Дело № 2а-2990/2019 № Решение Именем Российской Федерации 15 августа 2019 года г. Омска Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре Новохатской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об оспаривании действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, Установил: ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. В обоснование требований указывает, что 20.02.2019 она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением, просила принять решение о подготовке документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории, утвержденные Постановлением Администрации г. Омска от 16.07.2012 №969-п, в границах планировочного элемента №6, 3 жилого района. Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 15.04.2019 в подготовке распоряжения о разработке документации по планировке территории отказано, ввиду нецелесообразности. Из ответа департамента от 15.04.2019 также следует, что в границах планировочного элемента №6 расположены земельные участки с кадастровыми номерами: № (земельный участок, принадлежащий истцу), № (земельные участки, находящийся в аренде у ООО «Авангард»). На земельных участках с кадастровыми номерами № введен в эксплуатацию объект – гостиничный комплекс, что соответствует утвержденному проекту планировки территории. Административный истец полагает отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в принятии решения о подготовке документации по планировке территории незаконным и нарушающим права и интересы административного истца. Указывает, что административным истцом и ООО «Авангард» планируется совместное освоение территории в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, № с целью капитального строительства, что требует значительных материальных затрат, в связи с чем, для реализации возможного строительства истец обратилась в департамент с вышеназванным заявлением. Со ссылкой на положения ст. 45 ГрК РФ просит признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, выраженный в письме от 15.04.2019 №ОГ-ДАГ/06/305 незаконным и нарушающим права и интересы административного истца. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска принять решение о подготовке документации по планировке территории для внесения изменений в проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденные Постановлением Администрации г. Омска от 16.07.2012 №969-п, в границах планировочного элемента №6, 3 жилого района. Административный истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Представитель административного истца, действующий по доверенности ФИО2, в судебном заседании исковые требования уточнил, указав, что проект планировки территории, утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от 16.07.2012 №969-п относит земельный участок, принадлежащий административному истцу к зоне планируемого размещения объектов административно-делового и общественного назначения (ОД), что противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, утвержденным Решением Омского городского Совета №201 от 10.12.2008г. и основным вспомогательным видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом для зоны ЖЗ-2852. Устранение данного противоречия послужило основанием для обращения административного истца в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о принятии решения о подготовке документации о внесении изменений в проект планировки территории. С учетом уточнений, просил признать отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, выраженный в письме от 15.04.2019 №ОГ-ДАГ/06/305 незаконным и нарушающим права и интересы административного истца. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска принять решение о подготовке документации по планировке территории для внесения изменений в проект планировки территории, утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от 16.07.2012 №969-п, в границах планировочного элемента №6, 3 жилого района. Представитель административного ответчика, действующая по доверенности ФИО3, иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, согласно которому, обращение ФИО1 о подготовке документации для внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории департаментом было рассмотрено. По результатам рассмотрения было установлено следующее: проект межевания территории в указанных границах не утвержден. Проектом планировки территории зона №6.21 определена как зона планируемого размещения объекта административно-делового и общественного значения. В границах зоны №6.21 расположены земельные участки с кадастровыми номерами: №, площадью 0,1 га, находящийся в частной собственности; №, площадью 0,75 га, находящийся в муниципальной собственности; №, площадью 0,36 га, государственная собственность на который не разграничена. В отношении земельных участков № заключены договоры аренды с ООО «СК «Авангард». На указанных земельных участках ООО «СК «Авангард» в 2018г. введены в эксплуатацию 1 очередь строительства гостиничного комплекса по <адрес> – <адрес> административном округе г.Омска, II этап строительства гостиничного комплекса по <адрес> – <адрес> административном округе г.Омска. Размещение объекта «гостиничный комплекс» соответствует утвержденному проекту планировки территории. В связи с чем, принятие правового акта о внесении изменений в утвержденной проект планировки территории и разработке межевания территории в указанных границах нецелесообразно. В соответствии со ст. 41.2 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с результатами инженерных изысканий, которые выполняются в целях получения материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков. Согласно приложенного к данному обращению техническому заданию, выполнение инженерно-геодезических изысканий определено в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,1017 га. Для проведения инженерных изысканий на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рекомендуется получить в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска разрешение для выполнения инженерных изысканий. Проект планировки территории принят в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 №43, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2018 №201. Представитель заинтересованного лица ООО «Авангард» в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Постановлением Администрации города Омска от 16.07.2012 N 969-п утвержден проект планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (<адрес>; <адрес> - <адрес> - <адрес>, <адрес><адрес>). Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 на основании договора купли продажи от 09.12.2016 является собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 82,7 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес> и собственником 678/1017 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 1017 кв.м., разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес <адрес>, ЛАО, <адрес>. АНО «Спортивно-культурный центр олимпийской подготовки «Авангард» на основании договора купли продажи от 07.12.2016 является собственником 1/3 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 82,7 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес> и собственником 339/1017 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 1017 кв.м., разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес <адрес>, ЛАО, <адрес>. 