ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/20 от 13.02.2020 Челябинского гарнизонного военного суда (Челябинская область)

.....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2020 г. г. Челябинск

Челябинский гарнизонный военный суд под председательством судьи - Рассказова И.И., при секретаре - Велижанцевой Е.П., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-29/2020, возбужденное по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей по контракту войсковой части 3468 – сержанта запаса Гайнутдиновой Натальи Васильевны о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 3468, оформленного протоколом от 25 октября 2019 года № 14-2019, об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Гайнутдинова Н.В., не согласившись с решением жилищной комиссии войсковой части 3468, оформленным протоколом от 25 октября 2019 года № 14-2019, об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, через своего представителя – Коломыцина М.В., обратилась в военный суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование административного иска указано, что ранее административный истец обеспечивался как член семьи своих родителей и принадлежащей жилплощадью распорядился по своему усмотрению, не должен приниматься во внимание, так как ранее административный истец не обеспечивался как военнослужащий, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, то есть право на обеспечение жилым помещением на данных условиях не реализовал. Таким образом, вопреки доводам административного ответчика об однократности предоставления жилого помещения от государства в связи с невозможностью его сдачи государству, право на улучшение жилищных условий может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего, обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения, на каждого совместно проживающего с ним члена семьи, станет составлять менее учетной нормы. При этом Гайнутдинова Н.В. и члены ее семьи от федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением никогда не обеспечивались, несмотря на наличие у нее такого права в связи с достижением 20 лет календарной выслуги.

Административный истец – Гайнутдинова Н.В. и ее представитель – Коломыцин М.В., извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства по административному делу, в судебное заседание не явились, направили в суд заявления, в которых указали, что свои требования поддерживают и просили провести судебное заседание без их участия.

Заинтересованное лицо на стороне административного лица – Р., извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства по административному делу, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил провести судебное заседание без его участия и участия своего несовершеннолетнего сына – А.

Заинтересованное лицо на стороне административного лица – Никитин М.А., извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства по административному делу, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил провести судебное заседание без его участия.

Представитель административных ответчиков: войсковой части 3468, жилищной комиссии войсковой части 3468 – Власов А.В., извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства по административному делу, в судебное заседание не явился, направил в суд свое заявление и возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований Гайнутдиновой Н.В. в полном объеме, просил провести рассмотрение дела без его участия.

Суд, исследовав заявления сторон и имеющиеся в деле представленные сторонами доказательства в совокупности с материалами дела, приходит к выводу об отказе удовлетворении административного иска Гайнутдиновой Н.В., по следующим основаниям.

Договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 28 февраля 1994 года подтверждается, что федеральным органом исполнительной власти - Администрацией города Краснокаменска - предоставлена безвозмездно трехкомнатная квартира, общей площадью 53,69 кв.м. по адресу: <адрес>, семье: В., Н., административному истцу - Стожковой (Гайнудтиновой) Наталье Васильевне и Д..

На основании договора купли-продажи квартиры от 31 октября 2011 года, квартира по адресу: <адрес>, уже общей площадью 61,1 кв.м. была продана семьей С. гражданину Е., то есть отчуждена.

В данной квартире Стожкова (Гайнудтинова) Наталья Васильевна имела ? долю права собственности, а именно 61,1 кв.м. : 4 = 15,274 кв.м., которую продала.

На основании договора купли-продажи квартиры от 28 марта 2000 года, административный истец - Никитина (Гайнудтинова) Наталья Васильевна продала принадлежащую ей двухкомнатную квартиру, общей площадью 50,95 кв.м., по адресу: <адрес>, своей матери - Н..

На основании договора купли-продажи от 09 сентября 2004 года, административный истец - Стожкова (Гайнудтинова) Наталья Васильевна приобрела в собственность трехкомнатную квартиру, общей площадью 65,10 кв.м., по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи от 09 сентября 2004 года, административный истец - Стожкова (Гайнудтинова) Наталья Васильевна продала принадлежащую ей двухкомнатную квартиру, общей площадью 56,00 кв.м., по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи от 18 августа 2006 года, административный истец - Стожкова (Гайнудтинова) Наталья Васильевна приобрела в собственность однокомнатную квартиру, общей площадью 41,50 кв.м., по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи квартиры от 19 октября 2009 года, административный истец - Стожкова (Гайнудтинова) Наталья Васильевна продала однокомнатную квартиру, общей площадью 41,50 кв.м., по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи от 20 октября 2009 года, административный истец - Стожкова (Гайнудтинова) Наталья Васильевна приобрела в собственность квартиру, общей площадью 52,3 кв.м., по адресу: <адрес>.

Решением жилищной комиссии войсковой части 3468, оформленным протоколом от 25 октября 2019 года № 14-2019, Гайнутдиновой Н.В., после ее увольнения с военной службы в запас, отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании приказа командира войсковой части 3468 от 16 сентября 2019 года № 188 (по строевой части), указанной датой, сержант Гайнутдинова Н.В. уволена с военной службы в запас и исключена из списков личного состава названной воинской части с выслугой в календарном исчислении 23 года 04 месяца 25 дней, то есть более 20 лет.

В соответствии с решением Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 22 ноября 2006 года № 179 (ред. от 14.04.2016) «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на территории муниципального образования "Город Снежинск"», установлена учетная норма площади жилого помещения, для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 (двенадцати) квадратных метров на одного члена семьи.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту Закона), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 2 Закона, к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Оценивая обстоятельства дела, необходимо отметить, что Гайнутдинова Н.В., в 1994 году, находясь в совершеннолетнем возрасте, продала свою ? долю в выделенной федеральным органом исполнительной власти трехкомнатной квартире, общей площадью 53,69 кв.м. по адресу: <адрес>, то есть добровольно распорядилась этой долей. В последующем, Гайнутдинова Н.В. осуществляла вышеуказанные сделки с недвижимостью, при этом имела возможность выделить в натуре ранее полученную ею долю и сдать ее в федеральный орган исполнительной власти, однако этого не сделала.

Доказательств, подтверждающих сдачу Гайнутдиновой Н.В. ранее полученного ею жилья федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на момент принятия жилищной комиссией оспариваемого решения, а также в судебное заседание, не представлено.

Касаемо принятия на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания членов семьи административного истца, необходимо отметить, что принятие на такой учет членов семьи военнослужащего, в силу системного толкования вышеуказанных норм, является производным от права военнослужащего состоять на учете нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания.

В этой связи, доводы Гайнутдиновой Н.В. о том, что она и члены ее семьи от федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением никогда не обеспечивались, несмотря на наличие у нее такого права в связи с достижением 20 лет календарной выслуги, являются несостоятельными и не соответствующими действительности.

Кроме того, из анализа вышеперечисленных доказательств следует, что Гайнутдинова Н.В. не подлежит принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Снежинске Челябинской области и по тому основанию, что площадь несданного ею жилья, предоставленного федеральным органом исполнительной власти, составляет 15,274 кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения, для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории муниципального образования "Город Снежинск", составляющей 12 кв.м.

Более того, в подпункте «д» пункта 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 (в редакции от 24 декабря 2014 года), указано, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, является законным и обоснованным. Административный иск Гайнутдиновой Н.В., напротив, является необоснованным и подлежащим отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска бывшей военнослужащей по контракту войсковой части 3468 – сержанта запаса Гайнутдиновой Натальи Васильевны о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 3468, оформленного протоколом от 25 октября 2019 года № 14-2019, об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд, через Челябинский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья п./п. И.И. Рассказов

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....