ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/18 от 13.02.2018 Оренбургского гарнизонного военного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года город Оренбург

Оренбургский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Левковицкого С.Н.,

при секретаре судебного заседания Швец В.Ю.,

с участием представителя административного ответчика Осина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-27/2018, 2а-28/2018 и 2а-29/2018 по административным исковым заявлениям военнослужащих войсковой части … Абишева Мендэгали Сапаргалеевича, Даминова Рената Ильфатовича и … Власюка Владимира Васильевича об оспаривании действий начальника 1 отделения (финансово-расчетного пункта) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …» (далее – 1 отделение (ФРП) Управления), связанных с непринятием к учету и возвратом авансовых отчетов,

УСТАНОВИЛ:

Абишев М.С., Даминов Р.И. и Власюк В.В. обратились в военный суд с административными исками, в которых указали, что проходят военную службу по контракту в войсковой части …, откуда они были направлены в служебную командировку …, а именно Абишев – 29 июня 2017 года, а Даминов и Власюк – 30 июня 2017 года.

По возвращению из указанной служебной командировки ими по команде представлены авансовые отчеты и документы, подтверждающие командировочные расходы. Однако их авансовые отчеты в октябре-ноябре 2017 года были возвращены начальником 1 отделения (ФРП) Управления Маршениной Л.В. для переоформления и утверждения в новой сумме, то есть без учета суточных в иностранной валюте за период нахождения в служебной командировке ….

Полагая свои права нарушенными, с учетом уточнения ранее заявленных требований, административные истцы просят суд:

- признать действия начальника 1 отделения (ФРП) Управления, связанные с непринятием к учету и возвращением их авансовых отчетов (Абишева – от 19 сентября 2017 года, Даминова – от 27 сентября 2017 года и Власюка – от 26 сентября 2017 года) за период нахождения в служебной командировке с 30 июня по 9 сентября 2017 года, - незаконными;

- обязать начальника 1 отделения (ФРП) Управления принять их авансовые отчеты (Абишева – от 19 сентября 2017 года, Даминова – от 27 сентября 2017 года и Власюка – от 26 сентября 2017 года) за период нахождения в служебной командировке с 30 июня по 9 сентября 2017 года к учету и представить их в установленном порядке в Управление для возмещения им командировочных расходов.

Административные истцы Абишев, Даминов и Власюк, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик начальник 1 отделения (ФРП) Управления Маршенина, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, а в своих письменных возражениях административные иски Абишева, Даминова и Власюка не признала и указала, что авансовые отчеты административных истцов возвращены командиру воинской части, поскольку суточные за период пребывания административных истцов … оплате не подлежат. Нахождение военнослужащих в составе подразделения (в том числе сводного) вне пункта постоянной дислокации воинской части для отработки поставленных задач не может быть признано нахождением в служебной командировке. Кроме того, осуществление служебных командировок производится в пределах объемов бюджетных ассигнований, утвержденных командиром воинской части, которые в план командировок на 2017 года были заложены в меньшем объеме.

Начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …» (далее – Управление) Маркелова И.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, а ее представитель – Осин А.Н. в суде административные иски Абишева, Даминова и Власюка не признал и указал, что в соответствии с подп. «з» и «е» п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации поездки военнослужащих временно направленных в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, а также привлекаемых к различным мероприятиям вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенным в п. 58 Порядка, не являются служебной командировкой, а потому действия начальника 1 отделения (ФРП) Управления по возвращению авансовых отчетов указанных военнослужащих являются законными.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика – Осина и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выпискам из приказа командира войсковой части … от 29 июня 2017 года № 268 военнослужащие названной воинской части … Абишев, Даминов и … Власюк направлены в служебную командировку в … в период со 2 июля по 4 сентября 2017 года с целью замены личного состава маневренной группы, без постановки на продовольственное обеспечение и с проездом авиа - и железнодорожным транспортом, на основании пункта 2191 плана командировок на 2017 год и указаний начальника штаба …

Из выписки из приказа командира войсковой части … от 14 сентября 2017 года № 386 следует, что срок нахождения административных истцов в служебной командировке был изменен (продлен) по 9 сентября 2017 года.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части … от 11 сентября 2017 года № 379 военнослужащие Абишев, Даминов и Власюк 9 сентября 2017 года прибыли из служебной командировки в войсковую часть …

Из авансовых отчетов Абишева, Власюка и Даминова от 19, 26 и 27 сентября 2017 года, соответственно, и приложенных к ним подтверждающих документов (командировочных удостоверений № 33, 250 и 352 от 29 июня 2017 года, электронных проездных документов от 30 июня, 2 июля и 8 сентября 2017 года, маршрут-квитанций от 2 июля 2017 года, электронных билетов от 2 июля 2017 года, посадочных талонов от 2 и 3 июля 2017 года, электронных многоцелевых документов (квитанций) от 29 июня и 3 июля 2017 года, счетов и кассовых чеков ООО «УК «Трансмаш» от 8 сентября 2017 года) следует, что командировочные расходы административных истцов составили у Абишева – 255572,48 руб., у Власюка – 259700,11 руб. и у Даминова – 257853,11 руб., а каждому из них выдан аванс на командировочные расходы в сумме по 24 500 руб.

Копиями реестров № 79325534344, № 89871924001 и № 89873409226 подтверждается сдача административными истцами и принятие 1 отделением (ФРП) Управления авансовых отчетов и приложенных к ним документов у Абишева – 18 сентября 2017 года, у Власюка – 19 сентября 2017 года и у Даминова – 27 сентября 2017 года.

