ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2988/19 от 07.08.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Фуфачевой Л.С. ,

с участием прокурора Петровой И.А. ,

с участием представителя административного истца ООО «Фирма Стройиндустрия» Момонова И.В. , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании <данные изъяты>» Н , представителя администрации г. Иркутска Пачу М.В. , действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-2988/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма Стройиндустрия» о признании недействующим постановления об утверждении проекта планировки,

УСТАНОВИЛ:

административный истец ООО «Фирма Стройиндустрия» обратился с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска о признании недействительным проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04 в части размещения объектов капитального строительства: многоуровневая автостоянка закрытого типа (номер на карте ЗР-1); общеобразовательная школа (номер на карте ЗР-3) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 21152 кв.м, по адресу: <адрес>; детский сад (номер на карте ЗР-4) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6065 кв. м по адресу: <адрес>, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 6000 руб. В обоснование требований административный истец указал, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2014 по делу № А19-9922/2014 удовлетворены исковые требования ЗАО «Фирма Стройиндустрия» о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения суда между ЗАО «Фирма Стройиндустрия» и министерством имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту – министерство) подписан договор аренды земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 21152 кв.м, по адресу: <адрес>. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ/з установлен основной вид разрешенного использования земельного участка «многоквартирные дома, в том числе со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения» и вспомогательный вид разрешенного использования «стоянки автомобильного транспорта, наземно-подземные парковки, предназначенные для хранения автомобилей». Распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ/з и от ДД.ММ.ГГГГ/з выбраны вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка «предпринимательство» и основной вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)». ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Фирма Стройиндустрия» и министерством заключен договор купли-продажи земельного участка, зарегистрировано право собственности. Поскольку в полученном градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ по проекту планировки Октябрьского округа г. Иркутска (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 16.11.2011 № 031-06-2585/11) в границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства предполагается размещение объекта капитального строительства местного значения – общеобразовательная школа, детский сад, многоуровневая стоянка, у ООО «Фирма Стройиндустрия» имеются препятствия начать застройку земельного участка в соответствии с его назначением. Обращает внимание, что при утверждении проекта планировки территории не учтены границы земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 21251 кв.м, по адресу: <адрес>, а также расположенной на данном земельном участке недвижимости - главный корпус, выкуплен ЗАО «Фирма Стройиндустрия» на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, не учтены объекты недвижимости: механические мастерские с гаражом на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 6065 кв.м, по адресу: <адрес>, переданные ЗАО «Фирма Стройиндустрия» на основании плана приватизации государственного имущества, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ/п, а также дробильные сортировочный узел, который выкуплен ЗАО «Фирма Стройиндустрия» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, плана приватизации государственного имущества (утв. Комитетом по управлению государственным имуществом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ/п). При разработке и утверждении проекта планировки территории с размещением общеобразовательных объектов вопрос об изъятии земельного участка и главного корпуса путем их выкупа не рассматривался. ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте admirk.ru опубликовано постановление администрации г. Иркутска от 21.07.2017 № 031-06-754/7 «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04». На чертеже планировки территории (приложение к постановлению) в нарушение инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утв. постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ) не отображена существующая застройка - объекты недвижимости (механические мастерские с гаражом, дробильные сортировочный узел, главный корпус), а также земельный участок с кадастровым номером . Ввиду незаконно разработанного и утвержденного проекта планировки территории у ЗАО «Фирма Стройиндустрия» отсутствует возможность использовать земельный участок по его назначению, осуществлять строительство, несмотря на то, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует градостроительному регламенту и не противоречит генеральному плану; ежегодно административный истец несет расходы по уплате имущественного налога; в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Иркутска административному истцу отказано в изъятии земельного участка.

