ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-299/2016 от 28.07.2016 Полесского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш ЕН И Е

Именем Российской Федерации

г. Полесск 28 июля 2016 года

Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,

при секретаре Ключниковой К.С.,

с участием прокурора Штыка А.В.,

административного ответчика - председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6,

представителей административного ответчика председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6, заинтересованного лица Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» - ФИО7, ФИО8,

заинтересованного лица - депутата ФИО9,

представителя заинтересованного лица администрации МО «Полесское городское поселение» - ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-299/16 по административному иску прокурора Полесского района Калининградской области к председателю Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение» ФИО6, заинтересованные лица Совет депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение», депутат ФИО9, администрация муниципального образования «Полесское городское поселение», о признании незаконными действий председателя Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение», выразившихся в издании распоряжений в части установления размеров компенсационных выплат депутату, признании незаконными и недействительными с момента принятия распоряжений председателя Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение» в части установления размеров компенсационных выплат депутату, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Полесского района Калининградской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действия председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6, выразившихся в издании распоряжений № 08-р от 02 февраля 2015 года, № 12-р от 02 марта 2015 года, № 17-р от 20 апреля 2015 года, № 22-р от 05 мая 2015 года, № 27-р от 05 июня 2015 года, № 33-р от 09 июля 2015 года, № 40-р от 03 августа 2015 года, № 45-р от 18 сентября 2015 года, № 50-р от 13 октября 2015 года, № 59-р от 09 ноября 2015 года, № 66-р от 07 декабря 2015 года, № 01-р от 13 января 2016 года в части установления размеров компенсационных выплат. Прокурор также просит признать незаконными и недействительными с момента принятия указанные распоряжения председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» в части установления размеров компенсационных выплат. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в части законности компенсационных выплат депутатам Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», установлено, что решением Полесской ТИК № 48/395-2 от 20 сентября 2013 года избранным депутатом Совета депутатов городского поселения второго созыва по одномандатному избирательному округу № 3 зарегистрирован ФИО9 В соответствии с вышеуказанными распоряжениями председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», депутату произведены компенсационные выплаты в связи с осуществлением депутатской деятельности на общую сумму <данные изъяты> за период с февраля 2015 года по январь 2016 года. Данные распоряжения в части установления размеров компенсационных выплат являются незаконными, поскольку ФИО9 возмещены расходы, не связанные с осуществлением им депутатской деятельности. Основаниями к возмещению указанных расходов послужили отчёты ФИО9, которые, вместе с приложенными к ним документами, подтверждают фактические расходы, но не отнесение данных расходов к расходам, связанным непосредственно с осуществлением депутатских полномочий. Таким образом, все выплаты произведены депутату ФИО9 необоснованно, а издание председателем Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6 распоряжений о выплате ФИО9 денежных средств в размере <данные изъяты> в качестве компенсации фактических расходов, не связанных с осуществлением депутатской деятельности за период с февраля 2015 года по январь 2016 года, является незаконным и нарушающими интересы муниципального образования и неопределённого круга лиц.

