ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/2022 от 04.03.2022 Кашинского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-29/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 марта 2022 г. г. Кашин Тверской области

Кашинский межрайонный суд Тверской области в составе

судьи Чеботаревой Т.А.,

при помощнике судьи Куликовой Н.М.,

с участием представителя административного истца Фомина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского межрайонного суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кашинского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Кашинского городского округа и возложении обязанности принять меры по построению и развитию комплекса «Безопасный город»,

у с т а н о в и л:

Кашинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации Кашинского городского округа, в котором просит признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать последнего разработать и принять муниципальную целевую программу построения и развития комплекса «Безопасный город».

В обоснование иска указано, что проведённой Кашинской межрайонной прокуратурой проверкой по исполнению Администрацией Кашинского городского округа требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, бюджетного законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы реализации мероприятий по обеспечению безопасности, установлено, что органами местного самоуправления Кашинского городского округа Тверской области мероприятия по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» не финансируются и не реализуются, муниципальная программа по вопросам реализации мероприятий Концепции «Безопасный город» не принималась, что не обеспечивает осуществление эффективной интеграции муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области в единое информационное пространство. По результатам проведённой проверки и.о. межрайонного прокурора 30 июля 2021 г. в адрес Главы Кашинского городского округа Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, бюджетного законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы реализации мероприятий по обеспечению безопасности на территории муниципального образования, которое рассмотрено, однако мер, направленных на реальное устранение допущенных нарушений не принято: муниципальная программа по рассматриваемому вопросу не разработана и не утверждена. Допущенные нарушения законодательства могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, нарушение общественного порядка.

Протокольными определениями суда от 13 января 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МО МВД России «Кашинский» и Главное управление МЧС России по Тверской области.

В ходе рассмотрения дела 31 января 2022 г. Кашинский межрайонный прокурор уточнил заявленные исковые требования и изменил предмет административного иска, указав, что в 2021 году Главой Кашинского городского округа утверждён план мероприятий по реализации Концепции аппаратно-промышленного комплекса технических средств «Безопасный город» на территории муниципального образования Кашинского городского округа Тверской области. Пунктом 15 плана предусмотрено выполнение работ по разработке технического задания на проектирование АПК «Безопасный город», подготовке и проведению открытого конкурса по выбору исполнителя работ на разработку технического проекта АПК «Безопасный город». Пунктом 16 плана установлено выполнение работ по разработке технического проекта АПК «Безопасный город». Пункт 17 плана предусматривает проведение государственной экспертизы технического проекта. 18 пунктом плана предусмотрено построение сегментов АПК «Безопасный город» в рамках технического проекта. Пункт 19 плана предусматривает проведение приёмочных испытаний сегментов АПК «Безопасный город», ввод в эксплуатацию на территории МО «Кашинский район». Просит:

признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по построению и развитию комплекса «Безопасный город»;

обязать Администрацию Кашинского городского округа:

в срок до 1 июля 2022 г. выполнить работы по разработке технического задания на проектирование АПК «Безопасный город», подготовке и проведению открытого конкурса по выбору исполнителя работ на разработку технического проекта АПК «Безопасный город», по разработке технического проекта АПК «Безопасный город»;

в срок до 1 января 2023 г. провести государственную экспертизу технического проекта на построение АПК «Безопасный город»;

в срок до 1 июля 2023 г. выполнить работы по построению сегментов АПК «Безопасный город» в рамках технического проекта;

в срок до 1 января 2024 г. провести приёмочные испытания сегментов АПК «Безопасный город», ввод в эксплуатацию на территории Кашинского городского округа Тверской области.

2 февраля 2022 г. протокольным определением суда уточнённые исковые требования Кашинского межрайонного прокурора приняты к производству.

Протокольным определением суда от 22 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное казенное учреждение Тверской области «Управление противопожарной службы, защиты населения и территории Тверской области».

