ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/2021 от 26.02.2021 235-ого гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-29/2021 <данные изъяты>

Решение

Именем Российской Федерации

235 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего – судьи Маковецкого М.А., при секретаре – помощнике судьи Замалтдиновой Д.Д., с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, а также представителя Управления Министерства обороны Российской Федерации по мониторингу системы материально-технического обеспечения по доверенности ФИО2, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению командира войсковой части 0000 об оспаривании действий (бездействия) комиссии Центра мониторинга материально-технического обеспечения (Балтийского флота), связанных с составлением акта по результатам контрольно-аналитических мероприятий состояния материально-технического обеспечения войсковой части 0000,

установил:

Командир войсковой части 0000 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений представителя по доверенности, выдвинул требования:

– признать незаконными действия комиссии Центра мониторинга материально-технического обеспечения (Балтийского флота), связанные с составлением акта по результатам контрольно-аналитических мероприятий состояния материально-технического обеспечения войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ0000, в части установления размера и стоимости потребленной электрической энергии тремя комнатами здания казармы инв. 0000 войсковой части 0000 с сентября 2019 года по июль 2020 года в размере 672 429,72 рублей;

– обязать указанный орган внеси изменения в данный акт, установив размер и стоимость потребленной электрической энергии тремя комнатами здания казармы инв. 0000 войсковой части 0000 с сентября 2019 года по июль 2020 года в размере в соответствии с приборами учета электрической энергии данного здания.

Как усматривается из содержания административного искового заявления, заявленные в нем требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что в период с 10 по 21 сентября 2020 года комиссией Центра мониторинга материально-технического обеспечения (Балтийского флота) (далее – Центр мониторинга МТО) были проведены контрольно-аналитические мероприятия состояния материально-технического обеспечения (далее – проверка МТО) войсковой части 0000, по результатам которых, был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ0000. В данном акте содержатся выводы о бездоговорном потреблении электрической энергии семьями трех военнослужащих (майор БАИ – жена и двое детей, майор ББЮ – жена и двое детей и прапорщик САВ – жена и двое детей), проживавших на территории воинской части в трех комнатах казармы инв. 0000, переоборудованной под общежитие и не осуществлявших оплату коммунальных услуг. С учетом этого, по мнению должностных лиц комиссии Центра мониторинга МТО, незаконно проживающими в казарменном фонде семьями военнослужащих, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по г. Москве и Московской области) (далее – филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО), причинен ущерб, связанный с бездоговорным потреблением электрической энергии в размере 672 429,72 рублей. Вместе с тем, по мнению истца, расчет предполагаемого ущерба произведен неверно, поскольку таковой основан на постановлении Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения рынков электрической энергии), исходя из сечения жилы электрического кабеля (2,5 мм), подведенного к зданию казармы инв. 0000. Однако применение данного постановления Правительства, регулирующего розничные рынки электрической энергии, к военнослужащим и членам их семей, проживавшим в указанном здании казармы, переоборудованном под общежитие, является неправомерным. Более того, в соответствии с заключенным государственным контрактом, филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО через жилищно-коммунальную службу 0000 (далее – ЖКС 0000) осуществляет оплату электрической энергии, потребленной войсковой частью 0000. Одновременно, ссылается истец, согласно представленным органом жилищно-коммунальной службы данных, все трехэтажное здание казармы инв. 0000, состоящее из 23 комнат, в которых проживали военнослужащие, за период с сентября 2019 года по 1 август 2020 года, в соответствии с данными приборов учета, потребило электрической энергии лишь на сумму 408 344,45 рублей, что значительно меньше, чем установленный комиссией Центра мониторинга МТО размер ущерба, исходя из потребленного объема электрической энергии лишь тремя комнатами этого же здания за этот же период. Однако, несмотря на добровольное возмещение БАИ, ББЮ и САВ стоимости электрической энергии за оспариваемый период, в соответствии с расчетом, составленным ЖКС 0000 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО на общую сумму 95 137,45 рублей, начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по мониторингу системы материально-технического обеспечения (далее – Управление мониторинга МТО) в удовлетворении возражений командира войсковой части 0000 на оспариваемый акт проверки отказал. Кроме того, в оспариваемом акте проверки, обращает внимание истец, содержится требования о внесении в книгу учета недостач воинской части завышенного ущерба, не основанного на данных учета имущества воинской части, в размере 672 429,72 рублей, издания приказа о возмещении затрат, понесенных Министерством обороны Российской Федерации за оплату коммунальных услуг, потребленных лицами, проживавшими в здании казармы, чем нарушаются интересы воинской части.