В письменных возражениях представитель администрации г. Иркутска ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ) требования не признала, мотивируя тем, что оспариваемый проект планировки территории планировочного элемента О-03-04 (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 21.07.2017 № 031-06-754/7) принят в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оспариваемый нормативный правовой акт принят с учетом нормативной потребности, установленной с учетом местных нормативов градостроительного проектирования г. Иркутска, а также фактической потребности, подтверждаемой значениями перегруженности существующих объектов образования. Обращает внимание, что проект планировки является документом, связанным с генеральным планом городского округа, разрабатывается в развитие положений генерального плана, не может противоречить генеральному плану.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец требования уточнил, с учетом уточнений, просит суд признать недействующим постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04 в части размещения объектов капитального строительства: многоуровневая автостоянка закрытого типа (номер на карте ЗР-1), общеобразовательная школа (номер на карте ЗР-3) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 21152 кв.м, по адресу: <адрес>; детский сад (номер на карте ЗР-4) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6065 кв.м, по адресу: <адрес>, взыскать с администрации г. Иркутска расходов по уплате госпошлины в размере 6000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Мамонов И.В. требования поддержал с учетом уточнений, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Иркутска Пачу М.В. требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Петровой И.А. , полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит требования ЗАО «Фирма Стройиндустрия» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 31.03.2017 комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска, заместителем мэра г. Иркутска, издано распоряжение № 944-02-152/17 «О подготовке проектов планировки территорий планировочных элементов П-04-11, О-02-02, О-02-03, О-0302, О-03-03, О-03-04, О-03-05, О-03-07, С-04-35, в целях обеспечения устойчивого развития территории г. Иркутска, выделения элементов планировочной структуры. Данное распоряжение опубликовано в газете «Иркутск официальный» 04.04.2017 № 14 (702).

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации 14.04.2017 комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска, заместителем мэра г. Иркутска издано распоряжение № 944-02-00171/17 «О назначении публичных слушаний по проектам планировки территорий планировочных элементов О-02-02, О-02-03, О-03-02, О-03-03, О-03-04, О-03-05, О-03-07, С -04-35. Данное распоряжение опубликовано в газете «Иркутск официальный» 18.04.2017 № 16 (704). Информация о проведении публичных слушаний размещена на интернет-сайте https:/admirk.ru.

17.04.2017 комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска издано распоряжение № 944-02-00192/17 о публичных слушаниях по проекту планировки территории планировочного элемента О-03-04, утвержден план работы по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента О-03-04 (приложение № 1 к распоряжению заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 17.04.2017 № 944-02-00192/17), согласно которому проведение публичных слушаний назначено на 25.04.2017 с 11-15 до 11-45 по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 14-б, кааб. 112 (актовый зал). Данное распоряжение опубликовано в газете «Иркутск официальный» 18.04.2017 № 16 (704). Информация о проведении публичных слушаний размещена на интернет-сайте https:/admirk.ru.

Протоколом публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента О-03-04 подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по теме «проект планировки планировочного элемента О-03-04», в которых принимал участие генеральный директор ЗАО «Фирма Стройиндустрия» Швецов Н.В.

Согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории планировочного элемента О-03-04 от участников публичных слушаний поступили возражения в части размещения школы на земельном участке принадлежащем ЗАО «Фирма Стройиндустрия» на праве аренды с расположенными на нем строениями Фирмы. ДД.ММ.ГГГГ в газете «Иркутск официальный» (712) опубликовано заключение по результатам публичных слушаний. Информация размещена на интернет-сайте https:/admirk.ru.

Как следует из материалов дела, в соответствии с ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть не позднее 20 рабочих с момента опубликования заключения по результатам публичных слущшаний, администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки территории планировочного элемента О-03-04. Согласно постановлению утвержден проект планировки территории планировочного элемента О-03-04 в следующем составе: 1) основная часть: а) чертеж планировки территории, на котором отображены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (приложение ); б) чертеж планировки территории, на котором отображены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства коммунальной инфраструктуры: теплоснабжение (Приложение ); в) чертеж планировки территории, на котором отображены красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры (приложение ); г) положение о характеристиках планируемого развития территории положения об очередности планируемого развития территории (приложение ); д) чертеж планировки территории, на котором отображены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства коммунальной инфраструктуры: хозяйственно-бытовая канализация, ливневая канализация (приложение ); е) чертеж планировки территории, на котором отображены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства коммунальной инфраструктуры: электроснабжение (приложение ).

Согласно чертежу проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04 (приложение к постановлению администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ) определены границы зон размещения объектов местного значения, в которых по <адрес> предусмотрено размещение объектов – многоуровневой автостоянки - условный номер границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства – ЗР 1, условное обозначение очередности развития территории – II, ЗР 1 II; объекта дошкольного образования – ЗР 4 II, объекта начального общего и среднего образования – ЗР-3 II.