В судебном заседании прокурор Фомин А.А. заявленные требования поддержал в полном объёме, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Администрация Кашинского городского округа, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил возражения на иск, в которых указал, что возражает против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что перечень вопросов местного значения городского округа, определённый в статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является закрытым. Согласно административному иску организация мероприятий по обеспечению общественного на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, в то время как данный вопрос отсутствует в перечне, определённом статьёй 16 Федерального закона №131-ФЗ, в связи с чем не относится к компетенции органов местного самоуправления городского округа и соответственно отсутствуют полномочия по его решению. В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» построение самого комплекса «Безопасный город» финансируется за счёт средств федеральной целевой программы «Безопасный город» через соответствующие программы субъектов Российской Федерации, а уже эксплуатация комплекса «Безопасный город» финансируется за счёт средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования. На территории Кашинского городского округа (в рамках АПК «Безопасный город») за счёт средств регионального бюджета развернут (установлен) программно-аппаратный комплекс «Система-112» на базе круглосуточной службы МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Кашинского городского округа» (далее – ЕДДС), которая дополнительно оснащена системой оповещения АСО-4. Через «Систему-112» в ЕДДС организованы 3 прямых канала связи с диспетчерскими службами МО МВД России «Кашинский», ГБУЗ «Кашинская ЦРБ», ПСЧ-33. Одновременно с этим на рабочем персональном компьютере дежурных ЕДДС установлено приложение МЧС России «Термоточки», которое используется для обнаружения термических точек на территории Кашинского городского округа в режиме онлайн. Комплекс «Безопасный город» должен обеспечивать прогнозирование, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, в том числе правонарушений с интеграцией дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования. Установленная Тверской областью «Система-112» в полной мере обеспечивает такое взаимодействие дежурных служб. При этом содержание и развитие Единой дежурно-диспетчерская службы на территории Кашинского городского округа осуществляется за счёт средств бюджета Кашинского городского округа через муниципальную программу «Развитие системы гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и снижения рисков их возникновения на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области на 2019-2024 годы» от 23 декабря 2018 г. №629-9. Указанное выше согласуется с пунктом 3.4 Методических рекомендаций по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, утверждённых МЧС России 8 декабря 2016 г. С целью решения вопросов местного значения Кашинского городского округа, и в том числе, выполнения мероприятий по развитию, внедрению и эксплуатации АПК «Безопасный город» на территории Кашинского городского округа утверждены муниципальные программы «Развитие системы гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и снижения рисков их возникновения на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области на 2019-2024 годы» от 23 декабря 2018 г. №629-9, «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Кашинский городской округ Тверской области на 2020-2025 годы» от 25 марта 2020 г. №212, которые предусматривают финансирование мероприятий по развитию отдельных сегментов АПК «Безопасный город», предусмотренных Концепцией, а именно содержание ЕДДС Кашинского городского округа, установку камер визуального наблюдения в местах массового пребывания людей. Администрацией Кашинского городского округа на территории города Кашин установлено 4 камеры видеонаблюдения, изображение которых выведено на пульт дежурного МО МВД России «Кашинский», 1 камера на пульт ЕДДС. В связи с тем, что органами местного самоуправления Кашинского городского округа Тверской области мероприятия по реализации АПК «Безопасный город» финансируются и реализуются в рамках полномочий, установленных законодательством, посредством указанных выше муниципальных программ, что не запрещается концепцией, бездействие Администрации Кашинского городского округа не может быть признано незаконным. В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, чётко определяющий механизм создания АПК «Безопасный город», права, обязанности участников данного процесса, механизм финансового обеспечения. Сама Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ, то есть является актом, не имеющим нормативного характера. Согласно Федеральному конституционному закону от 6 ноября 2020 г. №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции, которая не содержит императивных предписаний. Административным истцом в административном исковом заявлении не указывается, какие конкретно правовые нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов нарушены Администрацией Кашинского городского округа или какими правовыми нормами на неё возложена обязанность исполнить требования, указанные в административном исковом заявлении. Согласно плану для каждого его мероприятия установлен исполнитель. Исполнителем пункта 15 плана является Государственное учреждение Тверской области «Управление противопожарной службы, защиты населения и территории Тверской области», пункта 16 – определяется на основании результатов проведения электронного аукциона, пункта 17 – заказчик соответствующей государственной программы, пункта 18 – определяется на основании результатов проведения электронного аукциона, пункта 19 – межведомственная рабочая группа по внедрению и развитию АПК «Безопасный город» на территории Кашинского городского округа Тверской области. В связи с изложенным у Администрацией Кашинского городского округа отсутствует обязанность по исполнению пунктов 15-19 плана. В силу пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ Администрация Кашинского городского округа, который входит в перечень муниципальных образований Тверской области Тверской области с уровнем дотационности свыше 20 процентов, не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесённых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к её полномочиям.