20.02.2019 ФИО1 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением, согласно которому на основании ст. 45 ГрК РФ просила принять решение о подготовке документации для внесения изменений в проект планировки и межевания территории, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 16.07.2012 N 969-п "Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области", в границах планировочного элемента №6, 3 жилого района. В приложении к заявлению указано – копия выписки ЕГРН на земельный участок кадастровый №, техническое задание. В ответе департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 15.04.2019, направленном в адрес ФИО1, согласно журналу учета отправляемых документов 15.04.2019, указано со ссылкой на ст. 42 ГрК РФ, что проектом планировки территории зона №6.21 определена как зона планируемого размещения объекта административно-делового и общественного значения. В границах указанной зоны расположены земельные участки с кадастровыми номерами: №, площадью 0,1 га, находящийся в частной собственности; №, площадью 0,75 га, находящийся в муниципальной собственности; № площадью 0,36 га, государственная собственность на который не разграничена. В отношении земельных участков № заключены договоры аренды с ООО «СК «Авангард». На указанных земельных участках ООО «СК «Авангард» в 2018г. введены в эксплуатацию 1 очередь строительства гостиничного комплекса по <адрес> – <адрес> административном округе г.Омска, II этап строительства гостиничного комплекса по <адрес> – <адрес> административном округе г.Омска. Размещение объекта «гостиничный комплекс» соответствует утвержденному проекту планировки территории. В ответе департамент указал, что принятие правового акта о внесении изменений в утвержденной проект планировки территории и разработке межевания территории в указанных границах нецелесообразно. Кроме того, со ссылкой на ст. 41.2 ГрК РФ, указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с результатами инженерных изысканий, которые выполняются в целях получения материалов, необходимых для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнения их предельных параметров, установления границ земельных участков. Согласно приложенного к данному обращению техническому заданию, выполнение инженерно-геодезических изысканий определено в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 0,1017 га. Для проведения инженерных изысканий на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рекомендуется получить в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска разрешение для выполнения инженерных изысканий. Проект планировки территории принят в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 №43, Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2018 №201. Оценивая оспариваемые действия департамента, выраженные в письме от 15.04.2019, суд исходит из следующего. В статье 2 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. В силу положений статей 9 и 18 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. К документам территориального планирования относятся документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений. При этом документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (статья 41 ГрК РФ). Согласно статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований. Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (части 1 и 3). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (пункт 1 статьи 41.1 ГрК РФ в редакции на момент спорных правоотношений). Системный анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что документы по планировке территории разрабатываются на основе положений генерального плана и правил землепользования и застройки муниципальных образований (поселений) и не могут им противоречить. Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Частью 8 этой же статьи предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 данной статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. В соответствии с частью 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа. Частью 21 статьи 45 ГрК РФ определено, что внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям. Исходя из смысла приведенных положений закона, корректировка (внесение изменений) проекта осуществляется в том же порядке, определенном названными статьями. В силу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В силу ч. 2 ст. 46 ГрК РФ указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Исходя из положений части 5 статьи 45 ГрК РФ, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа. Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" утверждено "Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, согласно которому в функции департамента входит принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации. Таким образом, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уполномочен принимать решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивать подготовку указанной документации. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в ст. 17 определено, что решение о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории города Омска принимается Администрацией города Омска по собственной инициативе либо на основании предложений физических и юридических лиц. Предложения физических и юридических лиц о подготовке документации по планировке территории направляются в Администрацию города Омска, с указанием границ соответствующей территории, обоснованием необходимости выполнения планировки территории, характере предполагаемых действий по осуществлению строительных преобразований территории. К предложениям о подготовке документации по планировке территории в целях обоснования потенциальных строительных намерений могут прилагаться графические материалы (чертежи, карты, схемы), технико-экономические обоснования. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается Администрацией города Омска путем издания муниципального правового акта, в котором определяются границы соответствующей территории, порядок и сроки подготовки документации, ее содержание, действия по обеспечению подготовки документации. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Омской области, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами города Омска (ч. 9). Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании цель внесения изменений в проект планировки территории установление зоны Ж, для размещения объектов средней этажности. Вместе с тем, как следует из выкопировки из Генерального плана муниципального образования городской округ г. Омск (л.д. 31), карты градостроительного зонирования территории (л.д. 32) земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне жилой застройки средней этажности Ж3, что соответствует заявленной истцом цели. Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. В данном случае нарушений прав административного истца, которые бы требовали судебного пресечения, не усматривается. Заявление от 20.02.2019 ФИО1, направленное в департамент обоснований внесения изменений в проект планировки не содержит. Какие либо документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в проект планировки, к заявлению не прилагались, а техническое задание (приложение к заявлению) на выполнение топографической съемки таким документом не является. Совокупный анализ положений статей 45, 46 ГрК РФ показывает, что заинтересованное лицо может выступать инициатором внесения изменения в документацию по планировке территории и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании таких изменений. Однако из указанных норм права не следует, что подаче такого предложения корреспондирует безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории за счет бюджетных средств. Оспариваемый ответ департамента к таким основаниям отнести нельзя. В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Срок обращения ФИО1 в суд (17.07.2019) не нарушен (с учетом времени прохождения почтовой корреспонденции). Оспариваемый отказ от 15.04.2019, направлен в ее адрес 15.04.2019 простой почтой, доказательство иного административным ответчиком суду не предоставлено. Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выразившихся в ответе от 15.04.2019 № исх-ог-даг 06/305, отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.Н. Ретуева <данные изъяты> |