства уже в процессе производства и транспортировки пива и напитков пивоваренным заводом (сколы на бутылке, бой в процессе производства, транспортировки), относится к отходам от использования товаров.

Отходы, образованные в процессе производства стеклянной бутылки, не относятся к отходам от использования товаров, так как на этом этапе еще не создан товар или упаковка.

В настоящее время действует стандарт ГОСТ 34035 – 2016 Упаковка стеклянная. Бой для стекловарения. Общие технические условия. Настоящий стандарт распространяется на стеклянный бой для стекловарения, собираемый и поставляемый внутри страны, а также поставляемый по импорту, с целью использования в качестве сырья для производства стеклянной упаковки.

Иных стандартов в терминологии в отношении отходов упаковки стеклянной, в частности, указанных административным ответчиком в дополнении к отзыву (лом изделий из стекла, тара стеклянная незагрязненная, тара стеклянная от химических реактивов незагрязненная), не существует.

Отсутствуют какие-либо разъяснения компетентных органов относительно того, каким образом отнести отход к тому или иному наименованию: как например, бой стекла или лом изделий из стекла, не установлены различия между ними.

Как указано в открытых источниках, а именно на официальном сайте АО «Гланит» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», АО «Гланит» является производителем тары для упаковки продукции пивной, ликероводочной и пищевой промышленности, то есть пищевых продуктов (ст. 1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

При этом, к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам подтверждения их соответствия обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации законодательством Российской Федерации устанавливаются обязательные требования. (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Таким образом, использование для изготовления упаковки стеклянной сырья, полученного из отхода, для которого не установлены требования к качеству и какие-либо стандарты, не соответствует действующему законодательству.

Как установлено ГОСТ 34035 – 2016, стеклянный бой для стекловарения – бой стекла, образующийся в основном при производстве и использовании стеклянной упаковки и листового стекла.

Соответственно, бой стекла может образовываться как при производстве стеклобутылки – отходы производства стекольной промышленности, так и при использовании товара: стеклобутылки (бой, сколы при транспортировке стеклобутылки, при производстве пива и напитков в стеклобутылке, при транспортировке напитков в стеклобутылке, при употреблении потребителями напитков, упакованных в стеклобутылку) – отходы от использования товаров.

Согласно технологическому регламенту производства стеклянной тары ОП Новочеркасск АО Гланит, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, АО «Гланит» при производстве стекла использует вторичное сырье. Как следует из текста регламента, в производстве стекла используется именно стеклобой (бой стекла).

Соответственно, указание наименования отхода (бой стекла) в хозяйственном договоре поставки, заключенном административным истцом с АО «Гланит», осуществлено в соответствии со стандартами по терминологии, установленной для стекловарения.

ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» представлена копия приказа от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного директором общества, согласно которому в целях улучшения экологической ситуации в <адрес> организованы площадки с контейнером для стеклобоя для пользования жителями для сбора стеклобоя для дальнейшей утилизации. По мере накопления в местах сбора стеклобоя происходит оприходование стеклобоя в бухгалтерском учете пивоваренного завода.

Административным истцом также представлена оборотно-сальдовая ведомость по счету ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которой оприходованы отходы стеклобутылки от населения.

Представленными доказательствами подтверждается происхождение отхода, его отнесение к отходам от использования товаров.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отходы упаковки «бутылки стеклянные», поставленные по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ для последующей утилизации, являются отходами от использования товаров, упаковки товаров. Доказательств в подтверждение довода административного ответчика об отнесении боя стекла, переданного на утилизацию по договору от ДД.ММ.ГГГГ, к отходам стекольной промышленности им не представлено.

Согласно Отчетности за 2021 год, норматив утилизации в отчетном периоде составил 327 849 кг.

Величина норматива утилизации административным ответчиком не оспаривалась.

Судом изучены представленные ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» доказательства, им дана надлежащая оценка.

В подтверждение выполнения норматива утилизации отходов от использования товаров и упаковки товаров в отношении упаковки стеклянной ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» к исковому заявлению приложена копия договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним (поставщик) и АО «Гланит» (покупатель) по поставке отходов бутылки стеклянной - стеклобоя.

