ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-298/2016 от 18.04.2016 Илекского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-298/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 апреля 2016 года село Илек Илекского района

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего, судьи Турмухамбетова М.Т., при секретаре судебного заседания Боковой Л.А.,

с участием прокурора Илекского района Оренбургской области Лупандина Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, по непринятию мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование своих доводов указал, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области была проведена проверка по вопросу соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что в процессе реализации и деятельности ревизионной комиссии Нижнеозерниского сельсовета Илекского района Оренбургской области выявлены нарушения, несовместимые с целью создания и принципами деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования.

Ревизионная комиссия Нижнеозернинского сельсовета Оренбургской области состоит из трех членов - председателя и двух инспекторов. При этом, председатель комиссии, является заместителем председателя Совета депутатов Нижнеозернинского сельсовета и занимается иной оплачиваемой деятельностью, в том числе предпринимательской.

Обращает внимание, что состав ревизионной комиссии не соответствует принципам организованной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления его деятельности, закрепленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», и которые выражаются в наделении контрольно-счетного органа специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, обладающего самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает включение в его состав лиц из числа членов представительного органа муниципального образования.

По мнению прокурора, ненадлежащая реализация принципа независимости контрольно – счетного органа муниципального образования проявляется также в отсутствии реальной финансовой автономности ревизионной комиссии, поскольку денежные средства на финансовое обеспечение ее деятельности в бюджет муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет не закладывались, что противоречит требованиям ст.6 вышеуказанного закона.

В связи с этим просит суд признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля и обязать Совет депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до ... принять меры по организации надлежащего внешнего муниципального финансового контроля в форме создания контрольно-счетного органа муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет, отвечающего требованиям Федерального закона № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебном заседании прокурор Илекского района Оренбургской области Лупандин Н.Г. поддержал свое заявление по основаниям, в нем изложенным.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился.

Выслушав прокурора Илекского района Лупандина Н.Г., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся общие положения о структуре органов местного самоуправления, в состав которых входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с положениями ст. 38 вышеназванного Федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности данного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования в составе председателя, аудиторов и аппарата, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа в составе контрольно-счетного органа муниципального образования может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя, а также должности аудиторов. При этом штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.

Статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» закрепляет полномочия контрольно-счетных органов муниципального образования, а именно: контроль за исполнением местного бюджета; экспертизу проектов местного бюджета; внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовку информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. На контрольно-счетный орган муниципального района также возложены полномочия по контролю за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района.

Согласно ч. 2 ст.3 вышеуказанного закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч.4 вышеназванной статьи контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации образуется в составе председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа. Законом субъекта Российской Федерации в составе контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.5).

Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч.5 ст.5).

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования (ч.6 ст.6).

Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч.7ст.7).

Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования - за счет средств местного бюджета. Финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетных органов предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий (ч.1 ст.20).

Положением о ревизионной комиссии Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области от ..., определено, что ревизионная комиссия Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Основными принципами деятельности ревизионной комиссии являются законность, объективность, эффективность, независимость, гласность.

Ревизионная комиссия Нижнеозернинского сельсовета состоит из председателя, заместителя председателя и аудиторов.

Как установлено судом, председатель комиссии является депутатом Совета депутатов Нижнеозернинского сельсовета Оренбургской области и занимается иной оплачиваемой деятельностью.

Однако принципы организованной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления деятельности выражаются в наделении его специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает включения в состав контрольно-счетного органа членов представительного органа муниципального образования.

Принцип независимости контрольно-счетных органов включает в себя формальную и фактическую независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций.

Однако ревизионная комиссия Нижнеозернинского сельсовета сформирована из в том числе и числа депутатов Совета депутатов, полномочия комиссии значительно уже тех, что закреплены в Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Одновременно с целью обеспечения нейтральности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации в числе требований, предъявляемых к кандидатам в должностные лица данного органа, имеется запрет для председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетных органов заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 7 ст. 7 Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»).

Более того, одной из самых важных гарантий самостоятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации выступает его финансовая автономность, закрепленная в ч. 1 ст. 20 Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Средства, предназначенные для финансового обеспечения деятельности контрольно-счетного органа субъекта РФ, предусматриваются в бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

В судебном заседании установлено, что председатель ревизионной комиссии – П.В.А. является заместителем председателя Совета депутатов, инспекторы ревизионной комиссии: М.А.Н.- ..., К.М.В.- ....

Согласно ст. 18 Положения о ревизионной комиссии Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет финансовое обеспечение деятельности ревизионной комиссии предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на нее полномочий. Контроль за использованием ревизионной комиссией бюджетных средств, государственного и муниципального имущества осуществляются на основании решений представительного органа местного самоуправления.

Однако из информации, предоставленной и.о. главы администрации Нижнеозернинский сельсовет А.Т.Р. прокурору Илекского района, финансовое обеспечение деятельности ревизионной комиссии не осуществляется, в бюджет муниципального образования финансирование деятельности ревизионной комиссии не закладывалось, трудовые договоры с председателем ревизионной комиссии, заместителем председателя и инспекторами, не заключались.

Федеральный законодатель установил, что контрольно-счетный орган муниципального образования должен быть сформирован и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном Федеральным закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который вступил в законную силу 1 октября 2011 года.

Поскольку ревизионная комиссия Совета депутатов муниципального образования Ниженеозернинский сельсовет Илекского района не отвечает признакам данного органа, суд приходит к выводу о том, что со стороны Совета депутатов Нижнеозернинского сельсовета имеется бездействие.

Указанное бездействие является существенным, так как по смыслу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган должен быть независимым, самостоятельным органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль муниципального бюджета. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления. Следовательно к организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, федеральным законодателем установлены особые требования, позволяющие сформировать действительно независимые и самостоятельные органы, осуществляющие внешний финансовый контроль муниципального бюджета. Иная организация деятельности контрольно-счетных органов местного самоуправления указывает на отсутствие должного внешнего финансового контроля муниципального бюджета.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд пришел к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны.

В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего внешнего муниципального контроля.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до ... принять меры по организации надлежащего внешнего муниципального финансового контроля в форме создания контрольно-счетного органа муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет, отвечающего требованиям Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 7 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» или путем заключения соглашения о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.Т. Турмухамбетов

Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2016 года.

Судья М.Т. Турмухамбетов