Приложение к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – положения о характеристиках планируемого развития территории; положения об очередности планируемого развития территории; положения о характеристиках и очередности планируемого развития территории – таблица 2 «Зоны планируемого размещения объектов местного значения»: ЗР 3 – общеобразовательная школа на 1500 мест 3,16 га по <адрес>, II очередь (2020-2022 гг.); ЗР 4 детский сад на 220 мест 1,03 га по <адрес>, II очередь (2020-2022 гг.). Таблица 3 «Зоны планируемого размещения жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения» ЗР-1 многоуровневая автостоянка закрытого типа на 315 мест 0,45 га в районе дома по <адрес>, II очередь (2020-2022 гг.).

Данное постановление опубликовано в газете «Иркутск официальный» 01.08.2017 № 32 (720). Информация о проведении публичных слушаний размещена на интернет-сайте https:/admirk.ru.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого постановления, суд установил, что в силу ст. 42 Устава города Иркутска (принят решение Городской думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4) администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области; разрабатывает и представляет мэру города проект бюджета города, проект стратегии социально-экономического развития города Иркутска, проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города, вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными законами и законами Иркутской области, и иным вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами к полномочиям мэра города, администрации города Иркутска.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории городского округа принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Таким образом, исследованными документами подтверждено, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом (администрацией г. Иркутска) в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования. При таких данных, оспариваемые положения постановления администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента в части размещения объектов капитального строительства (многоуровневая автостоянка закрытого типа, общеобразовательная школа, детский сад) подлежат судебной проверке на предмет соответствия его содержания нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.

В силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с ч. 12.7 ст. 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

Судом установлено, что согласно генеральному плану г. Иркутска (утвержден решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7, с изменениями, внесенными решением Думы г. Иркутска от 06.07.2002 № 005-20-360589/2, решением Думы г. Иркутска от 30.06.2016), Раздел 1 «Сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения городского округа, их основные характеристики и местоположение», для планировочного района 14 Парковый-Лисиха, наименование функциональной зоны «зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 эт. и более) (Ж4) предусмотрено размещение объектов социальной инфраструктуры – общеобразовательной школы на 1000 мест, детского дошкольного учреждения на 220 мест.

Согласно проекту планировки территории планировочного элемента О-03-04 (материалы по обоснованию проекта планировки территории, книга 2 «Обоснование положений по планировке территории, в том числе перечень мероприятия по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по обеспечению пожарной безопасности 16-029-ПП-ОМ) в разделе 2 «Обоснование соответствия планируемых параметров местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов. Обоснование очередности планируемого развития территории» указано, что градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования территории отражены в Правилах землепользования и застройки части территории г. Иркутска (утв. решением Городской Думы 6-ого созыва № 006-20-260430/6 от 28.10.2016 (в редакции решения Думы от 30.03.2017 № 006-20-320502/7) ЗР-3 – общеобразовательная школа, ЗР 4 – детский сад, приведено обоснование необходимости размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе детского дошкольного учреждения, общеобразовательной школы. Проектом предусмотрено строительство двух многоуровневых автостоянок общей вместимостью 945 машино-мест.

Анализ приведенных выше норм показал, что генеральный план г. Иркутска, как документ территориального планирования, являлся обязательным для органа местного самоуправления при принятии оспариваемого административным истцом документа по планировке территории – проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04. Установление планируемых к размещению объектов социальной инфраструктуры определяется документами территориального планирования, в связи с чем отображается в разрабатываемом на его основе проекте планировки территории.

Как следует из материалов дела, при разработке оспариваемого постановления об утверждении планировки территории (планировочный элемент О-03-04) учтены положения документов территориального планирования (генерального плана г. Иркутска), предусматривающего размещение объектов социальной инфраструктуры (школа и детский сад). В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществлялась на основании генерального плана г. Иркутска (утв. решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7, в редакции решения Думы г. Иркутска от 05.07.2016 № 006-20-230375/6).

Как следует из раздела 2 проекта планировки, обосновано соответствие планируемых параметров местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения требования градостроительных регламентов, которые отражены в Правилах землепользования и застройки г. Иркутска (утв. решением Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/6, в редакции решения Думы г. Иркутска от 30.03.2017 № 006-20-320502/7). Проектные решения относительно спорного планировочного элемента выполнены с учетом нормативов градостроительного проектирования, расчет дополнительной потребности в объектах социального обслуживания произведен на основе местных нормативов градостроительного проектирования г. Иркутска (утв. решением Думы г. Иркутска от 18.03.2016 № 006-20-190279/6). Основная часть проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04 содержит положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.

