Дело № 2а-2991/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Шешукова Д.А.
при секретаре Бальзиной А.Н.,
с участием административного истца- ФИО1, представителя административного ответчика – ФИО2, заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1(далее – административный истец) обратилсяс административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по УР (далее – административный ответчик) о признании незаконными бездействия, возложении обязанности,мотивируя свои требования следующим.
В адрес административного ответчика поступило обращение административного истца о бездействии при рассмотрении обращений о нарушении требований пожарной безопасности в торговых павильонах по продаже пиротехнических изделий по адресам: <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>). На указанное обращение административным ответчиком дан ответ от <дата><номер>, который является незаконным и необоснованным в связи с тем, что административным ответчиком допущено бездействие, выраженное в не устранении нарушений требований пожарной безопасности, в не проведении проверки и не привлечении к ответственности виновных лиц.С учетом изложенного административный истец просил суд признать бездействие административного ответчика незаконным, возложить обязанность на административного ответчика по проведению проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в торговых павильонах «<данные изъяты>» по адресам: <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>).
В судебном заседании административный истец доводы иска поддержал в полном объеме, также суду представил дополнительные письменные пояснения, в соответствии с которыми согласно представленному суду предостережению <номер> о недопустимости нарушения обязательных требований, <дата> в 12.00 часов в торговом павильоне, расположенном на территории <данные изъяты> по <адрес>, проведена предварительная проверка поступившей информации, в ходе которой установлено, что взаявлении административного истца указано об отсутствиипротивопожарных разрывов зданий. Какие-либо замечания в представленных предостережениях отсутствуют, а так же в предостережении неверно указан адрес расположения объекта, так как торговый павильон расположен по <адрес>, что ставит под сомнение проведение предварительной проверки. Законом не предусмотрено проведение предварительной проверки, а есть плановые и неплановые проверки. Также, в ответе от <дата><номер>, указано, что торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, имеет отдельный вход, таким образом, отсутствуют нарушения закона в части расстояния до эвакуационных путей.Однако, фактическое расстояние между павильонами составляет менее метра, а от здания около 2 метров, что является меньше минимально допустимых значений с точки зрения обеспечения противопожарных разрывови является нарушением требований п. 4.3. СП 4.13.13.03013 «Системы противопожарной защиты».Данное нарушение затрудняет движение людей в процессе эвакуации из здания ТЦ в безопасную зону (в случае возникновения пожара), что является нарушением требований ст. 53 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Также не обеспечен беспрепятственный подъезд пожарной техники к зданию ТЦ и проведению спасательных работ.В торговом павильоне торгуют фейерверками, а рядом в другом павильоном на огне жарят мясо, при этом все это находится около остановкиавтотранспорта где люди ждут автобус. В ответе от <дата><номер> и во всех остальных ответах на заявления административного истца отсутствует информация о выявленных нарушениях, указанных в приложенных к возражению предостережениях. В связи с чем, административный истец не имел полной информации об установленных ответчиком нарушениях в торговых павильонах.Согласно представленным суду предостережениям <номер> от <дата>, <номер> от<дата> и <номер> от <дата> собственнику торговых павильонов расположенных по адресам: <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), со стороны ответчика был дан срок для устранения нарушений пожарной безопасности и предоставления уведомления об исполнении предостережения.Однако, согласно уведомлению собственника на вышеуказанные предостережения, в указанные сроки в предостережениях нарушения требований пожарной безопасности не были устранены.Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.Таким образом, до настоящего времени каких либо внеплановых проверок со стороны ответчика в связи с не устранением собственником торговых павильонов выявленных нарушений, проведены не были, виновные лица к административной ответственности не привлечены, что является незаконным бездействием. В судебном заседании административный ответчик указывает, что по результатам проведённых предварительных проверок наличия угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан должностными лицами не установлено.При этом, нарушение обязательных требований пожарной безопасности со стороны собственника торговых павильонов, уже ставит под сомнение безопасность жизни, здоровья людей, так как требования о пожарной безопасности разработаны Российской Федерацией для безопасности людей. Также в ответе указано, что применение п. 115 ППР РФ к хранению баллона с горючим газом неправомерно, так как используемый гелий относится к инертным негорючим газам. При этом ответчик, не проверил какой газ находятся в баллонах горючий или не горючий.Эксплуатация собственником торгового павильона с нарушениемпротивопожарных норм создают опасность причинения вреда жизни, здоровью иохраняемым законом интересам неопределенного круга лиц в том числе административного истца.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с доводами иска не согласился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, суду представил письменные возражения, согласно которым в период с <дата> по <дата> ФИО1 обращался в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике с заявлениеми о нарушениях требований пожарной безопасности в торговых павильонах, расположенных по адресам: <адрес>. При этом заявитель требовал организовать проведение проверок и выдать собственнику павильонов предписание об их сносе.Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».В соответствии с ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), изданное по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации об определенных, указанных в законе фактах. В соответствии с ч. 3.2. ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.В целях всестороннего и объективного рассмотрения обращения ФИО1, а так же для установления наличия угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностными лицами отдела надзорной деятельности г. Ижевска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике (ОНДиПР г. Ижевска) проведена предварительная проверка, в том числе с выходом на объекты, указанные в заявлении истца, всоответствии с ч. 2 ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».В соответствии с ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при наличии у органа государственного контроля (надзора), сведений о признаках нарушений обязательных требований, содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РоссийскойФедерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).По результатам проведенных предварительных проверок обращений ФИО1 наличия угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан должностными лицами ОНДиПР г. Ижевска не установлено, в связи с чем, в соответствии с требованиями федерального законодательства, ИП ФИО3, осуществляющему деятельность в торговых павильонах, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.Таким образом, Главным управлением все заявления ФИО1 были рассмотрены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для признания бездействия незаконным.В заявлении административного истца о нарушении закона в <данные изъяты>указано на отсутствие требуемых по СП 4.13130.2009 противопожарных расстояний между соседними торговыми павильонами, а так же на нарушение требований п. 115 Правил противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 24.05.2012 №319), что выразилось в размещении торгового павильона «<данные изъяты>» на расстоянии менее 4 метров от выхода из здания ТЦ «На Красной».СП 4.13130.2009 утратил силу в связи с изданием СП 4.13130.2013. Действующий СП не содержит требований по размещению временных строений, равно как и не регламентирует расстояния между самими временными строениями.В соответствии с п. 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, павильон по продаже пиротехнических изделий не относится к категории зданий и строений, как объектов капитального строения, а является временной постройкой.Требования по размещению временных строений содержится в п. 74 ППР в РФ, где сказано, что временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.Учитывая, что торговый павильон расположен ближе 15 метров от здания ТЦ и не у противопожарной стены, ИП ФИО3 вручено предостережение.Требования п. 115 ППР в РФ не подлежат применению, поскольку павильон для продажи пиротехнических изделий расположен за пределами здания <данные изъяты> и не является ни отделом, ни секцией указанного ТЦ. В заявлении о нарушении законодательства в <данные изъяты> заявитель указывает на следующие нарушения: 1). Павильон расположен на газовой магистрали;2). Вопреки требованиям СП 4.13130.2013 павильон расположен ближе 20 м. от газорегуляторного пункта;3). Витрины с пиротехникой примыкают к эвакуационному выходу, хранение горючего мусора на путях эвакуации (п.116 ППР в РФ);4). Проводка вблизи витрин с пиротехникой (п. 343 ППР от 25.04.2012 в РФ); 5). Отделка стен из горючего материала; 6). Хранение баллона с газом в торговом зале (пп. «г», п. 115 ППР в РФ).Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий установлены «Правилами охраны газораспределительных сетей» (утв. ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878) (далее - ПОГС).В соответствии с п. 4 ПОГС наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, а так же отдельно стоящие газорегуляторные пункты, входят в состав газораспределительных сетей.В соответствии с п. 7 ПОГС для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны:а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;б)вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассыгазопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны;г) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется. Согласно пп. е п. 3 ПОГС «охранная зона газораспределительной сети» - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.В соответствии с п. 14 ПОГС на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства,земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;ж)разводить огонь и размещать источники огня;з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.Кроме того, в соответствии с п. 10 ПОГС трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.Какие-либо опознавательные знаки, обозначающие трассу газопровода и его охранную зону, около <данные изъяты>, отсутствуют. Какие-либо ограничения по размещению торговых павильонов в пределах газораспределительной сети ПОГС не установлены. Требования таб. 20 СП 4.13130.2013 не применимы к ГРП, поскольку он не относится к числу энергообъектов, а является, в соответствии с определением ГОСТ Р 53865-2010, элементом системы транспортировки газа. Нарушение требований п. 116 ППР в РФ (расположение витрины с пиротехникой вплотную к эвакуационному выходу) было устранено в момент выхода инспектора на место. Факт хранения пиротехнических изделий с нарушением требований п. 343 ППР в РФ (вблизи с электропроводкой) не подтвердился. Более того, павильон не относится к категории объектов хранения по классификации ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а является объектом торговли, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».Учитывая, что на момент проверки у предпринимателя отсутствовали документы, подтверждающие класс пожарной опасности материалов, примененных для внутренней отделки павильона, ему было вручено предостережение.