Заинтересованные лица МО МВД России «Кашинский», Главное управление МЧС России по Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Управление противопожарной службы, защиты населения и территории Тверской области», надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

От Главного управления МЧС России по Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «Управление противопожарной службы, защиты населения и территории Тверской области» поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд полагает возможным в порядке части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. №2446-р утверждена Концепция построения и развития построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - Концепция), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции, утверждённой настоящим распоряжением, при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Концепция направлена на повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз.

Комплекс «Безопасный город» базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса «Безопасный город» строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена (от муниципального до федерального уровня включительно) элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.

Инфраструктура комплекса «Безопасный город» базируется на единых для всех муниципальных образований функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса «Безопасный город» и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.

Принципиальная техническая архитектура комплекса «Безопасный город» объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления (уровень муниципальных образований, уровень субъекта Российской Федерации, федеральный уровень).

На уровне муниципального образования (муниципальный уровень) инфраструктура комплекса «Безопасный город» включает в себя информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса «Безопасный город», в том числе интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса «Безопасный город», а также системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (включая автоматизированные системы центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры «СС ТМК» и др.).

Комплекс «Безопасный город» реализуется в соответствии со следующими базовыми принципами:

настоящая Концепция предполагает максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности;

построение и развитие комплекса «Безопасный город» не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предполагает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс «Безопасный город»;

базовым уровнем построения и развития комплекса «Безопасный город» является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания;

комплекс «Безопасный город» базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, обеспечивает целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;

механизмом построения и развития комплекса «Безопасный город» будет выступать федеральная целевая программа «Безопасный город»;

эксплуатация комплекса «Безопасный город» финансируется за счёт средств местного бюджета в рамках полномочий муниципального образования с возможностью создания государственно-частных партнерств, а также привлечения иных источников финансирования;

настоящая Концепция предполагает широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;

в ходе построения и развития комплекса «Безопасный город» приоритет будет отдаваться программным и аппаратным средствам отечественного производства при подтверждении их конкурентных характеристик.

Комплекс «Безопасный город» базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Единая (общая) информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса «Безопасный город» строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена (от муниципального до федерального уровня включительно) элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований в рамках реализации федеральными органами исполнительной власти собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.

Инфраструктура комплекса «Безопасный город» базируется на единых для всех муниципальных образований функциональных и технических требованиях к компонентам комплекса «Безопасный город» и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.

Принципиальная техническая архитектура комплекса «Безопасный город» объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления (уровень муниципальных образований, уровень субъекта Российской Федерации, федеральный уровень).

На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию настоящей Концепции, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В функции главного координатора входят:

утверждение единых функциональных и технических требований к системам комплекса «Безопасный город»;

утверждение и контроль исполнения плана мероприятий в рамках реализации настоящей Концепции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

разработка и утверждение регламентов взаимодействия между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части построения и развития комплекса «Безопасный город» с учетом их внутренних регламентов в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

постановка и контроль выполнения критериев и показателей эффективности использования комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

Мероприятия, необходимые для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания, в рамках настоящей Концепции могут быть разделены на следующие основные группы:

подготовка нормативной правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;

формирование источников финансирования настоящей Концепции;

формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;

реализация мероприятий по построению и развитию комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации.

Реализация настоящей Концепции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на муниципальном и региональном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. №39 в целях урегулирования вопросов организации и координации мероприятий по дальнейшему функционированию и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» образована Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город».

23 декабря 2014 г. МЧС России утвердило одобренный Межведомственной комиссией по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» План мероприятий по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», в соответствии с которым в 3 и 4 квартале 2015 г. должны быть реализованы мероприятия по внесению изменений в законодательную базу Российской Федерации, необходимых для эффективной реализации Концепции построения и развития АПК «Безопасный город»; по внесению заинтересованными федеральными органами исполнительной власти изменений в относящиеся к их деятельности нормативно-правовые акты, необходимые для эффективного использования АПК «Безопасный город»; по утверждение федеральной целевой программы «Безопасный город» в рамках соответствующей государственной программы с наполнением ее консолидированными финансовыми средствами путем перераспределения средств из реализуемых государственных и федеральных целевых программ, направленных на решение задач в области обеспечения безопасности среды обитания, общественной безопасности и правопорядка.

15 июня 2016 г. МЧС России утвердило План мероприятий по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» на период 2016 - 2020 г., которым признан утратившим силу План мероприятий по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» от 23 декабря 2014 г. и в соответствии с которым предусмотрены мероприятия:

- актуализация единых требований к техническим параметрам сегментов «Безопасный город» с учетом результатов научно-исследовательских работ, проведенных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, оказывающих влияние на эффективность построения и развития АПК «Безопасный город» со сроком реализации – 2 квартал 2016 г.;

- подготовка и направление в Минфин России обосновывающих документов в целях выделения дополнительного финансирования на выполнение подпрограммы «Построение и развитие АПК «Безопасный город» государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в рамках бюджетного планирования на следующий год со сроком реализации - 2016 г., ежегодно, в соответствии с графиком подготовки и формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и плановый период;

- распределение субсидий субъектам Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы «Построение и развитие АПК «Безопасный город» государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в целях софинансирования мероприятий построения и развития сегментов АПК «Безопасный город» со сроком реализации - при выделении дополнительного финансирования из федерального бюджета.

8 декабря 2016 г. МЧС России утвердило Методические рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, которые отражают основные положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, направленных на реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и вопросов местного самоуправления в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Методическими рекомендациями следует руководствоваться при организации и проведении мероприятий по созданию, внедрению и развитию сегментов АПК «Безопасный город».

В целях реализации Концепции и в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - РСЧС), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, целесообразно реализовывать ключевые сегменты АПК «Безопасный город» на базе единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС), который является органом повседневного управления РСЧС в муниципальном районе и городском округе.

Настоящие рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и представляют собой разъяснения по реализации в рамках создания и развития АПК «Безопасный город» следующих задач:

формирование органов управления деятельностью по созданию АПК «Безопасный город» на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

обследование существующей программно-аппаратной инфраструктуры в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

выбор оптимальных источников финансирования мероприятий по построению сегментов АПК «Безопасный город»;

контроль и сопровождение работ по созданию АПК «Безопасный город»;

прием в эксплуатацию и испытанию внедренных сегментов АПК «Безопасный город».

На региональном и местном уровнях, в первую очередь, требуется разработать и ввести в действие нормативный правовой акт (далее - НПА) субъекта Российской Федерации и муниципального образования об организации управления мероприятиями по внедрению, развитию и эксплуатации АПК «Безопасный город» на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также о создании соответствующих межведомственных рабочих групп по созданию (развитию) и эксплуатации АПК «Безопасный город» (далее - Межведомственная рабочая группа). Типовая форма НПА представлена в Приложении №1.

Регулирование региональной политики в сфере обеспечения защиты населения и территорий от КСиП в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания должно осуществляться посредством взаимоувязанного по ресурсам, исполнителям и срокам комплекса социально-экономических, производственных, научно-технических и организационных мероприятий, который оформляется и утверждается в виде целевой государственной программы/подпрограммы субъекта Российской Федерации.

Данная государственная программа/подпрограмма субъекта Российской Федерации, направленная на реализацию мероприятий по внедрению различных сегментов АПК «Безопасный город», разрабатывается субъектом Российской Федерации на основании действующих нормативных правовых актов с учетом положений Концепции.

Целью создания межведомственной рабочей группы на региональном или муниципальном уровне является объединение всех заинтересованных служб и ведомств на уровне субъекта Российской Федерации или муниципальных образований, чьи согласованные решения необходимы для реализации АПК «Безопасный город» с учётом текущих и перспективных регламентов взаимодействия, разработанных с участием данных служб и ведомств.

Основными задачами межведомственной рабочей группы по внедрению, развитию и эксплуатации АПК «Безопасный город» (далее - Межведомственная рабочая группа) должны являться:

формирование из состава участников создания (развития) АПК «Безопасный город», функционально и организационно заинтересованных в создании и эксплуатации сегментов АПК «Безопасный город»;

разработка технических заданий и проектной документации на создание АПК «Безопасный город»;

утверждение регламентов информационного и организационного взаимодействия;

организация и контроль ввода сегментов АПК «Безопасный город» в опытную и промышленную эксплуатацию;

подготовка предложений для руководства субъекта Российской Федерации по структуре и источникам финансирования мероприятий по созданию АПК «Безопасный город»;

решение вопросов обеспечения эффективной эксплуатации сегментов АПК «Безопасный город».