Согласно технологическому регламенту производства стеклянной тары ОП Новочеркасск АО Гланит, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, Отчету об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Акционерное Общество «Гланит» (П) за 2021 год, журналу движения отходов за 2021 год, АО «ГЛАНИТ» является организацией, которая осуществляет утилизацию отходов, а именно отходов бутылки стеклянной.

Следовательно, ООО «Тихорецкий пивоваренный завод», в полном соответствии с действующим законодательством, а именно с п. 4 статьи 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», выбран один из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации - путем заключения договора с юридическим лицом, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Как указано в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Согласно п. 1.1. договора от ДД.ММ.ГГГГ, поставщик обязуется поставить отходы – бой стекла, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него цену, определенную договором.

В этом же пункте договора указано, что отходы приобретаются для последующей их утилизации.

Факт поставки отхода – боя стекла подтверждается УПД П0000000253 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000254 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000259 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000260 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000289 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000290 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000291 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000292 от ДД.ММ.ГГГГ, УПД П0000000296 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанным документам, ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» поставило АО «Гланит» 339 440 кг боя стекла. Количество поставленного отхода - бой стекла (стеклобой) административным ответчиком не оспаривалась.

Согласно журналу движения отходов за 2021 год: данные учета полученных от других лиц отходов, утилизированный бой стекла получен от ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по договору Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное количество полученного отхода соответствует переданному, согласно представленных УПД.

В этом же журнале указано, что 339,44 т боя стекла, переданные ООО «Тихорецкий пивоваренный завод», получены для утилизации.

Аналогичная информация содержится и в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Акционерное Общество «Гланит» (П) за 2021 год. В таблице 4.3. «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы» указано, что АО «Гланит» от ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» получено 339, 44 т боя стекла, цель приема: утилизация. В таблице 4.1. «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год 2021» отражено, что все полученные отходы от других юридических лиц утилизированы.

Наличие договора поставки отходов, факта поставки отходов в организацию, осуществившую их утилизацию, является достаточным для выполнения норматива утилизации. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность производителя товара заключить договор на выполнение работ по переработке отходов для выполнения норматива утилизации.

Таким образом, административным истцом представлены достоверные и достаточные доказательства в подтверждение того, что отходы, поставленные по договору поставки Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 339,44 т в дальнейшем были утилизированы, отход возвращен в производственный цикл, то есть норматив утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров выполнен в количестве 339,44 т по договору поставки Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд установил, что между ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и АО «Гланит» заключен договор оказания услуг по утилизации отходов от использования товаров Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ с целью выполнения административным истцом норматива утилизации. АО «Гланит» указывает, что договор является самостоятельным договором и не связан с договором поставки отходов Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснениям АО «Гланит», выполнение норматива утилизации отходов от использования товаров для третьих лиц возможно посредством утилизации отходов, имеющихся у организации, осуществляющей утилизацию. Представитель административного ответчика поддержал позицию АО «Гланит», пояснив суду, что это не запрещено действующим законодательством. Разъяснений компетентных органов по данному вопросу не имеется.

Основным видом деятельности АО «Гланит» является производство полых стеклянных изделий (ОКВЭД 23.13), то есть стекольное производство. Согласно журналу движения отходов АО «Гланит» за 2021 год, представленному АО «Гланит» суду, отходы «бой стекла» АО «Гланит» состоят из отходов стекольного производства самого АО «Гланит» (32 291 тонн) и отходов, приобретенных у третьих лиц (43 281 тонн).

Ссылка административного ответчика на постановление Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А53-29097/2022 не только не подтверждает позицию административного ответчика, а напротив указывает, что межрегиональное управление Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> не подтвердило прием отходов от использования товаров для последующей утилизации по договору Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, Арбитражным судом <адрес> установлена сдача отходов административным истцом в АО «Гланит» по договору Н-11-2021 от ДД.ММ.ГГГГ и цель приобретения: утилизация. Суд кассационной инстанции также отметил, что для подтверждения факта выполнения норматива утилизации не имеет смысла заключение иных договоров при наличии заключенного договора поставки от ДД.ММ.ГГГГН-11-2021, по которому бой стекла вывозится утилизатором, отходы приобретаются им для последующей их утилизации.