В соответствии с пп. г) п. 115 ПНР в РФ на объектах торговли запрещается устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей. В ходе проведенной предварительной проверки было установлено, что в помещении торгового павильона находился баллон с гелием.По данным онлайн энциклопедий гелий - химический элемент VIII группы периодической системы, относится к благородным (инертным) газам; без цвета и запаха, плотность 0,178 г/л. Гелий — легкий негорючий газ.Аналогичные характеристики гелия подтверждаются выпиской из Государственного банка данных ФГБУ ВНИИПО МЧС России по взрывопожароопасности веществ и материалов.Таким образом, хранение баллона с гелием в торговом павильоне, не является нарушением требований п. 115 НИР в РФ. В заявлении о нарушениях вТРК <данные изъяты>»заявитель указывает на следующие нарушения:1). Павильон расположен ближе 4 м. к выезду с территории соседнего объекта, в нарушение требований п.115 ППР в РФ;2). Продукция размещена вблизи от мягких игрушек, вопреки требованиям п. 7 п.п. «в» ППРФ №1052 от 22.12.2009;3). Проводка расположена вблизи витрин с пиротехникой (п. 343 ППР от 25.04.2012 в РФ);4). Отделка стен из горючего материала;5). Хранение баллона с газом в торговом зале (пп. «г», п. 7 ППР в РФ).Требования п. 115 ППР в РФ в данном случае не подлежат применению, поскольку не содержит запрета по размещению павильонов для продажи пиротехнических рядом с выездными воротами открытых территорий. Постановление Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий» не допускает совместное хранение на складах и в кладовых помещениях объектов розничной торговли пиротехнической продукции с иными товарами (изделиями). Ограничения по размещению указанных предметов и материалов на витринах объектов розничной торговли Постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 № 1052 не установлены. Факт хранения пиротехнических изделий с нарушением требований п. 343 ППР в РФ (вблизи с электропроводкой) не подтвердился. Павильон не относится к категории объектов хранения по классификации ст. 32 Федерального закона Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а является объектом торговли, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».Учитывая, что на момент проверки у предпринимателя отсутствовали документы, подтверждающие класс пожарной опасности материалов, примененных для внутренней отделки павильона, ему было вручено предостережение. В соответствии с пп. г) п. 115 ППР в РФ на объектах торговли запрещается устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей. В ходе проведенной предварительной проверки было установлено, что в помещении торгового павильона находился баллон с гелием - негорючим газом, в связи с чем хранение баллона с гелием в торговом павильоне, не является нарушением требований п. 115 ППР в РФ.
Заинтересованное лицо – ИП ФИО3 в судебном заседании также не согласился с заявленными требованиями суду представил письменные пояснения, согласно которым в торговом павильоне у ТЦ «На Красной» выполнена огнезащита металлических несущих конструкций павильона (раб.документация <номер> ООО «<данные изъяты>»), предел огнестойкости которых (R) после обработки составом ТЕРМАЛКЖС (сертификат соответствия от <дата> № <номер>) составляет не менее 45 мин (R 45). Данные показатели подтверждаются протоколом испытаний по контролю качества огнезащитной обработки металлических конструкций от <дата>, работы произведены ООО «<данные изъяты>». Наружная конструкция стен выполнена из негорючих сэндвич-панелей, имеющих предел огнестойкости EI 150, согласно сертификату пожарной безопасности от <дата><номер>. С данными показателями пожарной опасности несущих конструкций и наружных стен, торговый павильон относится к 3 степени огнестойкости. Торговый центр <данные изъяты> так же имеет 3 степень огнестойкости. Так как суммарная площадь <данные изъяты> (<данные изъяты> кв.м) и торгового павильона (<данные изъяты> кв.м) по продаже фейерверков составляет <данные изъяты> кв.м и не превышает допустимую максимальную площадь пожарного отсека в одном здании (менее 2000 кв.м), а степени огнестойкости зданий одинаковые, допускается противопожарные разрывы не предусматривать, т.е. ставить торговые павильоны вплотную либо пристраивать. Так как на основании п. 4.12. СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между общественными зданиями и сооружениями не нормируются при суммарной площади в пределах периметра застройки, не превышающей допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130.2012. В соответствии с п. 6.7.1 таблицы 6.11 СП 2.13130.2012 для торговых объектов площадью этажа в пределах пожарного отсека зданий до 2000 м.кв., высотой до 8 м., требуемые класс конструктивной пожарной опасности С0-С1, степень огнестойкости здания III. Таким образом, нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемое к противопожарному расстоянию от павильона до <данные изъяты>, устранено (отсутствует). В торговом павильоне у <данные изъяты>в настоящее время, в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности, предъявляемых к отделке потолков, принимаются меры по замене отделки потолка внутри павильона. Приобретен (оплачен) профилированный листовой материал. Окончательно работа будет выполнена при поставке материала продавцом. Хранение баллонов с горючим газом в павильоне не осуществляется. Баллон с гелием используется для надувания шаров (гелий по характеристикам относится к инертным газам, негорючим). Таким образом, нарушение требований при хранении баллона с горючим газом в торговом павильоне отсутствует. В торговом павильоне у <данные изъяты> произведена замена материала отделки стен на негорючий. Отделка выполнена листовым профилированным металлом. Нарушение требований пожарной безопасности устранено. Иные нарушения требований пожарной безопасности в данных торговых павильонах, указанные ранее в предостережениях <номер> от <дата>, <номер>, <номер> от <дата> устранены.