В состав межведомственной рабочей группы муниципального образования должны быть включены представители заинтересованных органов местного самоуправления, муниципальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, а также иных заинтересованных организаций (предприятий и учреждений), в том числе, в случае необходимости, предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, водоснабжения, теплоснабжения; предприятий и объектов телекоммуникаций; объектов торговли и развлечений; критически важных объектов, потенциально опасных объектов и др.

Межведомственную рабочую группу муниципального образования должен возглавить председатель КЧС и ПБ администрации муниципального района (городского округа) или заместитель главы администрации муниципального образования, курирующий тему АПК «Безопасный город».

Заместителем руководителя Межведомственной рабочей группы муниципального образования назначается должностное лицо, специально уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения администрации муниципального района (городского округа).

Межведомственная рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с положением и годовыми планами работы, утвержденными ее руководителем (рекомендуется проводить не менее одного заседания в квартал).

План создания, внедрения и развития АПК «Безопасный город» (далее - план) разрабатывается для субъекта Российской Федерации в разрезе муниципальных образований, в которых планируется дальнейшее развитие (создание) систем АПК «Безопасный город». При этом, план внедрения, развития и эксплуатации АПК «Безопасный город» на территории субъекта Российской Федерации должен включать в себя как планируемые мероприятия регионального уровня, так и все мероприятия из разработанных планов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Порядок подготовки и согласования плана следующий:

разработка межведомственной рабочей группой на муниципальном уровне проекта плана на территории муниципального образования;

согласование проекта плана на территории муниципального образования с руководителем межведомственной рабочей группой на региональном уровне;

разработка межведомственной рабочей группой на региональном уровне проекта плана на территории субъекта Российской Федерации, в состав мероприятий которого включаются все мероприятия из согласованных проектов планов муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

утверждение планов главами муниципальных образований или их заместителями, осуществляющими общее руководство по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования;

утверждение плана главой субъекта Российской Федерации или заместителем главы субъекта Российской Федерации, осуществляющим общее руководство по вопросам внедрения и развития АПК «Безопасный город» на территории субъекта Российской Федерации;

согласование проекта плана внедрения, развития и эксплуатации АПК «Безопасный город» на территории субъекта Российской Федерации с Советом главных конструкторов.

План должен уточняться и корректироваться, рекомендуемая периодичность актуализации плана - раз в год. Порядок согласования и утверждения откорректированного плана такой же, как и вновь разработанного плана.

Основными источниками финансирования мероприятий по развитию, внедрению и эксплуатации АПК «Безопасный город» должны являться финансовые средства бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов и решение вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов в соответствии с федеральными законами от 06.10.1999 №184-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 г. №1145 Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» переименована в Межведомственную комиссию по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как следует из материалов дела, в целях реализации Концепции, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. №2446-р, 25 августа 2015 г. Администрацией Кашинского района принято постановление №300, которым создана межведомственная рабочая группа по внедрению и развитию АПК «Безопасный город» на территории муниципального образования «Кашинский район» и утверждён план мероприятий по реализации Концепции АПК «Безопасный город» на территории муниципального образования «Кашинский район».

Законом Тверской области от 7 апреля 2018 г. №16-ЗО муниципальное образование «Кашинский район» преобразовано путём объединения поселений и создания вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа.

Постановлением Администрации Кашинского городского округа от 7 сентября 2021 г. создана межведомственная рабочая группа по внедрению и развитию АПК «Безопасный город» территории Кашинского городского округа Тверской области.

В 2021 году Главой Кашинского городского округа утверждён план мероприятий по реализации Концепции аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» на территории муниципального образования Кашинского городского округа Тверской области.

Вместе с тем, в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путём внесения изменений и дополнений в названный федеральный закон, а финансовые обязательства, возникающие в связи с решением данных вопросов, исполняются за счёт средств местных бюджетов (статья 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления самостоятельно участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (подпункты «л» и «н» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Кроме того, органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий и осуществляют финансирование данных мероприятий, а также создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункты «г» и «з» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно статье 4 названного выше федерального закона органы управления, силы и средства органов местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, по смыслу приведённых норм права к полномочиям органов местного самоуправления по защите населения и территорий муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не отнесено создание и развитие комплекса «Безопасный город», в состав которого на муниципальном уровне должны быть включены автоматизированные системы центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры «СС ТМК» и другие.

13 мая 2021 г. Межведомственной комиссией по внедрению и развитию систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на заседании комиссии приняты следующие решения:

по вопросу «О ходе работы по внесению изменений в законодательство и акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающих эффективное построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» принято решение: «МЧС России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями доработать проект федерального закона «О единой системе обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город», проект указа Президента Российской Федерации» по вопросу создания публично-правовой компании «Безопасный город», а также иные нормативные правовые акты, требующие принятия в целях обеспечения эффективного построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»;

по вопросу «О реализации научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме «Разработка единых стандартов, функциональных, технических требований и прогнозно-аналитических решений аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» с требуемым нормативно-правовым и методическим обеспечением» приняты решения:

- «Одобрить ход реализации и полученные на первом и втором этапах результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме «Разработка единых стандартов, функциональных, технических требований и прогнозно-аналитических решений аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» с требуемым нормативно-правовым и методическим обеспечением» (далее – НИОКР), а также достигнутые промежуточные результаты».

- «МЧС России совместно с Государственной корпорацией «Ростех»:

обеспечить в установленном порядке информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проводимой работе и разрабатываемых единых стандартах и программно-технических решениях аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», а также учёт позиций указанных органов;

обеспечить участие представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на следующих этапах приемки работ по НИОКР;

представить на заседании Межведомственной комиссии в 1 полугодии 2022 г. доклад о ходе работ и достигнутых результатах по третьему этапу НИОКР».

В письме МЧС России от 27 декабря 2021 г. №ИГ-8-205 дано разъяснение о том, что План мероприятий по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №2446-р (далее - Концепция), на период 2021 - 2023 гг. не разрабатывался и не утверждался, так как мероприятия Концепции были рассчитаны на 2015 - 2020 года. Одновременно, во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации МЧС России разработан проект федерального закона «О единой системе обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город» (далее - проект федерального закона), направленный на реализацию Концепции, совершенствование нормативного обустройства и организационного обеспечения построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации. Основной целью проекта федерального закона является формирование законодательной базы, определяющей порядок создания, развития и функционирования единой системы обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город», а также координации деятельности сил и служб, ответственных за решение задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности, с учетом отечественной и зарубежной практики. Таким образом, создается правовой механизм взаимодействия всех субъектов, задействованных в сфере обеспечения общественной безопасности, общественного порядка и безопасности среды жизнедеятельности, посредством единой информационной платформы, на федеральном, региональном и местном уровне, а также интеграции информационных ресурсов различных органов государственной власти и местного самоуправления.

Как следует из сообщения Правительства Тверской области от 17 января 2022 г. №25/233-15-АС, в соответствии с государственной программой Тверской области «Цифровое развитие и информационные технологии в Тверской области» на 2022-2027 годы, утверждённой постановлением Правительства Тверской области от 2 декабря 2021 г. №655-пп, предусмотрено административное мероприятие 2.07 «Разработка концепции создания и развития АПК «Безопасный город» в Тверской области», в рамках реализации которого Министерством цифрового развития и информационных технологий Тверской области в 2022 году будет разработана соответствующая концепция, определяющая порядок создания АПК «Безопасный город» на территории Тверской области.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при таком положении отсутствуют правовые основания для возложения на Администрацию Кашинского городского округа обязанности принять меры по построению и развитию комплекса «Безопасный город», упоминаемые в концепции - документе рекомендательного характера, что влечёт ограничение конституционных гарантий самостоятельности административного ответчика и нарушение закрепленного в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принципа самостоятельности местного бюджета, поскольку понуждает к несению дополнительных затрат на построение и развитие комплекса «Безопасный город» в отсутствие нормативного правового акта, чётко определяющего полномочия органов местного самоуправления, основные требования к механизму создания Комплекса, права, обязанности участников данного процесса, механизм финансового обеспечения.

При таких обстоятельствах требования административного истца признаются судом необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Кашинского межрайонного прокурора к Администрации Кашинского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Кашинского городского округа и возложении обязанности принять меры по построению и развитию комплекса «Безопасный город» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Кашинский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 21 марта 2022 г.

Судья

Дело №2а-29/2022