На вышеизложенное административное исковое заявление председатель Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6 представил возражения, согласно которым с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что в соответствии со ст. 40 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», депутату органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления полномочий, устанавливаются определённые гарантии с целью обеспечения реальной независимости данных лиц. Для депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, одной из основных социальных гарантий является выплата компенсации за время исполнения им депутатских обязанностей. Данные гарантии устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 13 Закона Калининградской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», выборному лицу за период исполнения полномочий за счёт местного бюджета может выплачиваться компенсация в размере, определяемом муниципальными правовыми актами. «Положением о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» определён порядок предоставления и размер компенсационных выплат. Абзац второй ст. 170 ТК РФ обязывает выплачивать работнику, привлечённому к исполнению государственных или иных общественных обязанностей, за время исполнения этих обязанностей компенсацию. Участие депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, в заседаниях Совета депутатов, в работе постоянных комиссий (каждый депутат входит как минимум в две комиссии) является случаем привлечения работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. В этом случае депутату выплачивается компенсация за время исполнения им депутатских обязанностей из средств местного бюджета. Ст. 3 Закона Калининградской области определено, что установленные Уставом муниципального образования гарантии осуществления полномочий выборных лиц, требующих на их обеспечение финансовых расходов, реализуются за счёт средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете муниципального образования. В бюджете муниципального образования «Полесское городское поселение» на 2015, 2016 гг. предусмотрены средства на компенсационные выплаты депутатам, исполняющим депутатские полномочия на непостоянной основе. Председатель Совета депутатов руководствовался Положением, согласно которому компенсационные выплаты депутатам производятся в целях возмещения расходов и затрат, связанных с осуществлением депутатской деятельности на непостоянной (непрофессиональной) основе. Также, согласно Положению, возмещению подлежат документально подтверждённые фактические затраты (расходы) по информированию избирателей о месте и времени проведения приёмов и встреч с ними, а также организации соответствующих мероприятий, приобретению необходимой литературы, расходы на проезд в пределах территории муниципального образования, на приобретение канцелярских товаров, оплату мобильной связи, почтовые и телеграфные отправления, копировально-множительные расходы. Компенсационные выплаты производятся на основании распоряжения председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» и представленных депутатами документов (кассовые чеки с приложением товарного чека (накладной) и отчёта осуществления расходов). Депутат ФИО9 к своему отчёту прикладывал все первичные подтверждающие документы о расходовании средств. То обстоятельство, что депутатом понесены затраты, связанные не с осуществлением им депутатской деятельности, необоснованно и не доказано.

До рассмотрения административного дела по существу прокурор, в соответствии со ст. 46 КАС РФ, представил суду заявление об изменении оснований административного искового заявления, в котором дополнительно указал, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», абонентом является пользователь услугами связи, с которыми заключен договор об оказании услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Депутатом ФИО9 не представлены документы, подтверждающие принадлежность абонентского номера пользователю, которым осуществлялись звонки, связанные с осуществлением депутатской деятельности. В связи с чем, председатель Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6, как распорядитель бюджетных средств, допустил нарушения исполнения законодательства о противодействии коррупции, в части законности компенсационных выплат депутатам Совета депутатов МО «Полесское городское поселение».

Из возражений административного ответчика председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6 на вышеизложенное заявление следует, что после проверки финансовой деятельности Совета депутатов за 2014-2015 гг. был подготовлен проект решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 17 июня 2014 года № 21» в части установления лимитов на телефонные переговоры. Данный проект был направлен в прокуратуру Полесского района на проведение проверки соответствия действующему законодательству. 17 декабря 2015 года из прокуратуры в Совет депутатов поступила информация о выявленном несоответствии законодательству в проекте нормативно-правового акта, согласно которой установление лимитов на телефонные переговоры не предусмотрено законом. В связи с данным указанием прокурора, изменения в Положение о компенсационных выплатах депутатам принято не было. Кроме того, в Совете депутатов имеется информация о номере телефона, которым пользуется ФИО9 (). Необходимость прикладывать к отчёту о расходах депутата документы, подтверждающие право владения, пользования данным номером положением не предусмотрена.

В судебном заседании прокурор Штык А.В. заявленные требования поддержал, полагал, что распоряжения председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» в части компенсационных выплат депутату ФИО9 незаконны, поскольку компенсировались фактические расходы, а не расходы, связанные с исполнением полномочий депутатов. Председатель Совета депутатов, приняв оспариваемые распоряжения, не убедился в обоснованности расходов ФИО9, а именно, что эти расходы были связаны с осуществлением депутатских полномочий. Основаниями для принятия распоряжений о выплате компенсации ФИО9 послужили отчёты последнего об осуществлении расходов депутатом. Однако, предоставленные последним документы к отчёту не свидетельствуют о том, что данные расходы связаны с осуществлением ФИО9 депутатской деятельности. По избирательному участку ФИО9 городское транспортное сообщение отсутствует, председатель Совета депутатов не убедился в том, обслуживают ли указанные в билетах на автобус транспортные компании сообщение в г. Полесске. Все улицы в г. Полесске расположены в шаговой доступности. Данное обстоятельство свидетельствует, что транспортные расходы ФИО9 связаны с удовлетворением им личных потребностей, несвязанных с осуществлением депутатских полномочий по своему избирательному округу. Кроме того, ФИО9 не обосновано воспользовался услугами ксерокопирования, в частности в г. Калининграде на Московском проспекте, в то время как для обслуживания деятельности Совета депутатов в администрации поселения имеется копировально-множительный аппарат. ФИО9 должен был пользоваться для ксерокопирования именно данным аппаратом. В качестве подтверждения расходов на мобильную связь ФИО9 предоставлены квитанции из терминала оплаты мобильной связи, которые не подтверждают, что последний вёл телефонные переговоры именно с избирателями по своему избирательному округу. Данное обстоятельство также не проверялось административным ответчиком при принятии распоряжений о выплате компенсаций ФИО9 Кроме того, председатель Совета депутатов не убедился в принадлежности абонентского номера ФИО9, а также в том, что последним осуществлялись звонки, связанные с осуществлением депутатской деятельности. В МО «Полесское городское поселение» отсутствует муниципальный правовой акт, устанавливающий размер компенсационных выплат депутатам в соответствии со ст. 4 Закона Калининградской области № 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления». Порядок компенсации расходов депутату ФИО9 соблюдён административным ответчиком формально, оснований для установления компенсаций не было.

Административный ответчик председатель Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение» ФИО6 в судебном заседании административный иск не признал, пояснил, что ФИО9 является депутатом МО «Полесское городское поселение», ведёт активную депутатскую деятельность. При предоставлении последним отчётов осуществления расходов депутатом, он (административный ответчик) беседовал с депутатом. В ходе беседы ФИО9 пояснял в связи с какими мероприятиями им были понесены расходы. ФИО9 один из немногих депутатов, который постоянно ведёт приём граждан, реагирует на все их обращения, оказывает содействие жителям поселения, не остаётся равнодушным ни к одному обращению. На территории МО «Полесское городское поселение» имеется транспортное сообщение, в г. Полесске рейсовые автобусы делают четыре остановки. Согласно Положению о компенсационных выплатах, депутатам компенсируются расходы на проезд в пределах муниципального образования. Ввиду активной депутатской деятельности ФИО9, сомнений в том, что расходы на проезд связаны с депутатской деятельностью, не возникало. Возможность проверить расходы ФИО9 на оплату мобильной связи отсутствовала, поскольку каким образом это необходимо было сделать ему (ФИО6) не известно. Полномочиями по запросу детализации соединений абонентов он не обладает. Только при устной беседе с ФИО9 последний пояснял, по какому вопросу и кому он звонил.

Представитель административного ответчика председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», заинтересованного лица Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» - ФИО7 в судебном заседании административный иск не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административный иск, пояснила, что каждый депутат имеет право на получение компенсационных выплат, путём предоставления в Совет депутатов отчётов осуществления расходов с приложенными первичными документами, согласно Положению о компенсационных выплатах. Распоряжения председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» о компенсационных выплатах приняты на законных основаниях. Расходы на компенсационные выплаты депутатам были предусмотрены бюджетом поселения. ФИО9 использовал своё законное право на компенсацию расходов, связанных с его депутатской деятельностью. Тот факт, что депутату ФИО9 компенсированы расходы, не связанные с его полномочиями, прокурором не доказан. Депутат не должен осуществлять свою деятельность только по своему избирательному округу. ФИО9 является заместителем председателя Совета депутатов, участвует в заседаниях четырёх комиссий, к нему имеет право обратиться за помощью любой житель поселения. Аппарат Совета депутатов состоит из 1,5 единиц и не обязан обеспечивать депутатов канцелярскими принадлежностями, средствами связи. Для компенсации расходов депутатов предусмотрены бюджетом отдельные денежные средства.

Представитель административного ответчика председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», заинтересованного лица Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» - ФИО8 в судебном заседании административный иск не признал, пояснил, что распоряжения председателя Совета депутатов законны, приняты в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Калининградской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», Уставом МО «Полесское городское поселение», Положением о компенсационных выплатах депутатам. Данным Положением предусмотрены основания и порядок производства компенсационных выплат депутатам. Положение никем не оспаривалось, прошло обязательную прокурорскую проверку, замечаний не было. В пункте 5.2 перечислены первичные документы, которые депутат должен приложить к своему отчёту. Иные документы, не указанные в Положении, председатель Совета депутатов не имел право требовать, поскольку они не предусмотрены. ФИО9 обладает статусом депутата, осуществляет активную депутатскую деятельность. Доказательств того, что ему компенсированы расходы, не связанные с депутатской деятельностью, не представлено. Оснований не доверять отчётам ФИО9 у председателя Совета депутатов не было. Советом депутатов разрабатывался проект об установлении ограничений по оплате мобильных связей. Данный проект был направлен на обязательную проверку в прокуратуру, откуда последовал ответ, что установление лимитов на телефонные переговоры законом не предусмотрено. В связи с чем, проект решения Совета депутатов о внесении соответствующих изменений в Положение не был принят. Прокурор с представлением о внесении изменений в Положение о компенсационных выплатах в Совет депутатов не обращался. Кроме того, прокурором пропущен срок обращения с настоящим исковым заявлением в суд в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Заинтересованное лицо депутат ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснил, что все расходы, за компенсацией которых он обращался в Совет депутатов МО «Полесское городское поселение», связаны с осуществлением им полномочий депутата. Он ведёт приём граждан, реагирует на их обращения и жалобы, обращается к юристам за правовой помощью для жителей поселения, оказывает содействие им, обращается в государственные органы, учреждения, ведёт с ними переписку. Им были установлены факты незаконных сбросов отходов в реку Дейма предприятиями города. Он (заинтересованное лицо) вёл активную переписку по вопросам дорог в городе и газификации поселения. К нему поступало много жалоб граждан на действия управляющей компании Полесское РСУ. Кроме того, он является заместителем председателя Совета депутатов, к нему имеет право обратиться любой житель Полесска, а не только непосредственный избиратель. Поскольку у него отсутствует собственный кабинет, то с гражданами, обратившимися к нему за помощью, ему приходится встречаться в различных частях города. По г. Полесску проходят рейсовые автобусы: № 345 «Калининград-Полесск», № 152 «Калининград-Заливино», № 314 «Полесск-Гвардейск», маршрутные такси: №№ 245, 245э, 345, муниципальный автобус ООО «Полесская услуга». Автобусы делают в городе 4 остановки. Стоимость проезда, 20 рублей, ему озвучивали водители автобусов. В связи со своей депутатской деятельностью он постоянно ведёт телефонные переговоры, несёт расходы по оплате мобильной связи. При этом он компенсировал 1/3 – 1/2 части от всех понесённых им расходов на услуги связи. Отнесение данной части расходов непосредственно к депутатской деятельности он производил в соответствии с внутренним убеждением, приблизительно. Подтверждать тот факт, что телефонные переговоры связаны непосредственно с депутатской деятельностью, он не обязан. Предоставление каких-то иных документов к отчётам не требовалось. На протяжении нескольких лет он пользуется одним номером телефона «». Информация о принадлежности ему данного номера имеется в Совете депутатов.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Полесское городское поселение» ФИО10 в судебном заседании административные исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что по её математическим подсчётам депутатом ФИО9 используется 7 пачек бумаги за три месяца, что ставит под сомнение вопрос о необходимости такого количества бумаги для осуществления им депутатской деятельности. На проезд ФИО9 тратит около <данные изъяты> в день. Автобусы по его избирательному округу не ходят, все улицы в г. Полесске находятся в шаговой доступности. Необходимость проезда депутата на общественном транспорте по городу отсутствовала. Расходы на телефонные переговоры возмещались по факту оплаты услуг мобильной связи. При этом личные звонки не отграничивались. Аппарат Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» обеспечен всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями, копировально-множительной техникой, в связи с чем, есть возможность обеспечить всем необходимым и депутатов в том числе. Компенсированные расходы депутату должны быть обоснованными, мотивированными и подтверждёнными.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, обжалуемые распоряжения председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» поступили в прокуратуру района 04 февраля 2016 года. Прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 08 апреля 2016 года. Таким образом, срок обращения с административным иском в суд не пропущен.

Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Муниципальное образование «Полесское городское поселение» имеет статус городского поселения в соответствии с Законом Калининградской области от 30.06.2008 г. № 260 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Полесский городской округ».

Статьями 18, 23 Устава МО «Полесского городское поселение» (далее - Устав) предусмотрено, что Совет депутатов поселения является представительным органом муниципального образования и состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования (часть 3).

В соответствии со ст. 40 указанного закона, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (п.п. 1-3).

В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 23 Устава, депутаты Совета депутатов избираются на срок полномочий Совета депутатов одного созыва. Срок полномочий депутата начинается со дня избрания его депутатом. Днём избрания депутата является день проведения выборов в городской Совет депутатов по соответствующему избирательному округу. Депутат Совета депутатов участвует в заседаниях Совета депутатов, выполняет поручения Совета депутатов и его должностных лиц, избранных из числа депутатов, рассматривает поступившие к нему обращения граждан, осуществляет иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Калининградской области.

Формами депутатской деятельности, согласно ст. 25 Устава, являются: участие в заседаниях Совета депутатов; участие в работе комиссии Совета депутатов; подготовка и внесение проектов решений на рассмотрение Совету депутатов; участие в выполнении поручений Совета депутатов; встречи с избирателями. Данной статьёй также установлено, что депутатская деятельность может осуществляться в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.

Как следует из решения Полесской ТИК от 20 сентября 2013 года, удостоверения депутата, ФИО9 избран 08 сентября 2013 года депутатом Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение» второго созыва по одномандатному избирательному округу № 3. Полномочия депутата не прекращались.

Избирательный округ № 3 включает в себя улицы: Гвардейская, Заводская (дома 12-14), Комсомольская, им. Полецкого, им. Тельмана, им. Чапаева (решение Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от 13 декабря 2012 года № 47).

Согласно п.п. 5, 5.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Под гарантиями следует понимать совокупность условий и средств косвенного административного воздействия на депутата, призванные обеспечивать его социальную и правовую защищённость.

В соответствии со ст. 3 Закона Калининградской области от 16.02.2009 г. № 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», установленные уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом гарантии осуществления полномочий выборных лиц, требующие на их обеспечение финансовых расходов, реализуются за счет средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете муниципального образования. Возможность установления таких гарантий и их конкретный объем определяются органами местного самоуправления самостоятельно с учётом возможностей местного бюджета.

В силу ст. 4 вышеназванного Закона Калининградской области, в соответствии с уставом муниципального образования выборному лицу могут возмещаться расходы по информированию избирателей о месте и времени проведения приемов и встреч с ними, организации соответствующих мероприятий, приобретению необходимой литературы, расходы на проезд в пределах территории муниципального образования и иные расходы, непосредственно связанные с осуществлением полномочий указанных лиц. Указанные расходы возмещаются в форме компенсаций произведенных фактических затрат при представлении соответствующих отчетных документов в порядке и размере, определяемых муниципальными правовыми актами.

Пунктом 4 ст. 86 БК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Статьями 11, 12 Устава муниципального образования «Полесское городское поселение» предусмотрено, что за исполнение своих полномочий депутатам решением Совета депутатов может быть установлена ежемесячная компенсационная выплата из местного бюджета.

Бюджетом МО «Полесское городское поселение» на 2015 год, утверждённым решением Совета депутатов от 23 декабря 2014 года № 51, предусмотрены компенсации депутатам (приложение № 3 к решению).

Как следует из приложения № 3 к решению Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от 23 декабря 2014 года № 51 – «Распределение бюджетных ассигнований на 2015 год», предусмотрены расходы на прочие выплаты, в том числе компенсации депутатам, в размере 405 000 рублей. Из сметы расходов (бюджетной росписи) следует, что в статье бюджета на 2015 год предусмотрены денежные средства на компенсационные выплаты депутатам.

Таким образом, довод прокурора о том, что не утверждён размер компенсационных выплат депутатам, не обоснован.

Порядок осуществления компенсационных выплат депутатам, не работающим в представительном органе на постоянной основе, конкретизируется «Положением о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение», утверждённым решением Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» от 17 июня 2014 года № 21. Данное Положение в настоящее время является действующим, никем не оспорено.