При этом в основе проектных решений в части размещения автостоянки учтены положения проекта планировки Октябрьского района г. Иркутска (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 16.11.2011 № 031-06-2585/1, предусмотренные генеральным планом уровень автомобилизации, составляющий на 2025 год: всех категорий автомобилей – 480 ед. на 1000 жителей.

Учитывая, что генеральным планом г. Иркутска в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более – Ж4) предусмотрено строительство дошкольного и общеобразовательного учреждений, проект в части строительства автостоянки также соответствует генеральному плану, суд приходит к выводу о том, что при принятии постановления об утверждении проекта планировки планировочного элемента О-03-04, в оспариваемой административным истцом части, требования Градостроительного кодекса, устанавливающие требования к документации по планировке территории, соблюдены.

Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 06.11.2003 № 387-О, ОТ 15.07.2010 № 931-о-о и от 25.02.2016 № 242-О).

Доводы административного истца о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте по планировке территории не учтена существующая застройка, расположенные на данной территории объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, вопрос об изъятии земельного участка органом местного самоуправления не разрешен, не могут быть приняты во внимание.

Суд учитывает, что оспариваемое регулирование осуществлено в сфере градостроительной деятельности и иные отношения не регламентирует, не является основанием для прекращения права собственности административного истца на принадлежащее ему недвижимое имущество, не ограничивает его права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, то есть для решения задач, предусмотренных ч. 1 ст. 42 ГрК РФ. Регулирование иных, не связанных с подготовкой проектов планировки территории, отношений осуществляется другими отраслями и нормами права. В силу п. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Решение об изъятии земельного участка принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в виде отдельного нормативного акта в соответствии с требованиями земельного законодательства. Оспариваемое административным истцом постановление об утверждении проекта планировки планировочного элемента О-03-04 не регулирует вопросы резервирования, изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, прекращения права собственности на объекты гражданских прав, осуществления денежной компенсации, в связи с чем не подлежит судебному контролю на предмет соответствия нормам ГК РФ, ЗК РФ.

Принимая во внимание, что нормативный правовой акт в оспариваемой части соответствует Градостроительному кодексу Российской Федерации, то есть иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, поскольку при разработке оспариваемого постановления об утверждении планировки территории (планировочный элемент О-03-04) учтены положения документов территориального планирования (генерального плана г. Иркутска), предусматривающего размещение объектов социальной инфраструктуры (школа и детский сад), в соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ в удовлетворении требований ЗАО «Фирма Стройиндустрия» о признании оспариваемого нормативного правого акта в части недействующим следует отказать.

Поскольку требования нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком были соблюдены, процедура принятия нормативного правового акта не нарушена, в соответствии со ст. 62 КАС РФ доказательств нарушения прав административного истца в связи с его изданием не представлено, требования ЗАО «Фирма Стройиндустрия» о признании недействующим постановления администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04 в части размещения объектов капитального строительства: многоуровневая автостоянка закрытого типа (номер на карте ЗР-1); общеобразовательная школа (номер на карте ЗР-3) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 21152 кв.м, по адресу: <адрес>; детский сад (номер на карте ЗР-4) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6065 кв.м, по адресу: <адрес>; требования о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 6000 руб., суд находит не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и размещению на официальном сайте администрации г. Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Фирма Стройиндустрия» о признании недействующим постановления администрации г. Иркутска от 21.07.2017 № 031-06-754/7 об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента О-03-04 в части размещения объектов капитального строительства: многоуровневая автостоянка закрытого типа (номер на карте ЗР-1); общеобразовательная школа (номер на карте ЗР-3) в границах земельного участка с кадастровым номером общей площадью 21152 кв.м, по адресу: <адрес>; детский сад (номер на карте ЗР-4) в границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6065 кв.м, по адресу: <адрес>; требования о взыскании расходов по уплате госпошлины в размере 6000 руб. – оставить без удовлетворения.

Возложить на администрацию г. Иркутска обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Иркутск официальный» и разместить на официальном сайте администрации г. Иркутска.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 13 августа 2019 года