РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года город Владимир
Владимирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Комочкина В.А., при секретаре судебного заседания Казаковой А.Е., с участием административного истца ФИО1, его представителя – ФИО2, административных ответчиков - командира войсковой части № ХХХ майора ФИО3, представителя Командующего войсками Западного военного округа и руководителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» – ФИО4, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2А-29/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 55443-ВН капитана 3-го ранга ФИО1 об оспаривании действий командиров войсковых частей 55443-ВН, 55443 и командующего войсками Западного военного округа, связанных с назначением истца на равную воинскую должность,
УСТАНОВИЛ:
Приказом командующего войсками Западного военного округа от <данные изъяты> В.Ю. был освобожден от должности <данные изъяты> и назначен на должность <данные изъяты>.
Полагая свои права нарушенными, он обратился в суд с административным иском, в котором просил признать вышеназванный приказ незаконным и обязать указанное должностное лицо его отменить.
Кроме того, ФИО1 просил суд, признать действия командиров войсковых частей 55443-ВН и 55443, в части сокрытия от него факта проводимых в войсковых частях организационно – штатных мероприятий и создании препятствий в реализации права последнего на досрочное увольнение с военной службы, в связи с организационно – штатными мероприятиями, незаконными и обязать указанных должностных лиц представить административного истца к досрочному увольнению с военной службы по данному основанию.
Выступая в судебном заседании, административный истец и его представитель, поддержав административный иск, просили суд его удовлетворить, пояснив, что до 31 января 2020 года он проходил военную службу в должности <данные изъяты>, которая после указанной даты была сокращена.
До указанной даты он обращался к командиру части рапортами с просьбой о назначении его на равную воинскую должность инженера № ХХХ военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, но в их удовлетворении ему было отказано и он без его согласия был назначен на нижестоящую должность <данные изъяты>
Кроме того, такой приказ является незаконным, поскольку указанная должность на 3 декабря 2019 года, то есть на момент его издания командующим войсками Западного военного округа вакантной не являлась, так как приказом командира 4 гвардейской танковой дивизии от № ХХХ на указанную должность назначен другой военнослужащий.
В судебном заседании представитель Командующего войсками Западного военного округа, руководителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и командир войсковой части 55443-ВН требования ФИО1 не признали и просили отказать в их удовлетворении, поскольку каких либо прав административного истца нарушено не было, он назначен на равную воинскую должность, а поэтому его согласия для назначения на нее не требовалось.
Представитель командира войсковой части 55443 извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил административное дело рассмотреть в его отсутствии.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" назначение на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до полковника или капитана 1 ранга включительно, на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, в том числе связанное с переводом в другую местность для прохождения военной службы, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно выписки из приказа статс – секретаря – заместителя Министра Обороны Российской Федерации № ХХХ от 30 ноября 2015 года состоящего в распоряжении начальника 6674 центральной базы по хранению капитан 3 ранга ФИО1, в связи с организационно-штатными мероприятиями, был перемещен на низшую должность - <данные изъяты>, с сохранением права на получение оклада по ранее занимаемой воинской должности 21 тарифный разряд.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от № ХХХ ФИО1, в связи с организационно-штатными мероприятиями, освобожден отдолжности <данные изъяты>) и назначен на равную воинскую должность - заместителя <данные изъяты>
Из представленной в суд выписки командира 4 гвардейской танковой дивизии от 2 декабря 2019 года видно, что данным должностным лицом на должность <данные изъяты> был назначен лейтенант А
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что должность, на которую был перемещен ФИО1, на момент издания приказа была занята другим военнослужащим, то есть не являлась вакантной, а поэтому он не мог быть на нее назначен.
Суд не может согласиться с доводами представителя командующего войсками Западного военного округа, руководителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», что указанный выше приказ является незаконным, а поэтому следует руководствоваться приказом Командующего войсками ЗВО, поскольку последний является выше стоящим должностным лицом, и изданный им приказ имеет большую юридическую силу, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее – Положение) назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности.
Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.
Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.
Согласно приказа МО РФ от 17 декабря 2012 года № 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу (далее - приказы).
Приказы имеют право издавать должностные лица Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.
Назначение на воинские должности при переводе офицеров между видами Вооруженных Сил, военными округами (флотами), родами войск Вооруженных Сил, центральными органами военного управления осуществляются приказами статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации по согласованию с соответствующими заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителями центральных органов военного управления.
Назначение на воинские должности при переводе офицеров между органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями, находящимся в непосредственном и прямом подчинении заместителей Министра обороны Российской Федерации, осуществляются в соответствии с предоставленными настоящим приказом полномочиями.
Основанием для подготовки документов по переводу военнослужащих являются планы замены и перевода, решения должностных лиц Вооруженных Сил, принимаемые в соответствии с предоставленными им полномочиями, а также основания, определенные законодательством Российской Федерации.
Приказы об освобождении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, от воинских должностей, увольнению их с военной службы подписываются должностными лицами Вооруженных Сил в соответствии с предоставленными полномочиями по назначению на воинские должности.
Должностные лица Вооруженных Сил Российской Федерации, которым предоставлено право по назначению на воинские должности военнослужащих, обладают следующими полномочиями:
- Командующие войсками военных округов (флотами) на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно,
- Командиры соединений (бригад, дивизий и им равные), для которых штатом предусмотрены воинские звания генерал-майор, контр-адмирал, полковник, капитан 1 ранга на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до капитана, капитан-лейтенанта включительно.
