Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» сентября 2021 года г. Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Дроздова К.В.,
при секретаре судебного заседания Сюмриной О.И.,
с участием:
– помощника прокурора г. Геленджика Шургалюка Е.П.,
– административного истца Токаренко Е.В.,
– административного ответчика представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-40 г. Геленджика Карелина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Токаренко Е.В. к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-40 г. Геленджика об оспаривании решения участковой избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Токаренко Е.В. обратился в Геленджикский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения № участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-40 от 19.09.2021, которым ему отказано во включении в список избирателей, поскольку зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Краснодар, <адрес>. Считает отказ незаконным и просит отменить решение участковой избирательной комиссии, обязать участковую избирательную комиссию включить в список избирателей на избирательном участке для голосования.
Указанный административный иск подсуден Геленджикскому городскому суду Краснодарского края, так как оспаривается решение участковой избирательной комиссии, принятое в г. Геленджике, административный иск поступил в 17-30 часов 19.09.2021.
В судебном заседании административный истец Токаренко Е.В. административный иск по изложенным в нем основаниям поддержал, пояснив, что не имел возможность прибыть для голосования по месту регистрации, поскольку работает и проживает в г. Геленджике. При этом, направлял заявление через МФЦ в ЦИК РФ на дистанционное голосование, однако ему было сообщено, что заявление не поступило в результате сбоя программы. Право голосования по месту своей регистрации в г. Краснодаре не реализовал.
Административный ответчик - представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-40 г. Геленджика К в судебном заседании полагал административные исковые требования на усмотрение суда.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего удовлетворить административное исковое заявление, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения настоящего административного иска в силу следующих причин.
В соответствии с п.6 ч.2 ст.1 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.4 Кодекса об административном судопроизводстве РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 4.1 ст. 17 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения (далее в настоящей части - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящей части - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня (первого дня) голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок, в том числе может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче избирательными комиссиями. Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, в том числе об избирательном участке, на котором избиратель, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий, в том числе с использованием ГАС «Выборы». Информация о числе избирателей, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку размещается в сети «Интернет» в соответствии с порядком.
Пунктом 2.1. Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25.05.2021 № 7/51-8 заявление может быть подано избирателем лично в пункт приема заявлений (далее - ППЗ), а именно:
в любую территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК), за исключением ТИК, сформированных для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий (далее - УИК), сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, которые будут находиться в день (дни) голосования в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, - не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования;
в любую УИК на территории Российской Федерации, за исключением УИК, сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, которые будут находиться в день (дни) голосования в плавании, и на полярных станциях, - не ранее чем за 10 дней до дня (последнего дня) голосования и не позднее чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования;
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) (при наличии соглашения между избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации и уполномоченным МФЦ (далее - соглашение о взаимодействии) - не ранее чем за 45 дней и не позднее, чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования.
Заявление может быть подано в электронном виде через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) не ранее чем за 45 дней и не позднее 24.00 по московскому времени за 3 дня до дня (первого дня) голосования.
Заявление о включении в список избирателей на избирательном участке, образованном в больнице или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, может быть подано избирателем, который будет находиться в день (дни) голосования на этом избирательном участке, только в УИК, сформированную на том же участке, не ранее чем за 10 дней до дня (последнего дня) голосования и не позднее, чем за 3 дня до дня (первого дня) голосования.
Соглашением о взаимодействии может быть предусмотрено, что при подаче заявления через МФЦ избиратель вправе подать заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования в порядке, установленном статьей 83 Федерального закона, если выбранный им избирательный участок по месту нахождения находится в зоне обслуживания указанного МФЦ. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд избиратель может указать желательную дату посещения его членами УИК с правом решающего голоса для проведения голосования. Заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования передаются в соответствующие УИК не позднее чем за два дня до дня (первого дня) голосования.
Согласно п. 3.4 указанного Порядка, В случае если избиратель, подавший заявление, явился на указанный в заявлении избирательный участок, но не был включен в список избирателей на данном избирательном участке и при этом не включен в полученный УИК Реестр избирателей, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, УИК незамедлительно обращается по техническим каналам связи (телефонограммой или факсимильнойсвязью) в вышестоящую ТИК, которая в свою очередь обращается в ТИК, на территории которой было подано заявление, для проведения проверки. Информация о факте обращения УИК о проведении проверки и ее результатах фиксируется ТИК в специальном журнале. Если в ходе проверки подтверждается, что избиратель подавал заявление о включении в список избирателей данного избирательного участка, УИК принимает решение о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения во вкладной лист, предназначенный для внесения сведений об избирателях, дополнительно включаемых в список избирателей. В противном случае УИК своим решением отказывает избирателю во включении в список избирателей и передает ему заверенную копию этого решения. В решении о включении (отказе во включении) избирателя в список избирателей указываются фамилия, имя и отчество члена УИК, проводившего проверку, и результаты проверки. Копия решения приобщается к списку избирателей. Указанное решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона. Избирателю, включенному в Реестр избирателей, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, УИК своим решением отказывает во включении в список избирателей и передает ему заверенную копию этого решения. Копия решения приобщается к списку избирателей. Решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, Токаренко Е.В. является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает и работает в г. Геленджике, в связи с чем, не имеет возможности выехать по месту постоянной регистрации: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>
Кроме того, административный истец пояснил суду, что он направлял заявление через МФЦ в ЦИК РФ на дистанционное голосование, однако по независящим от него обстоятельствам ему было сообщено, что заявление не поступило в результате сбоя программы.
Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
При изложенных обстоятельствах и с целью недопущения нарушения избирательного права Токаренко Е.В., суд находит, что имеются основания для включения административного истца в дополнительный список избирателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 КАС РФ решение суда полежит немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Согласно ч. 6 ст. 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным статьей 188 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 239-244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Токаренко Е.В. - удовлетворить.
Отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 09-40 от 19.09.2021 №.
Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 09-40 города-курорта Геленджика Краснодарского края включить Токаренко Е.В. в дополнительный список избирателей для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и выдать бюллетень для голосования.
Обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 09-40 города-курорта Геленджика Краснодарского края через территориальную избирательную комиссию субъекта РФ уведомить соответствующую избирательную комиссию по месту постоянной регистрации административного истца о включении его в дополнительный список избирателей для голосования в г. Геленджике Краснодарского края.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья: