ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/2017 от 16.01.2017 Боханского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Бохан 16 января 2017 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Урбаевой Т.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-29/2017 по административному исковому заявлению прокурора Боханского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия в части не рассмотрения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Боханского района обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ в интересах Российской Федерации, муниципального образования к администрации МО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия в части не рассмотрения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, указав следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации муниципального образования «<данные изъяты>».

В силу п.38 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статьей 1 Закона Иркутской области от 02.11.2015 № 96-03 (ред. от 02.06.2016) «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Иркутской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктами 37 - 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п.4.1. ст.36 и п.9.1. ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования и местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Согласно ст.6 Устава МО «<данные изъяты>» к вопросам местного значения, в том числе, относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции»).

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

Согласно ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п.2.1. ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции»).

В соответствии с п.20 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе, являются повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции в МО «<данные изъяты>» вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений 1 раз в квартал не рассматриваются, о чем свидетельствует поступившая в прокуратуру района информация.

Вместе с тем, за период <данные изъяты> имеется 3 вступивших в законную силу решения Боханского районного суда о признании бездействия администрации МО «<данные изъяты>» незаконным (от ДД.ММ.ГГГГ по не оформлению права собственности на объекты ЖКХ; от ДД.ММ.ГГГГ по не опубликованию информации на сайте МО; от ДД.ММ.ГГГГ по не проведению диспансеризации муниципальных служащих).

Таким образом, меры по профилактике коррупции администрацией МО «<данные изъяты>» не принимаются, чем нарушаются интересы Российской Федерации и муниципального образования «<данные изъяты>», так как администрацией муниципального образования не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц, соответственно, не осуществляются мероприятия, которые должны предприниматься с целью предотвращения совершения коррупционных действий, уменьшения уровня коррупции в деятельности органов местного самоуправления и в целом в обществе.

В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

По ходатайству административного истца и отсутствии возражений административного ответчика рассмотрение настоящего дела осуществляется в порядке упрощенного ( письменного) производства.

Исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора Боханского района в полном объеме по следующим основаниям.

Прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ в интересах РФ, муниципального образования.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу части 2.1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем рассмотрения в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Как усматривается из материалов дела, администрацией МО «<данные изъяты>» в нарушение части 2.1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции путем рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не осуществлялась.

Так, решением Боханского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер по проведению диспансеризации муниципальных служащих администрации МО «<данные изъяты>» за период с <данные изъяты>.; решением от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в не разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения в соответствии с требованиями к программе, установленными постановлением Правительства РФ от 01.10.2015г. №1050 и не размещении проекта программы на официальном сайте МО; решением Боханского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию МО «<данные изъяты>» возложена обязанность оформить регистрацию прав на объекты жилищно-коммунального хозяйства; решением Боханского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>», выразившееся в не опубликовании информации о результатах конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, о работе органа местно самоуправления с обращениями граждан, юридических лиц, общественных объединений за <данные изъяты> (обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах), о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, проекта местного бюджета на <данные изъяты>., ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за <данные изъяты>

Согласно информации МО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ вопросы правоприменительной практики администрацией МО «<данные изъяты>» по результатам, вступивших в законную силу данных судебных решений, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, не рассматривались.

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции и основывающихся на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам, вступивших в законную силу решений судов о признании незаконными решений и действий (бездействия) муниципального образования является обязанностью администрации МО «<данные изъяты>». Бездействие администрации МО «<данные изъяты>» в профилактики коррупции является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Боханского района удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части не рассмотрения не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений незаконным.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения административным истцом и административным ответчиком копии решения.

Судья Боханского районного суда Т.А. Урбаева