Довод заинтересованного лица о том, что норматив утилизации отходов выполнен ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по договору утилизации от ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждается материалами дела. Суд признает доказательства утилизации отходов, поставленных по договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, достаточными и достоверными. Соответственно, обстоятельство, имеющее значение для дела в рамках заявленного требования, доказано. Доказательств, опровергающих это обстоятельство, в частности, подтверждений о том, что норматив утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров выполнен ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по иному договору, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Отчетность о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2021 год также содержит сведения о количестве отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 19).

Согласно Отчетности, в таблице 2 Раздела II. «Информация о товарах и упаковке товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» указано следующее:

По группе 43 «Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены»:

- в отношении упаковки «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» (поливинилхлорид – PVC) количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 19) составило 14 кг;

- в отношении упаковки «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» (полиэтилен высокой плотности – PE - HD) количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 19) составило 1656 кг;

- в отношении упаковки «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» (полиэтилентерефталат – PET) количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 19) составило 590 кг.

По группе 48 «Упаковка стеклянная»:

- в отношении упаковки «Бутылки стеклянные» (коричневое стекло – GL) количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 19) составило 28 834 кг.

С учетом того, что административным ответчиком не оспаривается достоверность данных, указанных в Отчетности, в отношении группы упаковки 43 «упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены», ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» заявлено требование о признании перевыполнения норматива утилизации в отношении группы 48 «Упаковка стеклянная».

Так, по группе 48 «Упаковка стеклянная» утилизации в 2021 году подлежало 327 849 кг отходов. Согласно представленным документам, фактически утилизировано 339 440 кг отходов этой группы. Соответственно, перевыполнение норматива утилизации за 2021 год по этой группе составило 11 591 кг.

Количество отходов от использования товаров, утилизированных в отчетный период сверх норматива утилизации в 2020 году по этой группе составило 17 243 кг, что отражено в Отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров за 2020 год по группе 52 (с ДД.ММ.ГГГГ присвоен ) «Упаковка стеклянная» в графе 19 таблицы. Отчетность является достоверной, что подтверждается вступившим в законную силу решением от ДД.ММ.ГГГГ Октябрьского районного суда <адрес> по делу .

Административным истцом заявлено требование о признании факта перевыполнения норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год на 11 590 кг по упаковке стеклянной.

При проверке расчета суд установил, что перевыполнение норматива утилизации по указанной группе в 2021 году составило 11 591 кг, соответственно, административным истцом допущена арифметическая ошибка при расчетах. Итого с учетом величины перевыполнения норматива в 2020 году, количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 19) по группе 48 «Упаковка стеклянная» административным истцом составило 28 834 кг, что и указано в отчетности за 2021 год. Соответственно, отклонение Отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год неправомерно.

С учетом того, что в отчетности указывается только итоговая величина перевыполнения норматива утилизации по упаковке «бутылки стеклянные», суд признает заявленное требование подлежащим удовлетворению.

В силу п. 13 ст. 24.2. ФЗ «Об отходах производства и потребления», при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

Соответственно, норматив утилизации в 2022 году по группе 48 «Упаковка стеклянная» подлежит уменьшению на 28 834 кг, что отражено в сданной Административным истцом Отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год (Отчетность ).

Судом установлено из представленных документов, что административный ответчик не признавал подтвержденными данные об утилизации отходов исключительно по упаковке «бутылки стеклянные».

В дополнении к отзыву административный ответчик подтверждает использование АО «Гланит» вторичного сырья при производстве бутылки стеклянной. В ходе рассмотрения дела, после получения документов от производителей упаковки в ответ на запросы суда административный ответчик указал, что некоторые иные данные не подтверждены.

В материалах дела имеется Письмо ООО «НовоТЭК» от ДД.ММ.ГГГГ, представленное в ответ на запрос суда, с указанием массовой доли вторичного сырья в произведенной упаковке в 2021 году.

Отклонение административным ответчиком документов, представленных ООО «НовоТЭК» в связи с тем, что не подтверждено, каким образом получено вторичное сырье для изготовления упаковки, неправомерно.

Довод административного ответчика о неподтверждении использования отходов в качестве вторичного сырья при производстве бутылки ООО «ЧСЗ-Липецк», в связи с тем, что отходы ввезены из иных стран, несостоятелен. Сам административный ответчик указывает, что ООО «ЧСЗ-Липецк» закупило отходы, которые были ввезены на территорию Российской Федерации. Отсутствие необходимости утилизации отходов касается исключительно тех отходов, которые вывезены за территорию страны.

Довод административного ответчика относительно упаковки, изготавливаемой ИП Долгополовым, также не подтверждается. Из представленных Долгополовым накладных видно, что им у ООО «ПК «ОЛПАК» закупается гранула ПВД и гранула стрейч.

Административным истцом представлена копия информационного письма ООО «ПК «ОЛПАК», согласно которому ООО «ПК «ОЛПАК» является производителем вторичных полимеров: гранулы ПВД и стрейч. Производитель также подтверждает, что закупаемый Долгополовым в 2021 году товар является продуктом вторичной переработки, в связи с чем не подлежит обязательной сертификации.

Для ПВД (полиэтилен высокого давления) установлен стандарт ГОСТ 16337-77, согласно которому полиэтилен получают полимеризацией этилена при высоком давлении, то есть первичным сырьем для изготовления полиэтилена является этилен, гранулы же являются вторичным сырьем.

Гранула ПВД – это результат переработки полимеров, бывших в употреблении, то есть утилизации коммерческих, бытовых и промышленных отходов, в данном случае, полиэтилена. Гранулу стрейч получают из отходов стрейч пленки.

Таким образом, указанные доводы административного ответчика являются оценочными суждениями, в нарушение ст. 62 КАС РФ никаких подтверждений, доказательств не приведено.

В связи с изложенным, суд находит необходимым признать данные по иным группам упаковки, указанные в Отчетности, подтвержденными.

Представленными доказательствами подтверждается происхождение отхода, его отнесение к отходам от использования товаров. Довод административного ответчика об образовании утилизированного боя стекла в производстве ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» на основе кода ФККО, предусмотренного только для стекольной промышленности, не обоснован.

В дополнении к отзыву на административное исковое заявление административный ответчик указал, что к отходам упаковки стеклянной могут относиться, например, отходы стекла и изделий из стекла незагрязненные «код ФККО 45110000000», такие как, лом изделий из стекла, тара стеклянная незагрязненная или тара стеклянная от химических реактивов незагрязненная, которые относятся к отходам потребления производственных и непроизводственных материалов, изделий, утративших потребительские свойства и не вошедших в блоки 1-3, 6-9.

Суд отмечает, что ссылка Южного МРУ Росприроднадзора на коды ФККО не имеет правового значения, так как действующим законодательством не установлено, что при обеспечении выполнения нормативов утилизации следует руководствоваться именно наименованиями и кодами указанных в нем отходов.

Блок 4, на который ссылается административный ответчик, включает как отходы потребления, так и другие отходы, что следует из наименования блока.

Коды ФККО не содержат сведений об отнесении отдельных кодов к отходам от использования товаров и упаковки.

Коды ФККО по разделам «Отходы производства пива и солода», «Отходы производства безалкогольных напитков, производства минеральных и прочих питьевых вод», «Прочие отходы производства напитков» не содержат отходов: бой стекла, лом изделий из стекла.

Разъяснения, утвержденные компетентным органом, о том, какие отходы включает код ФККО 45110000000, отражает ли только этот код отходов отходы от использования товаров, отсутствуют. Иных доказательств административным ответчиком не представлено.

Пунктами 2, 3 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» предусмотрено, что государственный кадастр отходов, который включает в себя ФККО, предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

Соответственно, императивных норм, обязывающих производителей товаров использовать исключительно коды ФККО при выполнении нормативов утилизации, не установлено.