В соответствии с Положением о компенсационных выплатах, под расходами, связанными с осуществлением депутатом своих полномочий на непостоянной основе, понимаются расходы по материальному обеспечению деятельности депутата, за исключением расходов, предусмотренных в местном бюджете на текущий финансовый год на обеспечение Совета деятельности депутатов (п. 1.2). Расходы возмещаются из средств местного бюджета на текущий финансовый год, предусмотренных на эти цели в смете расходов на содержание Совета депутатов (п. 3.1).

Согласно п. 2.1 указанного Положения, компенсационные выплаты депутатам производятся с целью возмещения расходов и затрат, связанные с осуществлением депутатской деятельности на непостоянной (непрофессиональной) основе. Возмещению подлежат документально подтверждённые фактические затраты (расходы): информирование избирателей о месте и времени проведения приёмов и встреч с ними, а также организации соответствующих мероприятий; приобретению необходимой литературы; расходы на проезд в пределах территории муниципального образования «Полесское городское поселение»; на приобретение канцелярских товаров; оплата мобильной (сотовой) связи; почтовые и телеграфные отправления; копировально-множительные расходы (п. 3.2).

В соответствии с разделом 5 Положения, компенсационные выплаты производятся на основании распоряжения председателя Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» и предъявленных депутатами документов и отчёта осуществления расходов (приложение № 1). Пунктом 5.2 Положения предусмотрены первичные документы о расходовании средств.

Руководствуясь Положением о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» председателем Совета депутатов ФИО6, в пределах своих полномочий, вынесены обжалуемые прокурором распоряжения «О выплате компенсации депутату Совета депутатов «Полесское городское поселение» ФИО9»: от 02 февраля 2015 года № 08-р (<данные изъяты>), от 02 марта 2015 года № 12-р (<данные изъяты>), от 20 апреля 2015 года № 17-р (<данные изъяты>), от 05 мая 2015 года № 22-р (<данные изъяты>), от 05 июня 2015 года № 27-р (<данные изъяты>), от 09 июля 2015 года № 33-р (<данные изъяты>), от 03 августа 2015 года № 40-р (<данные изъяты>), от 18 сентября 2015 года № 45-р (<данные изъяты>), от 13 октября 2015 года № 50-р (<данные изъяты>), от 09 ноября 2015 года № 59-р (<данные изъяты>), 07 декабря 2015 года № 66-р (<данные изъяты>), 13 января 2016 года № 01-р (<данные изъяты>).

Из отчётов депутата ФИО9 об осуществлении расходов депутата, исполняющего свои полномочия на непостоянной основе, следует, что отчёт составлен в соответствии с утверждённой формой, к нему приложены первичные документы в соответствии с п. 5.2 Положения.

ФИО9 ведёт активную депутатскую деятельность. Данное обстоятельство подтверждается его пояснениями, показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2. и ФИО3, сторонами не оспаривается.

Судом установлено, что на территории МО «Полесское городское поселение» имеется транспортное сообщение, которое осуществляется рейсовыми автобусами, маршрутными такси, муниципальным транспортом. В соответствии с решением районного Совета депутатов от 25.02.2015 г. № 395, стоимость проезда между остановками в границах одного населённого пункта – 10 рублей. В черте МО «Полесское городское поселение» имеется четыре автобусных остановки. Как следует из пояснений заинтересованного лица депутата ФИО9, общественный транспорт он использует для передвижения от остановки «Железнодорожный вокзал» до остановки «Площадь» для встречи с гражданами, посещения учреждений и организаций города, что обусловлено осуществлением им своих депутатских полномочий. Доказательств того, что расходы ФИО9 на проезд в пределах МО «Полесское городское поселение» не связаны с его депутатской деятельностью, суду не представлено.

Довод прокурора о том, что на территории избирательного округа № 3 отсутствует транспортное сообщение, в связи с чем, не было необходимости в расходах на проезд, не обоснован. Исходя из Положения о компенсационных выплатах депутатам, возмещению подлежат расходы на проезд по территории всего муниципального образования, а не по конкретному избирательному округу.

Ссылка на то, что аппарат Совета депутатов обеспечен необходимыми канцелярскими принадлежностями, копировально-множительной техникой и иными основными средствами, не состоятельна. Расходы на содержания аппарата Совета депутатов (1,5 единицы) предусмотрены в бюджете отдельно. Расходы депутатов, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в соответствии с требованиями законодательства компенсируются отдельными выплатами.

