Дело № 2а – 298/2022
УИД 27RS0010-01-2022-000388-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.05.2022 пос. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к судебному-приставу-исполнителю ОСП по Солнечному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Солнечному району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 об уменьшении исполнительского сбора, мотивируя тем, что решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 04.10.2018 по делу 2а-508/2018 администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обязана в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать на территории сельских поселений «Поселок Джамку», «Поселок ФИО3» Солнечного муниципального района Хабаровского края надлежащее водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты в соответствии со строительными норами и правилами Российской Федерации; осуществить капитальный ремонт объектов централизованного водоотведения п. ФИО4, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
26.11.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Солнечному району ФИО2 возбуждено исполнительное производство № 62593/19/27010-ИП на основании исполнительного листа, выданного по указанному выше административному делу. Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 06.12.2019 администрации Солнечного муниципального района предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу № 2а-508/2018 до 01.01.2022.
12.01.2022 в Администрацию района поступило требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений об исполнении решения суда.
Администрацией Солнечного муниципального района совершались все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение требований исполнительного документа, но по объективным непреодолимым обстоятельствам, независящим от воли Администрации, решение суда не было исполнено в установленный срок. Неисполнение решения суда вызвано тяжелым материальным положением органа местного самоуправления, необходимостью больших финансовых средств для выполнения требуемых работ, которые выполнить без финансовой поддержки из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не представляется возможным. О наличии данных обстоятельств и о проделанной работе сообщалось в службу судебных приставов.
Административный истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству № 62593/19/27010-ИП от 26.11.2019, взысканному постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району от 04.04.2022, до 37 500 рублей.
Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 04.05.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в качестве заинтересованного лица – взыскатель Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор.
Представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Солнечному району ФИО2 административный иск не признала, пояснив, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено законно и обоснованно, оснований для снижения размера исполнительского сбора не имеется. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель административного ответчика УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие данного представителя административного ответчика.
Заинтересованное лицо и.о. Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселов Е.Ф. просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил суду заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу 23.10.2018 решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 04.10.2018 по делу 2а-508/2018 администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обязана в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать на территории сельских поселений «Поселок Джамку», «Поселок ФИО3» Солнечного муниципального района Хабаровского края надлежащее водоотведение сточных вод, исключающее сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и в водные объекты в соответствии со строительными норами и правилами Российской Федерации; осуществить капитальный ремонт объектов централизованного водоотведения п. ФИО4, находящихся в неудовлетворительном состоянии.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 26.11.2019 на основании выданного судом исполнительного листа ФС № 018655228 возбуждено исполнительное производство № 62593/19/27010-ИП, должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления.
Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 06.12.2019 администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 04.10.2018 по делу № 2а-508/2018 до 01.01.2022.
12.01.2022 в администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края поступило требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району ФИО2 о предоставлении в срок до 20.01.2022 сведений об исполнении решения суда по делу № 2а-508/2022.
Ввиду неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок 04.04.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Солнечному району вынесено постановление о взыскании с администрации Солнечного муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В статье 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление от 30 июля 2001 года N 13-П).
Из материалов дела следует, что письмом от 20.01.2022 № 01-27/100 администрацией муниципального района ОСП по Солнечному району предоставлена информация о ходе исполнения судебного решения, согласно которой неисполнение в срок решения суда вызвано большой стоимостью работ и отсутствием таких денежных средств в бюджете муниципального района.
Решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 19.12.2019 № 165 утвержден бюджет Солнечного муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 24.12.2020 № 257 утвержден бюджет Солнечного муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Собственные доходы бюджета района составляют немного более 30% от общего бюджета, основным источником доходов бюджета являются межбюджетные трансферты из федерального и краевого бюджетов, что составляет около 70% от общего бюджета.
Особенности применения бюджетной классификации доходов и расходов бюджета состоят в том, что кредитные обязательства муниципального района отражаются в статье доходов бюджета, при этом в расходной части бюджета обязательства по погашению кредита не отражаются, в связи с чем, в бюджете муниципального района ставится профицит, тогда как фактически бюджет района является дефицитным, профицит составляют денежные средства бюджетных кредитов района.