Согласно Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки» (утв. Аппаратом Правительства РФ 28.12.2020 N 12888п-П11), главная цель института расширенной ответственности производителей - это не фискальная нагрузка, а увеличение числа утилизированных отходов, фактическая утилизация отходов имеет приоритет над уплатой экологического сбора.

Применение формального подхода к контролю за выполнением ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» норматива утилизации противоречит целям расширенной ответственности производителей и не может быть признано правомерным.

В Отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров за 2021 год в группе 48 «Упаковка стеклянная» по позиции: «количество отходов от использования товаров (части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) за отчетный год» отражено 339 440 кг, то есть в Отчетности отражено количество фактически переданных на утилизацию отходов, и они утилизированы. Расхождений между количеством фактически переданных на утилизацию отходов, утилизированных отходов и Отчетностью не установлено. Данные, указанные в Отчетности, подтверждены.

Таким образом, суд признает действия Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по отклонению отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год незаконными, а соответствующее требование административного иска подлежащим удовлетворению, равно как и требование о признании факта выполнения ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год и перевыполнения норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год, в количестве, отраженном в Отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год (Отчетность № 6797340) по всем группам упаковки товаров.

В случае не достижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее - Правила).

Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой из 36 групп товаров, подлежащих утилизации.

Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 284 «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».

Исходя из вышеприведенных норм, в случае достижения нормативов утилизации производителем товаров, который взял на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров (в том числе посредством заключения договоров с третьим лицом, осуществляющим утилизацию), экологический сбор не уплачивается.

Порядок представления формы расчета суммы экологического сбора и уплаты суммы экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Уплата экологического сбора и представление расчета осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Согласно пункту 3 Правил, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как установлено п. 15(2) Правил, в случае если при осуществлении контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, указанного в пункте 15(1) настоящих Правил, в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо установлен факт невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора, администратор экологического сбора составляет акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - акт контроля), форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В акте контроля указываются, в том числе факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора (пп. а) п. 15(3). Правил).

В силу п. 15(7) Правил, в случае несогласия с требованием, указанным в акте контроля, плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования направляет администратору экологического сбора копии документов, подтверждающих обоснованность расчета суммы экологического сбора, уплату экологического сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил.

Судом установлено, что ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» обеспечено выполнение норматива утилизации по всем группам упаковки товаров, в связи с чем обязательство по уплате экологического сбора не возникает.

Между тем, вопреки доводу административного ответчика, действующим законодательством не установлено, что в случае отсутствия обязательства по уплате экологического сбора, расчет производителем товаров не представляется.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в Южное МРУ Росприроднадзора направлен расчет экосбора ().

ДД.ММ.ГГГГ расчет отклонен с комментарием: «Информация в отчете представлена не полностью».

В нарушение норм действующего законодательства акты контроля до указанной даты в адрес административного истца не направлялись, факты ошибок, противоречий (несоответствий), которые, по мнению контролирующего органа, допущены при выполнении расчетов, не указаны. ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» лишено права подтвердить обоснованность представленного расчета суммы экологического сбора.

Исходя из изложенного, суд признает действия административного ответчика по отклонению расчета суммы экологического сбора за 2021 год незаконными.

Согласно представленному административным истцом расчету, сумма экологического сбора составляет 0 рублей.

В связи с тем, что судом установлено и материалами дела подтверждено выполнение норматива утилизации по всем группам упаковки товаров за спорный отчетный период, суд признает верным представленный расчет суммы экологического сбора за 2021 год.

Таким образом, требование административного истца о признании факта отсутствия задолженности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по экологическому сбору за 2021 год подлежит удовлетворению.

В силу п. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению № 1417, производители товаров, импортеры товаров ежегодно декларируют количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным Постановлением № 1417.

Декларация представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Производители, импортеры товаров включают в декларацию информацию о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров (произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из третьих стран или государств - членов Евразийского экономического союза) в целях реализации для внутреннего потребления на территории Российской Федерации на основании таможенных документов или первичных учетных документов.

Производители, импортеры товаров для подтверждения информации об упаковке товаров (весе, материале, использовании вторичного сырья при производстве упаковки) могут использовать информацию, содержащуюся в товарно-сопроводительных, коммерческих либо нормативно-технических документах, включая документы, полученные от контрагентов при осуществлении коммерческой деятельности.