В судебном заседании представитель командира войсковой части 0000 ФИО1, ссылаясь на содержание административного искового заявления, заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить и пояснил, что размер предполагаемого ущерба был рассчитан комиссией Центра мониторинга МТО в соответствии с Основными положениями рынков электрической энергии неверно, лишь исходя из допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода, его номинального напряжения и количества часов, без учета показаний счетчиков здания казармы.

Представитель Управления мониторинга МТО ФИО2, в удовлетворении административного иска просил отказать и пояснил, что рассчитать объем и стоимость потребленной электрической энергии при бездоговорном ее потреблении по показаниям счетчиков невозможно, поэтому комиссия и рассчитала ущерб в соответствии с Основными положениями рынков электрической энергии, которыми предусмотрен расчетный способ определения объема бездоговорного потребления электрической энергии.

Извещенные о времени и месте судебного заседания комиссия и Центр мониторинга МТО, а также филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО, в суд своих представителей не направили.

Изучив административное исковое заявление, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 2, 7, 8 и 12 Положения об Управлении мониторинга МТО, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2017 года № 195, таковое предназначено, в том числе, для организации сбора информации, проведения анализа и контроля системы МТО в органах военного управления и воинских частях, имеет задачи по организации и проведения проверок вопросов МТО, выявления нарушений МТО в воинских частях. Начальник Управления мониторинга МТО уполномочен привлекать к участию в проведении контрольно-аналитических мероприятий (по решению заместителя Министра обороны Российской Федерации) – должностных лиц центров мониторинга МТО (военных округов, флотов, Каспийской флотилии).

Как следует из копии плана проведения Управлением мониторинга МТО контрольно-аналитических мероприятий, в воинских частях и органах военного управления, дислоцированных на территории Западного военного округа, таковой был утвержден заместителем Министра обороны 27 августа 2020 года и, в том числе, предусматривал направление в войсковую часть 0000 комиссии, состоящей из группы офицеров Центра мониторинга МТО, для мониторинга системы МТО указанной воинской части.

Согласно копии Положения о Центре мониторинга МТО, утвержденного приказом командующего Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ0000, указанный Центр предназначен, в том числе, для организации сбора информации и проведения анализа состояния системы МТО, организации и проведения проверок по вопросам МТО в органах военного управления и воинских частях Балтийского флота.

Как усматривается из акта проверки МТО войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ0000, утвержденного комиссией Центра мониторинга МТО (раздел 3.4.2.) в ходе контрольно-аналитических мероприятий было установлено, что эксплуатация фондов военного городка возложена на ЖКС, начальник которой, выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям потребителей коммунальных услуг не осуществлял, поскольку при проведении осмотра, выявлены случаи бездоговорного потребления коммунальных ресурсов. В частности, значится в оспариваемом акте, в здании казармы под общежитие инв. 0000, проживали военнослужащие и члены их семей, при том, что данное здание документального подтверждения статуса общежития не имеет, а заселение в него производилось по решению бывших командиров воинской части, которые, между тем, направляли неоднократные обращения в адрес вышестоящего командования об изменении статуса указанного здания. Граждане и военнослужащие, проживающие в названном здании, со снабжающими организациями (поставщиками) договоры не заключали, оплату не производили, за потребленные им энергоресурсы, оплату производило Министерство обороны Российской Федерации (ЖКС). При этом в изучаемом акте отражено, что расчет ущерба, нанесенного ФГБУ «ЦЖКУ», выразившегося в бездоговорном потреблении коммунальных услуг членами семей военнослужащих, произведен в соответствии с Основными положениями рынков электрической энергии, исходя из сечения жилы однофазного кабеля, токовой нагрузки и номинального напряжения и составляет 672 429,72 рублей.

При этом из копии справки-расчет, приложенной к акту проверки МТО войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ0000, следует, что расчет объема потребления электрической энергии помещениями общежития казармы инв. 0000, занятыми военнослужащими БАИ, САВ, ББЮ и членами их семей, произведен за период с сентября 2019 года по июль 2020 года (за август 2020 года указано – 0 рублей) исходя из количества проживающих лиц, времени проживания, токовой нагрузки, напряжения, коэффициента и тарифа. Из указанного расчета следует, что каждая из семей, составом семьи четыре человека не оплачивала потребленную электрическую энергии в среднем на 20 000 рублей ежемесячно, что исходя из этого же расчета, составляет в среднем 3 800 кВт·ч на семью в месяц.

Далее, согласно копии паспорта военного городка, копии технического паспорта казармы инв. 0000, ее поэтажного плана и копии заключения административного расследования проведенного на основании акта проверки от 30 сентября 2020 года, в 2008 году была проведена реконструкция трехэтажного здания казармы инв. 0000 общей площадью 1776 кв.м. перепланированного под общежитие емкостью 23 комнаты, из них однокомнатный – 7; двухкомнатные – 16. По состоянию на сентябрь 2020 года в здании казармы под общежитие инв. 0000 проживало 47 бесквартирных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, из них трое военнослужащих – БАИ, САВ и ББЮ с семьями. Указанное здание документально как общежитие оформлено не было, а его заселение производилось по решению командира воинской части, при этом командованием в органы военного управления неоднократно направлялись запросы об изменении статуса здания и перевода его из казарменного фонда в специализированный жилищный фонд. В то же время, военнослужащие, проживающие в здании казармы инв. 0000, оплату коммунальных услуг не осуществляли. Также в заключении приведено, что обслуживание и эксплуатация всего казарменного фонда воинской части возложено на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО через ЖКС 0000, который в соответствии с заключенным государственным контрактом производил оплату потребленной электрической энергии зданиями и сооружениями войсковой части 0000, в том числе зданием казармы инв. 0000.

Действительно, как следует из копий объяснений БАИ, ББЮ и супруги САВ, данные военнослужащие проживали со своими семьями, имеющий одинаковый состав – жена и двое детей, в казарме инв. 0000, переоборудованной под общежитие, в комнатах 11, 19 и 12, соответственно, на основании поданных командиру воинской части рапортов, оплату коммунальных услуг не производили.

Далее, в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ, предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).

Согласно пункту 2 статьи 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).

Одновременно пунктом 1 статьи 540 ГК РФ и пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В силу статьи 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (Субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Представитель Управления мониторинга МТО ФИО2 в судебном заседании подтвердил, что объем потребленной электрической энергии рассчитан исходя из бездоговорного ее потребления по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения № 3 Основных положений рынков электрической энергии.

Вместе с тем, как усматривается из копии государственного контракта 0000, таковой был заключен 29 декабря 2018 года (далее – Контракт) между АО «Мосэнергосбыт» (далее также МЭС) и ФГБУ «ЦЖКУ» (далее также Абонент). Так согласно пунктам Контракта 2.1.3., 3.1.1., 3.1.4., МЭС обязался поставлять электрическую энергию (мощность) Абоненту с учетом его Субабонентов, а Абонент обязался оплачивать фактически потребленную электрическую энергию (мощность), а также уведомлять МЭС о присоединении к электрическим сетям Абонента энергопринимающих устройств иных потребителей (Субабонентов).

В силу пункта 5.1. Контракта фактический объем поставленной электроэнергии (мощности) определяется исходя из показаний приборов учета либо расчетным способом, в порядке предусмотренным Приложением № 4 к Контракту.

Одновременно пунктами 1.1., 2.1. и 2.2. Приложением № 4 к Контракту оговорено, что в случае передачи Абонентом принятой от МЭС электрической энергии (мощности) или ее части населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей (далее – население), цена в отношении данного объема определяется в соответствии с действующим законодательством. За исключением отдельно оговоренных случаев, фактический объем электрической энергии (мощности), потребленной Абонентом в расчетном периоде, определяется на основании данных, полученных с использованием приборов учета. Если Абонент передает принятую от МЭС электрическую энергию (мощность) населению, Абонент обязан предоставить в МЭС сведению об объеме электрической энергии (мощности), переданной населению.

Согласно дополнительным соглашениям, приложенным к Контракту, таковой пролонгировался, в том числе, до 31 декабря 2020 года, а среди адресов поставки электрической энергии (мощности) фигурирует и войсковая часть 0000.

Кроме того, гражданско-правовые отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Основными положениями рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 2 Основных положений рынков электрической энергии установлены понятия: «бездоговорное потребление электрической энергии», под которым, в том числе, понимается – самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках; «безучетное потребление», под которым, в том числе, понимается – потребление электрической энергии с нарушением порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, нарушения целостности (повреждения) прибора учета, пломб, знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Аналогичные положения закреплены Основными положениями рынков электрической энергии. По смыслу пунктов 71 и 72 которых, граждане – потребители электрической энергии приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, действие которого не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

Действительно отдельный письменный договор между МЭС (Абонентом) и членами семей военнослужащих, проживавших в здании казармы инв. 0000, получавших коммунальную услугу в виде электрической энергии, поставляемой посредством присоединении к электрическим сетям войсковой части 0000 в материалах дела отсутствует, однако совершения указанными лицами конклюдентных действий, указанных выше, с учетом требований приведенных выше статей 432, 433 и 540 ГК РФ, пункта 6 Правил, а также пунктов 71 и 72 Основных положений рынков электрической энергии, свидетельствует о фактическом возникновении между сторонами договорных правоотношений и обязательств.

Из чего суд приходит к выводу, что между сторонами сложились правовые отношения, вытекающие из договора энергоснабжения и граждане – члены семей военнослужащих, проживавшие в казарме инв. 0000, являлись потребителями электрической энергии, поставляемой МЭС, через электрические сети (Абонента) войсковой части 0000, тем более, что условиями Контракта отдельно предусмотрена обязанность поставлять электрическую энергию (мощность) Абоненту с учетом его Субабонентов, которыми в исследуемой ситуации, являлись указанные члены семей военнослужащих.

Таким образом, суд находит позицию ответчика о бездоговорном потреблении электрической энергии членами семей военнослужащих, проживавших в казарме инв. 0000, с учетом приведенных нормативных правовых актов и фактически сложившихся правоотношений, несостоятельной.

То обстоятельство, что Абонент, оплачивая фактически потребленную электрическую энергию (мощность), при этом не уведомлял МЭС о присоединении к электрическим сетям Абонента энергопринимающих устройств иных потребителей (Субабонентов), на сложившиеся правоотношения не влияет.

Далее, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 утверждено Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, которым определено, что ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляет свои полномочия по исполнению и контроля исполнения контрактов, организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения, правильную эксплуатацию систем энергоснабжения и надлежащий учет коммунальных ресурсов, через филиалы, управления, отделения, отделы, службы, к которым отнесены филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО и входящая в него жилищно-коммунальная служба – ЖКС № 3.

Как усматривается из копии паспорта военного городка – войсковая часть 0000, указанная воинская часть находится в зоне ответственности (закреплена) за ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО (ЖКС № 3), осуществляющего контроль исполнения Контракта, правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также надлежащий учет коммунальных ресурсов.

Из копии сообщения командира войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ0000 усматривается, что последний сообщал начальнику ЖКС № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО сведения о том, что по состоянию на 20 сентября 2020 года в здании в казарме инв. 0000, переоборудованной под общежитие, проживали БАИ, САВ и ББЮ, каждая семья по четыре человека.

В ответ на указанное выше сообщение начальник ЖКС 0000 23 сентября 2020 года направил расчет потребления коммунальных услуг, проживавшими в казарме инв. 0000 семьями военнослужащих. Так, согласно представленных ЖКС 0000 данных, отчетов о потребленной электрической энергии на объектах и служебной записки ЖКС 0000 за период с сентября 2019 года по июль 2020 года, стоимость и объем потребленной казармой инв. 0000 (всем зданием) электрической энергии составили 381 134,83 рублей и 71 602 кВт·ч (с учетом коэффициента трансформатора тока), соответственно (т.е. 71 602/23=3 113,1 кВт·ч в среднем за одну квартиру в общежитии).

Хмелевской в судебном заседании пояснил, что на вводе электрического кабеля в здание казармы установлено два прибора учета электрической энергии, при этом индивидуальные (квартирные) приборы учета не устанавливались.

Также в материалы дела представлены заверенные копии актов двух установленных в здании казармы инв. 0000 измерительных комплексов учета электрической энергии (ввод № 1 и ввод № 2), проектной документации, свидетельств об утверждении типов средств измерения, сертификатов соответствия и приложений к ним.

Обстоятельства исправности указанных приборов учета, интервалы их поверок, достоверность их показаний, а также расчет фактически потребленной электрической энергии зданием казармы инв. 0000 в соответствии с показаниями приборов ее учета, сторонами не оспаривались.

Кроме того, в судебном заседании Хмелевской и ФИО2 подтвердили, что в оспариваемом периоде факты вмешательства в приборы учета электрической энергии, нарушение их целостности, их неисправность, искажение данных об объеме потребленной электрической энергии, а также подключения энергопринимающих устройств, расположенных в казарме инв. 0000, до точки измерения этими приборами учета, то есть фактов безучетного потребления электрической энергии, отсутствовали.

Таким образом, по делу установлено, что здание казармы инв. 0000, фактически используемого для проживания военнослужащих и членов их семей, оборудовано лишь общими (на все здание) приборами учета электрической энергии.

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, электрической энергии и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу электроснабжению предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 (количество граждан, постоянно и временно проживающих в помещении, норматив потребления коммунальной услуги).

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления, в Московской области, утверждены распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ0000 и для электроснабжения жилых помещений определяются исходя из оснащения помещений газовыми или электрическими плитами, количества комнат и проживающих человек.

Цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей Московской области на 2019 и 2020 годы установлены распоряжениями комитета Московской области по ценам и тарифам Московской области от ДД.ММ.ГГГГ0000 и от ДД.ММ.ГГГГ0000, соответственно.

Как усматривается из материалов дела и подтвердил в суде представитель Управления мониторинга МТО ФИО2, указанные подзаконные нормативные правовые акты, определяющие норматив потребления и стоимость электрической энергии для населения, при расчете предполагаемого ущерба, комиссией Центра МТО не применялись.

В тоже время, из копии сообщения начальника ЖКС 0000 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО от ДД.ММ.ГГГГ0000 и приложенного к нему расчету потребления коммунальных казармы инв. 0000 семьями военнослужащих, следует, что за оспариваемый период, стоимость коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение и электрическая энергия) для семей БАИ, САВ и ББЮ, по четыре человека в каждой, составляет – 95 137,45 рублей. Из этого же расчета следует, что стоимость и объем потребленной электрической энергии определена в нем исходя из норматива потребления электрической энергии на одного человека в месяц, тарифа и количества дней. При этом стоимость потребленной электрической энергии, исходя из приводимого расчета, для указанных выше семей военнослужащих составила около 53 000 рублей.

При этом как усматривается из копии платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ0000, а также копий чек-ордеров от 17 и 19 октября 2020 года, числящаяся задолженность в размере 95 137,48 рублей БАИ, ББЮ и САВ на счета ФГБУ «ЦЖКУ».

Далее, как следует из копии сообщения от ДД.ММ.ГГГГ0000 и приложенного к нему возражения, командир войсковой части 0000 обращался к начальнику Управления мониторинга МТО и просил произвести перерасчет потребленной электрической энергии зданием казармы инв. 0000, на объем фактически потребленной электрической энергии, исходя из показаний приборов учета. При этом из исследуемого документа видно, что командир воинской части обосновал свои возражения, приложив к ним расчет ЖКС 0000 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по МиМО, фотографии приборов учета электрической энергии здания казармы инв. 0000 с копиями их паспортов.

Однако из копии ответа начальника Управления мониторинга МТО от ДД.ММ.ГГГГ0000 следует, что указанное должностное лицо, в удовлетворении возражений отказало, ссылаясь на то, что при бездоговорном потреблении расчет должен производиться в соответствии с пунктами 192-196 Основных положений рынков электрической энергии, поэтому, по мнению указанного должностного лица, итоговые значения объема потребленных коммунальных ресурсов не могут служить основанием изменения расчетной суммы причиненного государству ущерба. Также начальник Управления мониторинга МТО указал на необходимость внесения суммы ущерба в книгу учета недостач войсковой части 0000, с последующим принятием мер к его возмещению.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).

Одновременно пунктом 2 статьи 15 ГК РФ установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из изложенного, в исследуемой ситуации ущерб (убытки), выражается в расходах, которые военное ведомство, выступающее в качестве Абонента, понесло в связи с оплатой электрической энергии, потребленной (и неоплаченной) членами семей военнослужащих (Субабонентами), а сам размер названного ущерба (убытков) в силу приведенных норм, не может превышать фактического размера понесенных Абонентом расходов, связанных с оплатой потребленного объема электрической энергии исходя из показаний приборов учета. При этом, изложенное в оспариваемом акте предписание о внесении в книгу учета недостач воинской части завышенного ущерба в размере 672 429,72 рублей, также не соответствует требованиям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», в соответствии с которым, размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба.

С учетом изложенного, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности с приведенными положениями нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что действия (бездействие) комиссии Центра мониторинга МТО, связанные с составлением акта по результатам проверки МТО войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ0000, в части установления размера (объема) и стоимости потребленной электрической энергии тремя комнатами здания казармы инв. 0000 войсковой части 0000 с сентября 2019 года по июль 2020 года в размере 672 429,72 рублей, не основаны приведенных выше на нормах действующего законодательства, в виду чего указанные действия (бездействия) судом признаются неправомерными, с возложением на указанную комиссию обязанности внести изменения в данный акт, установив размер (объем) и стоимость потребленной электрической энергии тремя комнатами здания казармы инв. 0000 войсковой части 0000 с сентября 2019 года по июль 2020 года в размере (объеме) в соответствии с приборами учета электрической энергии данного здания, в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Поскольку стороны по делу, относящиеся к органам военного управления, освобождены от уплаты судебных расходов, таковые, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с частью 3 статьи 114 КАС РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 114, 175-180 и 226 и 227 КАС РФ,

решил:

Административный иск командира войсковой части 0000 об оспаривании действий (бездействия) комиссии Центра мониторинга материально-технического обеспечения (Балтийского флота), связанных с составлением акта по результатам контрольно-аналитических мероприятий состояния материально-технического обеспечения войсковой части 0000, – удовлетворить полностью.

Действия (бездействие) комиссии Центра мониторинга материально-технического обеспечения (Балтийского флота), связанные с составлением акта по результатам контрольно-аналитических мероприятий состояния материально-технического обеспечения войсковой части 0000 от ДД.ММ.ГГГГ0000, в части установления размера (объема) и стоимости потребленной электрической энергии тремя комнатами здания казармы инв. 0000 войсковой части 0000 с сентября 2019 года по июль 2020 года в размере 672 429,72 рублей, – признать неправомерными, возложив на указанную комиссию обязанность, внести изменения в данный акт, установив размер (объем) и стоимость потребленной электрической энергии тремя комнатами здания казармы инв. 0000 войсковой части 0000 с сентября 2019 года по июль 2020 года в размере (объеме) в соответствии с приборами учета электрической энергии данного здания, в порядке, установленном действующим законодательством.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через 235 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу М.А. Маковецкий

Копия верна. Подлинное за надлежащими подписями.

Судья 235 гарнизонного военного суда М.А. Маковецкий

Секретарь судебного заседания Д.Д. Замалтдинова

Решение изготовлено в окончательной форме 5 марта 2021 года, не вступило в законную силу. Подлинник решения находится в административном деле № 2а-29/2021.