В силу приведенных правовых норм командиры соединений (бригад, дивизий и им равные) имеют право назначать на воинские должности военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания до капитана, капитан-лейтенанта включительно, а поэтому при назначении военнослужащих на такие должности имеют равные права с вышестоящими должностными лицами.
Как, усматривается из приведенных выше выписок из приказов должность заместителя командира ремонтной роты 4 гвардейской танковой дивизии 1 гвардейской танковой армии Западного военного округа, предусматривает воинское звание «старший лейтенант», а поэтому суд приходит к выводу, что командир 4 танковой дивизии действовал в пределах предоставленных ему полномочий, правомерно издав приказ о назначении подчиненного ему военнослужащего на данную должность.
Кроме того, приказ командира 4 гвардейской танковой дивизии состоялся ранее, то есть когда должность являлась вакантной, а поэтому каких-либо препятствий для назначения подчиненного ему военнослужащего на момент издания данного приказа не имелось.
Оценив приведенные данные и принимая во внимание, что на момент издания приказа № 471 от 3 декабря 2019 года командующим войсками Западного военного округа, должность заместителя командира ремонтной роты 4 гвардейской танковой дивизии 1 гвардейской танковой армии Западного военного округа не являлась освобождающейся или вакантной, то есть была занята, а поэтому ФИО1 не мог быть на нее назначен.
При таких обстоятельствах приказ командующим войсками Западного военного округа № 471 от 3 декабря 2019 года в части назначения ФИО1 должность заместителя командира ремонтной роты 4 гвардейской танковой дивизии 1 гвардейской танковой армии Западного военного округа, суд признает незаконным и считает необходимым возложить на командующего войсками Западного военного округа обязанность отменить данный приказ в части, касающейся назначения административного истца на указанную должность.
Доводы ФИО1 о том, что ранее занимаемая им должность является вышестоящей, так как он был перемещен на нее с сохранением должностного оклада по предыдущей должности, суд находит не состоятельными, по следующим основаниям.
В силу п. 14 ст. 11 Положения воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ № 305 от 17 марта 1999 «О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба» Министру обороны Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых законом предусмотрена военная служба, разрешено сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемой воинской должности на время их военной службы в новой воинской должности.
Из приведенных правовых норм следует, что должности являются равными, если штатом по данным должностям предусматриваются аналогичные воинские звания и размеры месячных окладов, сохранение на низшей должности должностного оклада по ранее занимаемой вышестоящей должности, не может быть принято во внимание, поскольку не основано на законе.
<данные изъяты>
Что же касается требований ФИО1 признать действия командиров войсковых частей 55443-ВН и 55443, в части сокрытия от него факта проводимых в войсковых частях организационно – штатных мероприятий и создании препятствий в реализации права последнего на досрочное увольнение с военной службы, в связи с организационно – штатными мероприятиями, незаконными и обязать указанных должностных лиц представить административного истца к досрочному увольнению с военной службы по данному основанию, суд находит не состоятельными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпункту "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из вышеизложенного следует, что при увольнении военнослужащего по указанному основанию должна быть рассмотрена возможность назначения его на воинскую должность в масштабе федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и только при отсутствии возможности назначения его на равную воинскую должность или его согласия на назначение на низшую или высшую воинские должности он может быть уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из показаний ФИО1 и материалов дела видно, что в связи с проводившимися в войсковой части 55443-ВН организационно-штатными мероприятиями, в связи с ликвидацией воинской части, административным истцом в феврале 2018 года подавался рапорт, в котором он ходатайствовал перед командованием о назначении его на равную воинскую должность инженера 242 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, то есть изъявил желание проходить военную службу.
При таких данных, следует прийти к выводу, что ФИО1 с 2018 года знал о проводимых в части организационно-штатных мероприятиях, об указанном свидетельствуют и показания командира войсковой части 55443 ВН согласно которым административный истец, как и другие военнослужащие воинской части, были им проинформированы о предстоящей ликвидации части, в связи с чем, передавали вверенные им материальные средства в другие воинские части, а также самостоятельно искали должности, на которых они желают продолжить военную службу.
По смыслу приведенных выше правовых норм увольнение военнослужащего, в связи с организационно-штатными мероприятиями, является правом командования, а не военнослужащего, а поэтому отказ командования в представлении ФИО1 к увольнению с военной службы по данному основанию его прав не нарушает, в связи с чем, требование административного истца обязать командиров войсковых частей 55443-ВН и 55443 представить его к увольнению по указанному основанию удовлетворению не подлежит.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Так как суд частично удовлетворил административный иск ФИО1, следовательно, судебные расходы, связанные с его оплатой государственной пошлиной, надлежит взыскать в его пользу с федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании действий командиров войсковых частей 55443-ВН, 55443 и командующего войсками Западного военного округа, связанных с назначением истца на равную воинскую должность, удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ командующего войсками Западного военного округа от 3 декабря 2019 года № 471 в части, назначения ФИО1 на должность <данные изъяты> и обязать должностное лицо его отменить.
В удовлетворении требований признать незаконными действия командиров войсковых частей 55443-ВН и 55443, в части сокрытия от ФИО1 факта проводимых в войсковых частях организационно – штатных мероприятий и создании препятствий в реализации права последнего на досрочное увольнение с военной службы, в связи с организационно – штатными мероприятиями, и обязать указанных должностных лиц представить административного истца к досрочному увольнению с военной службы по данному основанию, отказать.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в пользу ФИО1 300 (триста) рублей, в счет возмещения судебных расходов по оплате административного иска государственной пошлиной.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ обязать командующего войсками Западного военного округа сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Владимирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу В.А. Комочкин