Как следует из отзыва административного ответчика, ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» в ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора не были представлены документы, подтверждающие использование при производстве упаковки вторичное сырье (первичные учетные документы, товарно-сопроводительные, включая нормативно-технические, документы), которые в обязательном порядке должны содержать информацию о виде материалов, из которых сделана упаковка (упаковочные материалы), и доле вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (упаковочных материалов).

Указанное явилось причиной отклонения Декларации за 2021 год.

ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» ДД.ММ.ГГГГ подана Декларация ().

Запрос № АЧ-06-6325 Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора поступил в адрес ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил информацию об УПД, подтверждающих реализацию продукции, указав, что не обладает первичными учетными документами, товарно-сопроводительными, включая нормативно-технические, документами, стороной которых не является. Такие документы имеются у производителей упаковки, которым ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» направило соответствующие запросы о представлении указанных документов административному ответчику.

ДД.ММ.ГГГГ статус Декларации изменен на «отклонено» с комментарием: «В ответ на требование АЧ-06-6325 от ДД.ММ.ГГГГ, документы, подтверждающие долю вторичного сырья, использованного при производстве упаковки не представлены.»

Обществом представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика с просьбой представить имеющиеся сведения об использовании вторичного сырья производителями упаковки, в которой ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» реализует товар, а также ответ административного ответчика на указанное письмо ( от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым информация, поступающая от других юридических лиц, является служебной и разглашению не подлежит.

Административный истец также обращался в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с письмом от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой разъяснить, какие документы являются достаточными для подтверждения использования вторичного сырья при производстве упаковки.

В материалах дела имеется ответ на указанный запрос – письмо от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения по вопросу содержания вторичных материалов в упаковке» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно указанному письму, в качестве подтверждения процентного содержания вторичных материалов в упаковке производитель, импортер товаров может использовать письма от производителя упаковки с указанием массовой доли вторичного сырья и/или выписки из технологической/производственной документации производителя упаковки.

Суд учитывает тот факт, что административный истец не имеет доступа к первичным учетным документам третьих лиц, а также то, что Южным МРУ Росприроднадзора отказано в представлении необходимой информации. Указанные обстоятельства свидетельствуют об ограниченности возможностей производителей товаров при подтверждении использования вторичного сырья при производстве упаковки товаров.

С учетом разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» были представлены документы, свидетельствующие об использовании вторичного сырья при производстве упаковки в отношении стеклянной тары и пленки термоусадочной (изделия упаковочные пластмассовые прочие PE-LD).

Суд в порядке ст. 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направил запросы производителям упаковки товаров с истребованием документов, подтверждающих использование при производстве стеклобутылки вторичного сырья, которые должны содержать информацию о виде материалов, из которых сделана упаковка, и о доле вторичного сырья: ООО «ЧСЗ-Липецк», ООО «РОСТ-ИМПЭКС», ООО «НовоТЭК», АО «Гланит» и ИП Долгополову В.О..

Согласно представленных документов, все производители упаковки, поставившие ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» бутылку стеклянную, при ее производстве использовали вторичное сырье. Доля вторичного сырья при производстве бутылки стеклянной составила: в ООО «РОСТ-ИМПЭКС» - 40%, в АО «Гланит» по данным, представленным суду - ЗТЖ (оливковая тара), изготовленная с использованием 38 % вторичного сырья, ЗТ (зеленая тара), изготовленная с использованием 21 % вторичного сырья, Кт (коричневая тара), изготовленная с использованием 12 % вторичного сырья, в ООО «ЧСЗ-Липецк» - 22%.

Документы, представленные ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» и производителями упаковки, подтверждают использование вторичного сырья при производстве упаковки.

Таким образом, вся бутылка стеклянная, выпущенная в обращение в 2021 году административным истцом, была произведена с использованием вторичного сырья.

