№ 2а-2988/2021
24RS0056-01-2020-008547-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,
при секретаре Эрли Е.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к ГУФССП России по Красноярскому краю, МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что решением Центрального районного суда г. Красноярска от 24.10.2019 постановлено: «Признать действия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю о взыскании с ФИО3 в рамках исполнительного производства №-ИП от 10.01.2017 исполнительского сбора в размере 5 000 руб. незаконными. Настоящее решение является основанием для возврата исполнительского сбора в размере 4 000 руб. в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора». 03.04.2020 в адрес МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю административным истцом направлено заявление о возврате исполнительского сбора по указанному исполнительному производству с указанием реквизитов для перечисления денежных средств. В силу п. 6 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 550, возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления. Между тем, возврат исполнительского сбора административному истцу произведен 30.07.2020. Пропуск сроков совершения действий по возврату исполнительского сбора является незаконным бездействием МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю. Бездействием административного ответчика нарушено право ФИО3 на защиту частной собственности, в результате чего ФИО3 понес бремя негативных последствий, связанных с невозможностью распоряжения своими денежными средствами. Административный истец, с учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, выразившееся в несоблюдении установленных законом сроков по возврату исполнительского сбора; взыскать с ГУФССП России по Красноярскому краю расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о месте и времени слушания дела извещен, обеспечил явку представителя.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что после обращения ФИО3 с заявлением о возврате исполнительского сбора МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю была оформлена заявка на возврат денежных средств и направлена в ГУФССП России по Красноярскому краю. После поступления денежных средств на счет МОСП по ИНХ по г. Красноярску, вся подлежащая возврату сумма сразу была перечислена административному истцу.
Представитель административного ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В ходе судебного заседания установлено, что на основании исполнительного листа от 21.09.2016, выданного Железнодорожным районным судом г. Красноярска о возложении на ФИО3 обязанности по передаче <данные изъяты>, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 10.01.2017 возбуждено исполнительное производство №-ИП (впоследствии после перерегистрации присвоен №-ИП), которым должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа и разъяснены последствия нарушения указанного срока - взыскание исполнительского сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.02.2017 с должника ФИО3 взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей в связи с неисполнением в добровольном порядке требований, изложенных в исполнительном документе.
На основании постановления от 21.03.2019 судебным приставом-исполнителем внесены изменения в ранее вынесенное постановление от 06.02.2017, размер исполнительского сбора снижен до 1 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Красноярска от 24.10.2019 постановлено: «Требования удовлетворить частично. Признать действия судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю о взыскании с ФИО3 в рамках исполнительного производства №-ИП от 10.01.2017 исполнительского сбора в размере 5 000 руб. незаконными. Настоящее решение является основанием для возврата исполнительского сбора в размере 4 000 руб. в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 «Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора».
В силу ч.ч. 10, 11 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: 1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ; 2) исполнительного документа; 3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок возврата исполнительного сбора регламентирован Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550 (далее – Правила).
Согласно п. 3 Правил возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.
К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
В случае представления указанных документов представителем должника прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя должника.
В соответствии с п. 4 Правил возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Согласно п. 5 Правил возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.
Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
В соответствии с п. 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Как следует из материалов дела, 03.04.2020 ФИО3 направил в адрес МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю заявление о возврате исполнительского сбора по указанному исполнительному производству, в котором указал реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств, а также приложил копию решения Центрального районного суда г. Красноярска от 24.10.2019 с отметкой о вступлении в законную силу.
17.04.2020 указанное заявление получено административным ответчиком, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
21.05.2020 и.о. начальника отдела старшим судебным приставом ФИО2 в ГУФССП России по Красноярскому краю направлено заявление о возврате исполнительского сбора.
07.07.2020 денежные средства в размере 4 000 рублей поступили на счет МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, что подтверждается платежным поручением №.
30.07.2020 денежные средства в размере 4 000 рублей поступили на счет административного истца, что подтверждается платежным поручением №.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю нарушен срок возврата должнику излишне удержанного исполнительского сбора, предусмотренный п. 6 Правил, что привело к нарушению прав и законных интересов должника по исполнительному производству.
При таких обстоятельствах бездействие МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, выразившееся в нарушении установленных законом сроков возврата исполнительского сбора, следует признать незаконным.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: 1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; 2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; 4) расходы на оплату услуг представителей; 5) расходы на производство осмотра на месте; 6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; 7) другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Разрешая требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает, что в статье 112 КАС РФ речь идет об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Разумность размеров взыскиваемых расходов на оплату услуг представителей как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.
В подтверждение заявленных требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя суду представлен договор на оказание юридических услуг от 17.12.2020, заключенный между ФИО1 (исполнитель) и ФИО3 (заказчик). Предметом указанного договора является составление административного искового заявления и представление интересов в суде первой инстанции.
Согласно п. 3 договора заказчиком исполнителю оплачено вознаграждение в размере 15 000 рублей.
Как следует из материалов дела, представитель административного истца составил административное исковое заявление, уточненное исковое заявление, участвовал в одном судебном заседании.
Принимая во внимание удовлетворение исковых требований, а также учитывая категорию спора, не относящегося к категории сложных, объем выполненной представителем административного истца работы, стоимость аналогичных услуг в регионе, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика ГУФССП России по Красноярскому краю в пользу административного истца расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах в размере 8 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю, выразившееся в нарушении установленных законом сроков возврата должнику исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП (78/17/24097-ИП).
Взыскать с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю в пользу ФИО3 расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич