ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2998/20 от 01.02.2021 Батайского городского суда (Ростовская область)

№2а-419/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 февраля 2021 года город Батайск

Батайский городской суд в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Пузенко Т.А.,

с участием ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО3 <данные изъяты> о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, штрафа, пени,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась Межрайонная ИФНС России по <адрес> с иском к ФИО4 о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, штрафа, пени. В обоснование исковых требований указала, что ответчик ФИО4, ИНН , состоит на учете в качестве налогоплательщика по месту регистрации в Межрайонной ИФНС России по <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, следовательно, являлась плательщиком НДС. Ответчик представила в Межрайонную ИФНС России по <адрес> налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ, 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ, указав сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в размере 00 рублей 00 копеек. В отношении ФИО4 проведены камеральные налоговые проверки, по итогам которых налоговым органом приняты решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим истцом начислен налог на добавленную стоимость, а также сформированы требования об уплате сумм налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ). В виду того, что указанный налог ответчиком своевременно не оплачен, налоговая инспекция обратилась в суд и с учетом уточненных исковых требований просила взыскать с административного ответчика ФИО4 налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации, в размере <данные изъяты>, пеню в размере <данные изъяты>, штраф в размере <данные изъяты>.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО1 в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала.

Административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения извещалась надлежащим образом. Представитель по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования не признал.

Выслушав доводы представителя административного истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик ФИО4, ИНН , зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя.

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ (то есть на следующий день после истечения 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе) ФИО4 уведомила налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Налоговый орган сообщил административному истцу о пропуске срока уведомления о переходе на УСН по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, лишь ДД.ММ.ГГГГ (сообщение ).

В отношении ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась выездная налоговая проверка, по результатам которой ИФНС по <адрес> пришла к выводу, что ФИО4 состояла на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения, и по мнению административного истца, являлась плательщиком налога на добавленную стоимость.

Также, из материалов дела следует, что ответчик представляла в Межрайонную ИФНС России по <адрес> налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ, 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ, указав сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в размере 00 рублей 00 копеек. Все эти декларации были сданы ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, административным истцом приняты решения о привлечении ФИО4 к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки налоговым органом было установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО4 реализовывала товар, признаваемый в соответствии с законодательством объектом налогообложения.

В связи с этим истцом начислен налог на добавленную стоимость, а также сформированы требования об уплате сумм налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ).

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2019 год, утвержденном 25 декабря 2019 г. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в частности в п. 30, изложена правовая позиция по указанной ситуации.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" спорный специальный налоговый режим установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пп. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.

При этом, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в силу требований ст. 1 (ч. 1), 2, 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (чч. 2 и 3) Конституции Российской Федерации применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (в том числе определения от 3 марта 2015 г. N 417-О, от 2 апреля 2015 г. N 583-О).

В свою очередь, налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, подп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).

Принимая во внимание изложенное, принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.

В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.

Применительно к данной ситуации ФИО4 в проверяемом периоде соответствовала критериям для лиц, имеющих право на применение УСН, установленным в ст. 346.12 НК РФ.

Несмотря на то, что ответчик представляла в Межрайонную ИФНС России по <адрес> налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ, 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ, однако, задолго до этого, ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сдала налоговую отчетность по УСН, исчислила и уплатила налоговые платежи по данному специальному налоговому режиму без каких-либо возражений со стороны налогового органа.

Решением административного истца от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 привлекалась к административной ответственности за совершение налогового правонарушения - нарушение сроков сдачи налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Сведений о том, что ответчик уведомляла налоговый орган о прекращении действия применяемой ею упрощенной системы налогообложения, в материалах дела не имеется. Таким образом, на момент сдачи ответчиком деклараций по НДС в ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было известно о том, что ФИО4 применяла в своей деятельности упрощенную систему налогообложения. А принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец подтвердил свою позиция производить учет ФИО4 по системе упрощенного налогообложения, в связи с чем, по мнению суда, оснований для принятия к учету деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ, 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ и 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ у истца на тот момент не имелось в виду того, что законодательство о налогах предусматривает раздельный учет налогозначимых фактов плательщиками, применяющими как УСН, так и общую систему налогообложения. Вместе с тем, стороной истца не приводятся доводы о том, что ФИО4 осуществляла наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению УСН, иные виды предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению НДС.

Таким образом, инспекция, обладая сведениями о применении административным ответчиком УСН с нарушением процедуры, длительное время не требовала представления отчетности по общей системе налогообложения и в течение всего охваченного налоговой проверкой периода не направляла ответчику сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения. К таким выводам административный истец пришел лишь по результатам выездной налоговой проверки.

Следовательно, осуществляя хозяйственный учет в качестве налогоплательщика, применяющего УСН, исчисляя и уплачивая данный налог, представляя по нему налоговую отчетность, ФИО4 своими действиями подтвердила намерение продолжать использовать специальный налоговый режим. В то же время инспекция как орган, осуществляющий регистрацию индивидуальных предпринимателей, будучи осведомленной о несоблюдении налогоплательщиком порядка начала применения УСН, продолжила без каких-либо возражений принимать налоговые декларации за ДД.ММ.ГГГГ г., чем подтвердила отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах и продолжала осуществлять учет как плательщика налогов по УСН. При таких обстоятельствах сама по себе несвоевременная подача ответчиком уведомления о намерении уплачивать налог по УСН в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения о привлечении налогоплательщику ФИО4 за нарушение порядка применения налогового режима.

В сложившейся ситуации инспекция утратила право ссылаться на подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в обоснование изменения статуса налогоплательщика, и положения данной нормы не могли служить основанием для начисления налогов по общей системе налогообложения, в связи с чем исковые требования о взыскании с ответчика недоимки по налогу на добавленную стоимость, штрафа, пени не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО3 <данные изъяты> о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, штрафа, пени.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 11 февраля 2021 года