При подаче административного иска ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» заявлено требование о признании достоверной Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год , поданной ДД.ММ.ГГГГ, а также ее соответствии действующему законодательству.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела общество сообщило суду, что по рекомендации Национальной ассоциации природопользователей в связи с запросом Центрального аппарата Росприроднадзора, было вынуждено подать уточненную Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год, представив суду уточненную декларацию , поданную ДД.ММ.ГГГГ, а также письмо Национальной ассоциации природопользователей № Н/22-03972-П от ДД.ММ.ГГГГ и требование о необходимости представления декларации от ДД.ММ.ГГГГ № ТК-10-03-34/16228 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В уточненной Декларации не указаны данные о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья.

Информация, которая раскрывается в отчётности, должна быть достоверной. Это свидетельствует о том, что факты хозяйственной жизни отражаются в учёте без пропусков и искажений в тех периодах, когда они фактически произошли. Подача информации не должна вводить в заблуждение пользователя отчётности и приводить к неверным выводам.

Материалами дела, журналом АО «Гланит» о движении отходов, отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Акционерное Общество «Гланит» (П) за 2021 год подтверждается использование вторичного сырья при производстве бутылки стеклянной, в связи с чем не отражение в Декларации количества упаковки, произведенной из вторичного сырья, является искажением отчетности.

Материалами дела и расчетами, представленными административным истцом, также подтверждается информация о доле вторичного сырья, использованного при производстве упаковки и указанного в Декларации за 2021 год:

по позиции «Изделия упаковочные пластмассовые прочие PE-LD 4», произведенные из вторичного сырья, - 100%; по позиции «Бутылки стеклянные GL 71», произведенные из вторичного сырья, - 25 %; по позиции «Бутылки стеклянные GL 72», произведенные из вторичного сырья, - 29,6%.

Соответственно, принятие уточненной декларации , поданной ДД.ММ.ГГГГ, противоречит фактическим обстоятельствам, а также повлечет искажение сведений в Отчетности.

В связи с изложенным, уточненное требование административного истца о принятии декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год, с отражением количества упаковки, произведенной из вторичного сырья подлежит удовлетворению.

Судом не принимается довод административного ответчика об отклонении Декларации по причине непредставления документов, содержащих информацию о виде материалов и доле вторичного сырья, использованного при производстве упаковки, в связи с тем, что установленной формой Декларации не предусмотрено указание соответствующей информации.

Кроме того, соответствующие данные представлены производителями упаковки.

Учитывая, что судом установлен факт использования вторичного сырья при производстве упаковки, а также доля вторичного сырья, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования о признании незаконными действий Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по отклонению декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год, равно как и требование о признании подтвержденными данных о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья, по позиции «Бутылки стеклянные GL 71» графа 10 - 573 609 кг; по позиции «Бутылки стеклянные GL 72» графа 10 – 1 276 599 кг, по позиции: «Изделия упаковочные пластмассовые прочие PE-LD 4» графа 10 – 36 245 кг, в Декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год;

Административным ответчиком не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Действия Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора не соответствуют действующему законодательству и нарушают права, свободы и законные интересы ООО «Тихорецкий пивоваренный завод».

С учетом вышеизложенного, судом установлено наличие предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконными действий (бездействий) и признании фактов – удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействия) Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по отклонению (непринятию) отчетности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год, расчета суммы экологического сбора ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» за 2021 год, декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год.

Признать факт выполнения ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год и факт перевыполнения норматива утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров за 2021 год на 11 590 кг по упаковке стеклянной.

Признать факт отсутствия задолженности ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» по экологическому сбору за 2021 год.

Признать подтвержденными данные о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья, соответствующими количеству упаковки, выпущенной в обращение в РФ, указанной в Декларации ООО «Тихорецкий пивоваренный завод» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных на территории Российской Федерации за 2021 год,; по позиции «Бутылки стеклянные GL 71» графа 10 – 573 609 кг; по позиции «Бутылки стеклянные GL 72» графа 10 - 1 276 599 кг, а также подтвержденными данные о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья, по позиции: «Изделия упаковочные пластмассовые прочие PE-LD 4» графа 10 – 36 245 кг.

Обязать Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения в части соответствующего учета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2023 года.

Судья -