Как следует из копий служебных записок начальника 1 отделения (ФРП) Управления от 9 октября 2017 года авансовые отчеты Абишева, Власюка и Даминова от 19, 26 и 27 сентября 2017 года, соответственно, указанным должностным лицом были возвращены в адрес командира войсковой части 631780 для переоформления и утверждения в новой сумме, при этом указано, что в соответствии с подп. «е» и «з» п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации нахождение военнослужащих в составе подразделения (в том числе сводного) вне пункта постоянной дислокации воинской части для отработки поставленных задач не может быть признано нахождением в служебной командировке, в связи с чем авансовые отчеты данных военнослужащих могут быть приняты к учету в части возмещения расходов на проезд и суточных за время пути к месту выполнения задач и обратно.

Из положения о 1 отделении (финансово-расчетном пункте) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …», утвержденного 26 января 2015 года руководителем Управления, следует, что начальник ФРП подписывает служебные документы в пределах своей компетенции (п. 2.2.8), а основными задачами и функциями ФРП являются, в том числе проверка документов, являющихся основанием для возмещения командировочных расходов (п. 3.2.7), и проверка документов, являющихся основанием для перечисления подотчетных сумм, а также возмещения командировочных расходов, и их своевременное предоставление в Управление (п. 4.11).

В соответствии с должностной инструкцией начальника 1 отделения (финансово-расчетного пункта) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …», утвержденной 12 января 2015 года руководителем Управления, начальник 1 отделения ФРП Управления обязан контролировать полноту поступления документов, являющихся основанием для возмещения командировочных расходов (п. 2.12), а также вправе подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции (п.3.4).

Согласно п. 19 Положения о федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации …», утвержденной 12 сентября 2011 года Министром обороны Российской Федерации, данное Учреждение осуществляет начисление и своевременное обеспечение личного состава другими установленными выплатами.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации порядок выплаты суточных определен также и в Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 2700.

В соответствии с п. 118 названного Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы и суточные).

Согласно п. 124 того же Порядка военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета».

Согласно п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.

В п. 6.3 Указаний Банка России от 11 марта 2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» также указано, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Исходя из анализа приведенного законодательства, при окончательном расчете работника по авансовому отчету он возвращает неизрасходованную часть ранее полученных на командировочные расходы денежных средств (аванс), либо ему выплачивается сумма перерасхода, при этом по авансовому отчету должен быть обязательно произведен бухгалтерский учет, путем внесения в него соответствующих бухгалтерских записей.

Как установлено судом, административные истцы на основании приказа командира войсковой части … от 29 июня 2017 года № 268 в июле-сентябре 2017 года находились в войсковой части полевая почта … по возвращению из которой они составили авансовые отчеты об израсходованных в связи с этим суммах, а затем свои авансовые отчеты вместе с подтверждающими расходы документами представили на утверждение командиру названной воинской части.

После утверждения авансовые отчеты Абишева, Власюка и Даминова 18, 19 и 27 сентября 2017 года, соответственно, поступили в 1 отделение (ФРП) Управления, начальник которого 9 октября 2017 года возвратил их в адрес командира войсковой части … для переоформления и утверждения в новой сумме.

При этом, как установлено судом, в полномочия начальника 1 отделения (ФРП) Управления не входит принятие решения о выплате или об отказе в выплате командировочных расходов военнослужащим обслуживаемых воинских частей, а данная функция возложена на Управление (его руководителя, начальника).

Таким образом, поскольку административные истцы выполнили свои обязательства по расчету за полученный ими аванс, представив свои авансовые отчеты, которые должны быть приняты к учету Управлением и по ним произведен окончательный расчет с подотчетными лицами, чего в данном случае сделано не было, суд приходит к выводу о том, что авансовые отчеты Абишева, Даминова и Власюка необоснованно возвращены начальником 1 отделения (ФРП) Управления административным истцам через командование воинской части без передачи их в Управление для проведения соответствующих бухгалтерских операций.

На основании изложенного действия начальника 1 отделения (ФРП) Управления, связанные с возвратом авансовых отчетов Абишева, Даминова и Власюка, являются незаконными, а требования административных истцов о принятии их авансовых отчетов к учету и о представлении их в Управление подлежат удовлетворению.

Согласно чекам-ордерам от 19 и 22 января 2018 года административными истцами при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере по 300 руб., которая в соответствии со ст. 103 КАС Российской Федерации относится к судебным расходам и на основании ст. 111 того же Кодекса подлежит взысканию в их пользу с Управления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

Административные иски Абишева Мендэгали Сапаргалеевича, Даминова Рената Ильфатовича и Власюка Владимира Васильевича, - удовлетворить.

Признать действия начальника 1 отделения (финансово-расчетного пункта) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …», связанные с непринятием к учету и возвратом авансовых отчетов военнослужащих войсковой части … Абишева М.С., Даминова Р.И. и … Власюка В.В., - незаконными.

Обязать начальника 1 отделения (финансово-расчетного пункта) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …» принять авансовые отчеты Абишева Мендэгали Сапаргалеевича от 19 сентября 2017 года, Даминова Рената Ильфатовича от 27 сентября 2017 года и Власюка Владимира Васильевича от 26 сентября 2017 года и представить их для принятия к учету в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации …».

Указать начальнику 1 отделения (финансово-расчетного пункта) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обсечения Министерства обороны Российской Федерации …» на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации …» в пользу Абишева Мендэгали Сапаргалеевича 300 (триста) рублей в счет возмещения уплаченной им государственной пошлины при обращении в суд.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации …» в пользу Даминова Рената Ильфатовича 300 (триста) рублей в счет возмещения уплаченной им государственной пошлины при обращении в суд.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации …» в пользу Власюка Владимира Васильевича 300 (триста) рублей в счет возмещения уплаченной им государственной пошлины при обращении в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд, через Оренбургский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 16 февраля 2018 года.

Председательствующий С.Н. Левковицкий

Секретарь судебного заседания В.Ю. Швец