ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-298/2018 от 19.04.2018 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело №2а-298/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2018 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., с участием старшего помощника прокурора Кош-Агачского района Бештаовой Ю.Н., по административному исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Село Кош-Агач», администрации МО «Тобелерское сельское поселение», администрации МО «Кокоринское сельское поселение», администрации МО «Бельтирское сельское поселение», администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечения доступности Интернет-сайта для лиц, ограниченных по зрению,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Село Кош-Агач», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией МО «Село Кош-Агач» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТом. Официальный сайт администрации МО «Село Кош-Агач» по адресу: http://admkoshagach.ru, версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует, что свидетельствует о нарушении администрацией МО «Село Кош-Агач» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Село Кош-Агач» по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать администрацию МО «Село Кош-Агач» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://admkoshagach.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Село Кош-Агач» для слабовидящих.

Административное исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен номер 2а-298/2018.

Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Тобелерское сельское поселение», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией «Тобелерское сельское поселение» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТом. Официальный сайт администрации МО «Тобелерское сельское поселение» по адресу: http://tobeler.ucoz.ru, версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует, что свидетельствует о нарушении администрации МО «Тобелерское сельское поселение» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Тобелерское сельское поселение» по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать администрации МО «Тобелерское сельское поселение»» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://tobeler.ucoz.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Тобелерское сельское поселение» для слабовидящих.

Административное исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен номер 2а-299/2018.

Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Кокоринское сельское поселение», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией «Кокоринское сельское поселение» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТом. Официальный сайт администрации МО «Кокоринское сельское поселение» по адресу: http://kokorya.ucoz.ru/, версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует, что свидетельствует о нарушении администрации МО «Кокоринское сельское поселение» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Кокоринское сельское поселение» по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать администрации МО «Кокоринское сельское поселение»» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://kokorya.ucoz.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Кокоринское сельское поселение» для слабовидящих.

Административное исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен номер 2а-300/2018.

Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Бельтирское сельское поселение», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией «Бельтирское сельское поселение» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТом. Официальный сайт администрации МО «Бельтирское сельское поселение» по адресу: http://www.beltirsp.ru/, версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует, что свидетельствует о нарушении администрации МО «Бельтирское сельское поселение» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Бельтирское сельское поселение» по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать администрации МО «Бельтирское сельское поселение»» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://www.beltirsp.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Бельтирское сельское поселение» для слабовидящих.

Административное исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен номер 2а-301/2018.

Прокурор Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка соблюдения требований федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, в части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с ГОСТом. Официальный сайт администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» по адресу: http://telengit.ru/, версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует, что свидетельствует о нарушении администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно. Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов; обязать администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://telengit.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» для слабовидящих.

Административное исковое заявление принято к производству суда, делу присвоен номер 2а-302/2018.

Для более полного всестороннего рассмотрения дела №2а-298/2018, №2а-299/2018, №2а-300/2018, №2а-301/2018, №2а-302/2018 соединены в одно производство для их совместного рассмотрения, им присвоен общий номер - 2а-298/2018.

В судебное заседание представители администраций МО «Село Кош-Агач»,МО «Тобелерское сельское поселение», МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение», МО «Кокоринское сельское поселение», МО «Бельтирское сельское поселение» не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора признали в полном объеме.

В соответствии с положениями ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бештаова Ю.Н. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В развитие требований Федерального закона №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов но зрению» (далее по тексту - ГОСТ)», утверждены Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2077 и введен в действие с 01.01.2014.

В п. 3.1.1 ГОСТа указано, доступность Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

В соответствии с указанным ГОСТом предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Для веб-сайта, предусматривающего значительное число, элементов, которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.

Части 4 и 5 ГОСТа содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2 ГОСТ при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению необходимо придерживаться следующих основных принципов: п. 4.2.1 - Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п. 4.2.2. -Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п. 4.2.3 Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п. 4.2.4 - Надежность: Контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.

Пункт 4.3 ГОСТа предусматривает, что для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТу Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программы экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

В соответствии с пунктами 4.5, 4.6 ГОСТа для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, поскольку к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен. Из положений пунктов 5.1.2, 5.1.3 ГОСТ следует, что часто посещаемые страницы по своему объему должны быть не более 2-3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15. Графический файл несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжен поясняющим текстом.

Пунктами 5.1.7.4, 5.1.7.7 ГОСТа предусмотрено, что размер шрифта может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности.

Для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик: цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем; ширина строки не превышает 80 символов; текст не выровнен по ширине строки (одновременно по правому и левому краям): межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1, 5 раза; размер шрифта текста может бать изменен в пределах 200% без использования вспомогательных технологий таким образом, чтобы пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран.

В судебном заседании нашли свое подтверждения нарушения администрациями МО «Село Кош-Агач»,МО «Тобелерское сельское поселение», МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение», МО «Кокоринское сельское поселение», МО «Бельтирское сельское поселение» требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.

В соответствии с ч.5 ст.46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Признание административными ответчиками представителями администраций МО «Село Кош-Агач»,МО «Тобелерское сельское поселение», МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение», МО «Кокоринское сельское поселение», МО «Бельтирское сельское поселение» административного иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Следовательно, требования прокурора Кош-Агачского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Кош-Агачского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Село Кош-Агач», администрации МО «Тобелерское сельское поселение», администрации МО «Кокоринское сельское поселение», администрации МО «Бельтирское сельское поселение», администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, незаконным.

Обязать администрацию МО «Село Кош-Агач» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://admkoshagach.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Село Кош-Агач» для слабовидящих.

Обязать администрацию МО «Тобелерское сельское поселение» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://tobeler.ucoz.ru в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Тобелерское сельское поселение» для слабовидящих.

Обязать администрацию МО «Кокоринское сельское поселение» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://kokorya.ucoz.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Кокоринское сельское поселение» для слабовидящих.

Обязать администрацию МО «Бельтирское сельское поселение» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://www.beltirsp.ru/ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Бельтирское сельское поселение» для слабовидящих.

Обязать администрацию МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» привести сайт по адресу в сети Интернет: http://telengit.ru/ в соответствие с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта администрации МО «Теленгит-Сортогойское сельское поселение» для слабовидящих.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья В.А. Алеховиков

Мотивированное решение изготовлено 24.04.2018