Принадлежность абонентского номера «» ФИО9 подтверждается договором об оказании услуг связи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетелей ФИО3, ФИО2, ФИО1

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. Указанные расходы устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческим полномочиями, одновременно определил объёмы и границы их осуществления. При этом, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, орган местного самоуправления обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов.

Согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Анализируя обоснованность установления компенсационных выплат в части расходов на использование средств связи, суд приходит к следующему.

Депутат ФИО9 к своим отчётам о расходах в части телефонных переговоров прикладывал кассовые чеки, подтверждающие факт оплаты мобильной связи. Из его пояснений в судебном заседании следует, что он пользуется абонентским номером «» как для ведения личных переговоров, так и для переговоров, связанных с осуществлением им полномочий депутата. При этом ФИО9 представлял в Совет депутатов квитанции об оплате мобильной связи на определённую денежную сумму согласно своему внутреннему убеждению, приблизительно предположив свои расходы, связанные с депутатской деятельностью. Административный ответчик в судебном заседании подтвердил, что у него не было возможности определить какие расходы, связанные с депутатской деятельностью, непосредственно понёс ФИО9 на телефонные переговоры.

Таким образом, на основе представленных депутатом ФИО9 квитанций об оплате мобильной связи, не возможно убедиться, какие расходы на телефонные переговоры непосредственно связаны с осуществлением им депутатских полномочий.

Актом Контрольно-счётной палаты МО «Полесский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ установлено нерациональное расходование бюджетных средств, в том числе указано на необоснованность компенсаций расходов на связь.

Из справки по проверке Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» Контрольно-ревизионной службы Правительства Калининградской области следует, что оплата мобильной связи не подтверждает факт отнесения данных расходов к осуществлению депутатской деятельности. Установлено, что Совет депутатов при исполнении бюджета поселения не исходил из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств, что свидетельствует о не соблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств. Данное обстоятельство также подтверждается показаниями свидетелей - начальника отдела экономики, финансов и бухгалтерского учёта МО «Полесское городское поселение» ФИО4 и заместителя председателя Контрольно-счётной палаты МО «Полесский муниципальный район» ФИО5

Таким образом, при установлении размера выплаты компенсации расходов депутату в части оплаты услуг связи, административный ответчик в нарушение части 2 Положения «О компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов МО «Полесское городское поселение», не убедился, что данные затраты были связаны с осуществлением ФИО9 депутатской деятельности. В связи с чем, председателем Совета депутатов ФИО6 в данной части не был соблюдён принцип эффективного использования бюджетных средств, чем нарушены права и законные интересы неопределённого круга лиц, в защиту которых обратился прокурор с настоящим административным иском.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности установления председателем Совета депутатов МО «Полесское городское поселение» ФИО6 компенсации депутату ФИО9 в части оплаты расходов на использование средств связи. В связи с чем, действия административного ответчика в данной части следует признать незаконными, а оспариваемые распоряжения необходимо признать недействующими с момента принятия в части установления размера выплаты расходов за использование средств связи. Таким образом, административные исковые требования прокурора Полесского района подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, 227 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Полесского района Калининградской области удовлетворить частично.

Признать незаконными действия председателя Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение» ФИО6, выразившиеся в издании распоряжений о выплате компенсаций депутату ФИО9 в части установлении размера выплаты расходов на использование средств связи.

Признать недействительными с момента принятия распоряжения председателя Совета депутатов муниципального образования «Полесское городское поселение» о выплате компенсаций депутату ФИО9 в части установления размеров выплаты расходов на использование средств связи, а именно:

- распоряжение от 02 февраля 2015 года № 08-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 02 марта 2015 года № 12-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 20 апреля 2015 года № 17-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 05 мая 2015 года № 22-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 05 июня 2015 года № 27-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 09 июля 2015 года № 33-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 03 августа 2015 года № 40-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 18 сентября 2015 года № 45-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 13 октября 2015 года № 50-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 09 ноября 2015 года № 59-р – в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 07 декабря 2015 года № 66-р - в размере <данные изъяты>,

- распоряжение от 13 января 2016 года № 01-р – в размере <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 01 августа 2016 года.

Судья подпись Полилова Л.А.