Аналогичная ситуация имеется и с бюджетом муниципального района на 2022 год.
Решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 23.12.2021 № 364 утвержден бюджет Солнечного муниципального района на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Запланированные собственные доходы бюджета района на 2022 год составляют 34,11% от общего бюджета, основным источником доходов бюджета являются межбюджетные трансферты из федерального и краевого бюджетов, что составляет 65% от общего бюджета.
Таким образом, бюджет муниципального района является дефицитным и высокодотационным, что свидетельствует о тяжелом материальном положении органов местного самоуправления Солнечного муниципального района.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов муниципального района, при распределении средств районного бюджета в 2020 и 2021 годах, учитывалась минимально необходимая потребность финансового обеспечения расходных обязательств, направленных на решение первоочередных жизненно необходимых и социально значимых вопросов местного значения муниципального района, возложенных на муниципальный район действующим законодательством.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами Администрация муниципального района не исполнила решение суда в установленный срок, так как для выполнения необходимых работ требуются значительные для бюджета муниципального района денежные средства.
В целях исполнения решения суда отделом жилищно-коммунального хозяйства администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края заключены договоры с ООО «Дальневосточное предприятие «Водоканалналадка» на проведение инженерно-технической оценки состояния очистных сооружений канализации, расположенных в п. ФИО4 (№ 021/2019 от 25.03.2019), и на выдачу инженерно-технического заключения по системам водоотведения п. ФИО3 (№ 04/2019 от 23.05.2019) и п. Джамку (№ 06/2019 от 30.07.2019).
По результатам инженерно-технического обследования систем водоотведения установлено, что для исполнения решения суда по очистным сооружения в п. ФИО4, п. ФИО3, п. Джамку требуется ориентировочно 172,0-183,5 млн. руб. в ценах 2019 г.
При этом, для получения субсидии на софинансирование расходных обязательств из краевого бюджета необходимо разработать проектно-сметную документацию за счет средств районного бюджета.
Проектно-сметная документация разрабатывается только за счет средств местного бюджета, субсидии на софинансирование расходных обязательств из краевого бюджета на разработку проектно-сметной документации не предоставляются, при том, что объем денежных средств на выполнение данных работ достаточно велик.
В связи с недостаточностью денежных средств в районном бюджете на 2019-2021 гг. выполнить мероприятия по разработке проектно-сметной документации не представилось возможным.
Реализовать данные мероприятия возможно только на условиях софинансирования при предоставлении финансовой помощи из краевого, федерального бюджетов.
В соответствии с запросом Комитета по внутренней политики Правительства Хабаровского края от 28.10.2019 № 1.22-3468 направлено письмо от 30.10.2019 № 01-21-2436 о потребности муниципального района в проектной документации в отношении социально значимых объектов, в строительстве которых имеется высокая потребность, в том числе очистных сооружений в поселках Солнечный, Горный, Хурмули, ФИО3, ФИО4, Березовый, Амгунь, Джамку.
Письмом от 12.02.2020 № 01-21/352 администрация муниципального района обращалась к Губернатору Хабаровского края с просьбой о содействии в исполнении судебных актов.
Министерством ЖКХ Хабаровского края был дан ответ на вышеуказанное письмо, согласно которому основным условием предоставления субсидии из краевого бюджета является наличие разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации и подтверждение финансирования объекта из местного бюджета, финансирование из средств краевого бюджета разработки проектно-сметной документации не предусмотрено.
В связи с отсутствием средств в районном бюджете на разработку проектно-сметной документации, Администрация муниципального района обращалась за помощью в министерство строительство Хабаровского края и КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края" от 20.08.2020 за исх. № 01-20/1476 и от 24.08.2020 за исх. № 01-20/1489 с просьбой в оказании помощи разработки проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию очистных сооружений в 6 поселениях района, однако просьбы оставлены без удовлетворения.
В 2021 году администрацией муниципального района на совещании с главами городских округов и муниципальных районов края ставились вопросы необходимости исполнения судебных решений, недостаточности средств на их исполнение, в том числе вопрос об отсутствии средств на разработку проектно-сметной документации.
