Дело № 2а-2992/2022
51RS0002-01-2022-004033-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при помощнике судьи Корчагиной Л.В.,
с участием представителя административного истца Беляевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ***, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора *** о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресам: *** запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор *** обратился в суд с заявлением в порядке ст.39 КАС РФ о признании информации, размещенной на Интернет-сайте информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявления указано, что прокуратурой *** проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой осуществлен мониторинг ресурсов сети «Интернет», доступных для доступа с поднадзорной территории ***, в результате которого выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации. В рамках проведения проверочных мероприятий, в результате мониторинга сети Интернет прокуратурой округа установлено, что на Интернет - сайте по сетевым адресам: ***
Представитель административного истца – помощник прокурора *** Беляева А.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, отказавшись от исковых требований в части информации, размещенной в сети Интернет по адресам *** поскольку на момент рассмотрения дела доступ к сайту ограничен.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений ст.10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.1 ст.9 Закона №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п.5 ст.15 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр, сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой Российской Федерации запрещено.
В соответствии с преамбулой и подпунктом "c" пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.
Поэтому законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, на что указано в части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" также относит к запрещенной для распространения среди детей информацию порнографического характера (пункт 7 части 2 статьи 5), определяя ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2).
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 5 Закона о защите детей запрещена к распространению среди детей и информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст.9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, в ходе которой осуществлен мониторинг ресурсов сети «Интернет», доступных для доступа с поднадзорной территории ***. Путем мониторинга сети Интернет прокуратурой округа установлено, что на Интернет-сайте по сетевому адресу ***, размещена информация, содержащая фото и видеозаписи порнографического характера.
Указанная страница опубликована в сети Интернет, открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц, свободно ознакомиться с содержанием сайтов имеет возможность любой пользователь телекоммуникационной сети "Интернет". О порнографическом характере информации свидетельствуют скриншоты с Интернет страницы, акт проверки, составленный должностным лицом прокуратуры.
Информация, распространяемая посредством сети «Интернет» и расположенная на указанном сетевом ресурсе по обозначенному адресу, противоречит целям и задачам действующего законодательства.
На момент проверки указанные Интернет ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, не внесены.
Доменное имя сайта зарегистрировано в Российской Федерации без указания конкретных адресов и контактных данных, в связи с чем не представилось возможным установить личности и место жительства (место нахождения) лиц, осуществивших производство и распространение данных материалов, в связи, с чем привлечь владельца сайта к участию в рамках гражданского производства не представляется возможным.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
В силу пп. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Защита неопределенного круга лиц путем признании распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в реестр.
К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Учитывая, что вышеуказанный Интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций *** о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной удовлетворить.
Признать информацию, распространенную на сайте *** запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Российской Федерации для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда в части удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Земцова