ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/19 от 18.02.2019 Овюрского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-29/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 февраля 2019 года с. Хандагайты

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Банзай Ю.З.,

при секретаре судебного заседания Кан-оол Ш.А.,

с участием административного истца – и.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва Ооржак Ш.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «Чаа-Суурский» Овюрского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия в сфере нотариата,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «Чаа-Суурский» Овюрского района Республики Тыва (далее – СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района) о признании незаконным бездействия в сфере нотариата, указав, что прокуратурой района по обращению и.о. начальника Управления Минюста Российской Федерации по Республике Тыва проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения сумон «Чаа-Суурский» Овюрского района законодательства о нотариате. Проверкой установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 1 Основ законодательства РФ «О нотариате» администрацией СПС «Чаа-Суурский» не направлены в Управление Минюста России по РТ сведения, установленные пп. 2 п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2015 № 324. Для устранения данного нарушения прокуратурой района 17.10.2018. председателю администрации СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района внесено представление за № 7-1009в/2018. 20.12.2018 председателем администрации СПС «Чаа-Суурский» РРР. на представление представлен ответ, согласно которому он обязуется представить необходимые сведения в Управление Минюста России по РТ не позднее конца декабря 2018 года. В целях контроля за фактическим устранением нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ начальнику Управления Минюста России по РТ направлен запрос. Согласно ответу начальника Управления от 22.01.2019 от администрации СПС «Чаа-Суурский» сведения по установленной форме учета, утвержденной приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324, в Управление не поступали. Таким образом, администрацией СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района допускается бездействие, нарушения по представлению от 17.10.2018 № 7-1009в/2018 не устранены. Не направление сведений по установленной форме учета в уполномоченный орган, может воспрепятствовать реализации прав и защите законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих и пребывающих в сельском поселении «Чаа-Суурский» Овюрского района, точный перечень которых в судебном заседании установить невозможно. Бездействие администрации СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления своих публично-правовых обязательств.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района РТ по не принятию мер для устранения нарушения, изложенного в представлении и.о. прокурора Овюрского района от 17.10.2018 №7-1009в/2018, а также обязать администрацию СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва сведения о должностном лице, уполномоченном совершать нотариальные действия, по установленной форме учета, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2015. № 324.

В судебном заседании административный истец, заявленные требования поддержала по указанным в административном иске основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Надлежащим образом извещенный представитель административного ответчика Администрации сельского поселения сумона «Чаа-Суурский» Овюрского района РТ в суд не явился, об уважительности причин не сообщил, ходатайств не представил.

В соответствии с ч.2 ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, извещенного надлежащим образом, и не явившегося в судебное заседание.

Выслушав административного истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-1 «О нотариате» (далее - Основы законодательства РФ «О нотариате») нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ «О нотариате» защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой (ч. 2 ст. 1 Основ законодательства РФ «О нотариате»).

Согласно ч. 3 ст. 1 Основ законодательства РФ «О нотариате» в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территорий нет нотариуса, право совершать нотариальные действий, статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2015 г. № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» (зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2016 N 40595) (далее - Порядок) утверждены порядок учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов и форма учета таких сведений.

В соответствии с п. 2 Порядка глава местной администрации поселения или муниципального района (далее - глава местной администрации) в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса имеют право совершать нотариальные действия по должности.

Подпунктом 2 п. 2 Порядка установлено, что орган, в котором работают глава местной администрации и (или) должностное лицо местного самоуправления, в течение десяти рабочих дней со дня замещения должности главы местной администрации и (или) со дня принятия соответствующего акта о наделении правом совершать нотариальные действия должностного лица местного самоуправления направляет в территориальный орган Минюста России следующие сведения:

наименование поселения или муниципального района, в котором отсутствует нотариус;

адрес местонахождения администрации поселения или администрации муниципального района;

фамилия, имя, отчество (при наличии) главы местной администрации;

сведения об образовании (уровень образования и квалификация) главы местной администрации;

телефон, факс (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) местной администрации;

реквизиты документа о замещении лицом должности главы местной администрации (наименование документа о замещении лицом должности главы местной администрации, номер и дата принятия документа, кем издан);

срок полномочий главы местной администрации;

фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица местного самоуправления;

наименование должности должностного лица местного самоуправления;

сведения об образовании (уровень образования и квалификация) должностного лица местного самоуправления;

реквизиты документа о наделении должностного лица местного самоуправления правом совершать нотариальные действия (наименование документа о наделении должностного лица местного самоуправления правом совершать нотариальные действия, номер и дата принятия документа, кем издан);

срок полномочий (при наличии) должностного лица местного самоуправления на совершение нотариальных действий.

К сведениям также прилагаются: три образца подписи главы местной администрации; три образца подписи должностного лица местного самоуправления; три оттиска печати поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации. Сведения, указанные в подпунктах 1-12 пункта 2 Порядка, представляются в территориальный орган Минюста России по электронной почте или направляются почтовым отправлением.

Образцы подписи главы местной администрации, должностного лица местного самоуправления, а также оттиски печати поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации направляются в территориальный орган Минюста России только на бумажном носителе почтовым отправлением (пп. 4 п. 2 Порядка).

Таким образом, вышеуказанными нормами законодательства закреплена обязанность администрации сельского поселения «Чаа-Суурский» по предоставлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва сведений о должностном лице администрации сельского поселения, уполномоченном совершать нотариальные действия, по установленной форме учета.

Как усматривается из материалов дела, а именно представления и.о. прокурора Овюрского района РТ от 17 октября 2018 г. № 7-1009в/18, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о нотариате. Установлено, что администрацией сельского поселения сумон «Чаа-Суурский» в нарушение ч. 3 ст. 1 Основ законодательства РФ «О нотариате» сведения, установленные пп. 2 п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2015 № 324, не направлены в Управление Минюста России по РТ. Таким образом, председателю администрации СПС «Чаа-Суурский» было внесено представление об устранении обозначенных выше нарушений федерального законодательства.

Из ответа на представление и.о. прокурора председателя администрации СПС «Чаа-Суурский» РРР. от 20.12.2018 г. следует, что обязуется представить необходимые сведения в Управление Минюста России по РТ не позднее конца декабря 2018 года.

Согласно ответу начальника Управления Минюста России по РТ от 22.01.2019 от администрации СПС «Чаа-Суурский» сведения по установленной форме учета, утвержденной приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324, в Управление не поступали.

Таким образом, администрацией СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района допускается бездействие, нарушения по представлению от 17.10.2018 № 7-1009в/2018 не устранены. Иного суду не представлено. Не направление сведений по установленной форме учета в уполномоченный орган, может воспрепятствовать реализации прав и защите законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих и пребывающих в сельском поселении «Чаа-Суурский» Овюрского района, точный перечень которых в судебном заседании установить невозможно. Бездействие администрации СПС «Чаа-Суурский» Овюрского района свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления своих публично-правовых обязательств.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Суд находит, что срок, в течение которого административный ответчик обязан устранить допущенные нарушения, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона «Чаа-Суурский» Овюрского района Республики Тыва о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона «Чаа-Суурский» Овюрского района Республики Тыва, выразившееся в не принятии мер по устранению нарушений, изложенных в представлении и.о. прокурора Овюрского района от 17.10.2018 г. № 7-1009в/18.

Обязать администрацию сельского поселения сумона «Чаа-Суурский» Овюрского района Республики Тыва направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва сведения о должностном лице, уполномоченном совершать нотариальные действия, по установленной форме учета, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2015. № 324, а также сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и административному истцу по истечении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Овюрский районный суд.

Судья Ю.З. Банзай