По результатам совещания принято решение министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края подготовить предложения по реализации мероприятий по строительству очистных сооружений в муниципальных образованиях края с учетом имеющихся решений судов, практики других субъектов Российской Федерации и возможности участия в государственных программах Российской Федерации (п. 8.1 протокола совещания от 17.11.2021).
Объекты коммунального хозяйства инфраструктуры поселений Солнечного муниципального района в основном не отвечают современным условиям, имеют значительный физический и моральный износ.
В бюджете района предусматриваются денежные средства на реализацию программ, направленных на капитальный ремонт коммунальных объектов, в 2019-2021 году проведен ряд мероприятий по капитальному ремонту коммунальных объектов.
Также из материалов дела следует, что в январе 2022 года от ООО «Просто групп» Администрации района поступило коммерческое предложение, согласно которому расходы на разработку проектной документации составляют 8-9 млн. руб. для одного проекта (для примера производился расчет по проектной документации для очистных сооружений п. ФИО3, п. Джамку).
Таким образом, только на разработку проектно-сметной документации для очистных сооружений 6 поселений муниципального района (по решениям суда) необходимо ориентировочно около 50 млн. руб.
В связи с ограниченными возможностями районного бюджета ежегодно возникает необходимость в определении приоритетов, в выборе наиболее значимых мероприятий для обеспечения безаварийной, бесперебойной работы объектов коммунального хозяйства.
Администрацией муниципального района разработан ряд муниципальных программ, выполнение которых позволяет повысить качество и стабильность предоставления коммунальных услуг, снизить расходы коммунальных предприятий, но дефицит районного бюджета не позволяет осуществить реализацию намеченных мероприятий в полном объеме.
Постановлением администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 01.09.2021 № 132 (в редакции постановления от 03.02.2022 № 17) утверждена муниципальная программа «Развитие комплекса системы водоотведения сельских поселений Солнечного муниципального района Хабаровского края на период 2022-2025 г.г.», которая включает в себя следующие мероприятия:
1) разработка проектно-сметной документации на строительство модульных очистных сооружений в п. ФИО3, п. Джамку;
2) строительство комплекса очистных сооружений в вышеуказанных поселениях;
3) капитальный ремонт, реконструкция сетей водоотведения с. ФИО4.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что принимаемые администрацией Солнечного муниципального района меры по ремонту коммунальных объектов, в том числе направленные на исполнение решений суда, без финансовой поддержки края выполнить невозможно.
Для получения субсидии на софинансирование расходных обязательств из краевого бюджета необходимо разработать проектно-сметную документацию за счет средств районного бюджета, однако, в связи с недостаточностью денежных средств в районном бюджете, выполнить мероприятия по разработке проектно-сметной документации не представляется возможным.
При этом Администрацией принимаются меры к привлечению содействия края в решении данных вопросов, поскольку проведение капитального ремонта объектов коммунального хозяйства требует значительных финансовых затрат, которые непосильны для муниципального района с учетом объема собственных доходов района.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края принимались необходимые меры, направленные на надлежащее исполнение требований исполнительного документа, свидетельствующие об отсутствии вины Администрации в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, о чем 20.01.2022 судебному приставу-исполнителю направлены должником соответствующие сведения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований администрации Солнечного муниципального района об уменьшении исполнительского сбора до 37 500 рублей.
Частью 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом.
В абзаце третьем пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 07.06.2014, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
В данном случае судебным приставом-исполнителем при принятии постановления о взыскании исполнительского сбора не была дана надлежащая оценка сведениям, представленным должником, о предпринятых мерах по исполнению исполнительного документа.
Руководствуясь ст. 175, 176-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к судебному-приставу-исполнителю ОСП по Солнечному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Изменить постановление от 04.04.2022 судебного пристава-исполнителя ОСП по Солнечному району Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО2 о взыскании с администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края по исполнительному производству № 62593/19/27010-ИП, уменьшить сумму исполнительского сбора до 37 500 рублей (тридцати семи тысяч пятисот рублей 00 коп.)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Вовченко
Решение в окончательной форме принято 19.05.2022.