ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/2017 от 27.01.2017 Кыринского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-29/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кыра 27 января 2017 года

Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.,

при секретаре Фефеловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района «<адрес>» к <адрес> районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального района «<адрес>» обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кыринским районным судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> РОСП было возбуждено исполнительное производство . В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения администрацией МР «<адрес>» исполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель <адрес> РОСП УФССП России по Забайкальскому краю вынес постановление о взыскании исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей. В целях исполнения судебного решения администрация МР «<адрес>» обращалась в Министерство экономического развития Забайкальского края с просьбой предоставить информацию и оказать содействие в решении данного вопроса. Согласно полученному ответу, специализированное программное обеспечение для ведения реестра получателей поддержки в Забайкальском крае не разработано. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки в рамках реализации программы Забайкальского края «Экономическое развитие» размещен на официальном сайте Министерства в формате «Excel». Все реестры субъектов предпринимательства- получателей поддержки муниципальных районов также размещены на официальных сайтах в формате «Excel», т.е. без соблюдения указанных требований.

Таким образом, требование судебного решения о размещении на официальном сайте администрации реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным реестром в настоящее время для администрации муниципального района «<адрес>» объективно невыполнимо по причине отсутствия в Забайкальском крае необходимого программного обеспечения. Просит освободить Администрацию МР «<адрес>» от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного истца – начальник отдела организационной, правовой и кадровой работы Администрации МР «<адрес>» Куприянов А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал и суду пояснил, что размещении на официальном сайте администрации реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным реестром в настоящее время для администрации муниципального района «<адрес>» объективно невыполнимо по причине отсутствия в Забайкальском крае необходимого программного обеспечения. Считает, что со стороны Администрации были предприняты все меры по исполнению решения суда и вины Администрации нет.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю Дружинин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признал и суду пояснил, что на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кыринским районным судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> РОСП было возбуждено исполнительное производство . В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения администрацией МР «<адрес>» исполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель <адрес> РОСП УФССП России по Забайкальскому краю вынес постановление о взыскании исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей. Поскольку размещение на официальном сайте администрации реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным реестром в настоящее время для администрации муниципального района «<адрес>» объективно невыполнимо по причине отсутствия в Забайкальском крае необходимого программного обеспечения, не возражает против административного иска.

Представитель административного ответчика <адрес> РОСП судебный пристав-исполнитель <адрес> РОСП С.Н.М. в судебном заседании административный иск не признала и суду пояснила, что решением суда должнику был установлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Должником до ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено решения суда. Поскольку добровольно не был исполнен, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Решение суда объективно невыполнимо по причине отсутствия в Забайкальском крае необходимого программного обеспечения, не возражает против административного иска.

Представитель заинтересованного лица старший помощник прокурора Кыринского района Цырендоржиев Т.Б. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.2 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как установлено в судебном заседании, решением Кыринского районного суда от 24 марта 2015 года по делу по иску прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» о возложении обязанности исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края удовлетворены, на Администрацию МР «<адрес>» возложена обязанность разместить на официальном сайте полный перечень информации, который предусмотрен ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также разместить на официальном сайте администрации реестр субъектов малого и среднего предпринимательства получателей поддержки с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным реестром, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №358 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> РОСП Ш.Д.И. было возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации МР «<адрес>» на основании исполнительного листа, выданного Кыринским районным судом ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Кыринского районного суда Забайкальского края от 15 мая 2015г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 24 марта 2015 года администрации муниципального района «<адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и, признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, с Администрации МР «<адрес>» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу закона, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец – Администрация МР «<адрес>» указала, что ею были предприняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ И.о. руководителя администрации муниципального района «<адрес>» П.Н.Н. был направлен запрос в Министерство экономического развития Забайкальского края оказать содействие в получении информации о наличии программных средств размещения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки и возможности размещения таких сведений о получателях поддержки из бюджета <адрес> района.

Как следует из пояснений представителя административного истца Куприянова А.М. и подтверждено представителем административного ответчика Дружининым А.А. в судебном заседании, что специализированное программное обеспечение для ведения реестра получателей поддержки в Забайкальском крае не разработано.

Из ответа заместителя Министра экономического развития Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки (далее –реестр получателей поддержки) в рамках реализации государственной программы Забайкальского края «Экономическое развитие» размещен в формате Excel на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Специализированное программное обеспечение для ведения реестра получателей поддержки в Забайкальском крае не разработано. В то же время сообщают, что в соответствии с подпунктом б) пункта 17 Положения о ведении реестров получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008г. № 358 информационная система должна обеспечить формирование по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Специализированное программное обеспечение для ведения реестра получателей поддержки в Забайкальском крае не разработано.

Неисполнение Администрацией МР «<адрес>» решения суда в полном объеме, в установленный для добровольного исполнения срок, нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, поскольку имеются объективные обстоятельства, не зависящие от Администрации МР «<адрес>».

При определении степени вины Администрации МР «<адрес>» в неисполнении в полном объеме требований исполнительного документа, суд оценивает представленные доказательства, подтверждающие произведенные Администрацией действия по исполнению судебного акта.

Указанные административным истцом причины, подтвержденные документально, принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении в полном объеме решения суда в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Администрации муниципального района «<адрес>» удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального района «<адрес>» от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства .

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Кыринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Д.Б.Эрдынеев