ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/19 от 17.01.2019 Владивостокского гарнизонного военного суда (Приморский край)

Дело № 2а-29/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2019 года г. Владивосток

Владивостокский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Дердей А.В., с участием административного истца Назаряна А.С., при секретаре Краевой А.А., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части № 1, Назаряна А.С. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Владивосток) Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ), связанных с исключением из состава семьи военнослужащего, учитываемого при предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, супруги гражданки 1,

установил:

2 июня 2015 года Назарян обратился в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о внесении изменений в базу данных об изменении состава семьи с 1 на 2 человека в связи с заключением брака, после чего он был включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Владивосток с 13 января 2015 года составом семьи 2 человека. Вместе с тем, уведомлением административного ответчика от 24 октября 2018 года № 07-14/4-12151 супруга административного истца гражданка 1 была исключена из состава семьи военнослужащего, учитываемого при предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, поскольку обеспечена жилым помещением по месту прохождения супругом военной службы.

Полагая свои права нарушенными, Назарян обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, связанное с исключением из состава семьи военнослужащего, учитываемого при предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, супруги гражданки 1, и обязать административного ответчика включить его супругу в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения им военной службы.

Кроме того, Назарян просил возместить ему судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 рублей.

Административный ответчик и заинтересованное лицо руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, при этом представитель ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» по доверенности Гаевой А.А. просил о рассмотрении дела в их отсутствие, что в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, не является препятствием к рассмотрению административного искового заявления по существу.

Административный истец Назарян в судебном заседании заявленные требования поддержал и дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении при этом добавил, что супруга зарегистрирована в жилом помещении по адресу: 1, где в настоящее время не проживает и общая площадь указанной квартиры, исходя из числа проживающих, меньше 13 м. кв. на одного, установленных во г. Владивостоке.

Из письменных возражений представителя ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» по доверенности Гаевого А.А. от 10 января 2019 года № 7/51 видно, что решение начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об исключении члена семьи военнослужащего из списка на предоставление служебного жилого помещения в г. Владивостоке основано на законе, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав и оценив материалы дела в совокупности с доводами лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно уведомлению от 21 января 2015 года № 10 Назарян включен в список на предоставление служебного жилого помещения с 13 января 2015 года составом семьи 1 человек.

Из заявления Назаряна следует, что он 2 июня 2015 года обратился к начальнику 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о внесении изменений в базу данных об изменении состава семьи с 1 на 2 человека в связи с заключением брака.

Справкой командира войсковой части № 2 от 13 марта 2015 года, выданной Назаряну, подтверждается, что он проходит военную службу в указанной воинской части, членами его семьи является жена – гражданка 1.

Из копии паспорта серии ......, выданного на имя гражданки 1, видно, что она зарегистрирована по адресу: 1.

Согласно договора дарения от 11 декабря 2007 года гражданин 2, именуемый в дальнейшем «даритель», дарит в собственность квартиру, находящуюся по адресу: 1, «одаряемому» гражданину 3 (отцу супруги административного истца).

Из пункта 6 указанного договора дарения следует, что в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства, в том числе и супруга административного истца гражданка 1, которые сохраняют право проживания и пользования указанной квартирой, с содержанием ст.ст. 288, 292, 558 ГК РФ стороны ознакомлены.

Согласно уведомлению административного ответчика от 24 октября 2018 года № 07-14/4-12151 супруга административного истца гражданка 1 была исключена из состава семьи военнослужащего, учитываемого при предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения им военной службы в г. Владивостоке.

Вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями регулируются как нормами жилищного законодательства (Жилищным кодексом РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ), так и нормами федеральных законов, специальных нормативно-правовых актов Министерств и ведомств.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Так, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 названного Федерального закона, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах, - в других близлежащих населенных пунктах.

Порядок обеспечения служебными жилыми помещениями определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее – Инструкция).

Из пункта 5 Инструкции следует, что военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и соответствующих документов.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям, гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статей 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения административного истца в 1 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с соответствующим заявлением его супруга сохраняла право пользования жилым помещением, расположенным по месту прохождения административным истцом военной службы по адресу: 1, поскольку была зарегистрирована по месту жительства в качестве члена семьи собственника жилого помещения - отца супруги, а согласно содержанию норм, регламентирующих предоставление военнослужащим и членам их семей служебного жилого помещения, условием предоставления является необеспеченность жилым помещением по месту прохождения военной службы, что служит дополнительной гарантией социальной защиты при переводе военнослужащего к новому месту военной службы и носит временный характер, обусловленный периодом исполнения обязанностей военной службы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что член семьи административного истца не подлежит обеспечению служебным жилым помещением по месту его службы, поскольку фактически обеспечен жильем в этом населенном пункте, в связи с чем, оснований для включения супруги Назаряна в список нуждающихся на получение служебного жилого помещения не имеется, а действия должностного лица законны и обоснованны.

Не влияет на выводы суда и довод Назаряна о наличии у супруги по месту прохождения военной службы в г. Владивостоке жилого помещения для постоянного проживания менее учётной нормы, поскольку это обстоятельство, не свидетельствует о наличии права на обеспечение служебным жилым помещением по месту службы административного истца.

Поскольку в удовлетворении требований административного истца судом было отказано в полном объеме, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, оснований для возмещения Назаряну судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного иска Назаряна А.С. об оспаривании действий начальника 1 отдела (г. Владивосток) Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с исключением из состава семьи военнослужащего, учитываемого при предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, супруги гражданки1, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Дердей