Суд,выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо,исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Административный истец <дата> обратился с письменным заявлением в ГУ МЧС России по Удмуртской Республике с доводами о нарушении требований пожарной безопасности в торговом павильоне «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> (<данные изъяты>), с требованиями проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности, а также выдаче предписания о демонтаже торгового павильона.
По результатам рассмотрения обращения и.о. заместителя начальника ГУ МЧС России по Удмуртской Республике <дата> заявителю дан ответ на обращение, согласно которому по обращению проведена предварительная проверка, по результатам которой ИП ФИО3 вручено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Кроме того, согласно ответу основания для проведения внеплановой выездной проверки отсутствуют, дополнительно с сотрудниками торгового павильона и индивидуальным предпринимателем проведен противопожарный инструктаж о мерах пожарной безопасности.
На два обращения административного истца в ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от <дата> с доводами о нарушении требований пожарной безопасности в торговых павильонах «<данные изъяты>» по адресам: <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>) <дата> и.о. заместителя начальника ГУ МЧС России по Удмуртской Республике заявителю даны аналогичные ответы о проведении предварительных проверок, вручении ИП ФИО3 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также об отсутствии оснований для проведения выездных внеплановых проверок.
Не согласившись с данными ответами, <дата> административный истец направил жалобу на бездействие должностных лиц ГУ МЧС России по Удмуртской Республике в МСЧ России.
Согласно ответу на данное обращение начальника ГУ МЧС России по Удмуртской Республике от <дата> обращения административного истца от <дата> рассмотрены в полном объёме в установленные сроки, по выявленным нарушениям виновному лицу вручены предостережения, заявителю также со ссылками на соответствующие нормы законодательства о пожарной безопасности сообщено, что часть изложенных в его обращениях нарушений не подтвердились.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными суду письменными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.
В силу п. 1, п. 2 и п. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Согласно ч. 1-3 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 59–ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что все обращения административного истца, рассмотрены в установленные законом сроки, по результатам рассмотрения обращений заявителю даны письменные ответы по существу постановленных в обращениях вопросов.
Административный иск не содержит доводов о нарушении должностными лицами административного ответчика требований Федерального закона № 59–ФЗ.
Таким образом, в судебном заседании нарушений порядка рассмотрения обращений административного истца, установленного положениями Федерального закона № 59–ФЗ, не установлено.
В части рассмотрения обращений административного истца по существу в судебном заседании установлено следующее.
В силу пп. 4 п. 8 Указа Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Таким образом, административный ответчик - Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике является уполномоченным органом государственного контроля (надзора) в сфере пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
г) нарушение требований к маркировке товаров;
2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении овиде федерального государственного контроля (надзора);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
На основании ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (ч. 3.3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
Анализ вышеперечисленных положений закона в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что по поступившим обращениям граждан уполномоченные должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе проводить предварительные проверки с целью получения достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, и последующем проведении внеплановой проверки.
В судебном заседании установлено, что по обращениям административного истца по адресам: <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (<данные изъяты>), в которых осуществляется деятельность индивидуальным предпринимателем ФИО3 должностными лицами административного ответчика проведены предварительные проверки, по результатам которых достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных вчасти 2части 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ не установлено.
При этом индивидуальному предпринимателю должностными лицами административного ответчика по фактам выявленных нарушений норм и требований пожарной безопасности внесены предостережения, в настоящее время ИП ФИО3 часть нарушений устранено, принимаются меры к устранению нарушений, требующих длительные временные затраты.
С учетом изложенного в судебном заседании факт нарушения административным ответчиком требований действующего законодательства не установлен, проверочные мероприятия по обращениям административного истца проведены в соответствии с установленными Федеральным законом № 294-ФХ требованиям и в установленном порядке.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не контролируется исполнение выданных предостережений не основаны на ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также Правилах составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166, поскольку положения данных нормативных правовых актов не предусматривают обязанность по контролю исполнения выданных предостережений.
Доказательно не подтверждены доводы административного истца о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц деятельностью ИП ФИО4 и, как следствие того, наличие оснований для проведения внеплановой проверки.
Более того, указанные доводы опровергаются результатами проведенных уполномоченными должностными лицами органа государственного надзора предварительными проверками, результаты которых ставить под сомнение оснований не имеется.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом того, что в судебном заседании не установлено незаконного бездействия должностных лиц Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республикетребования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 13.06.2018.
Судья Д.А. Шешуков