ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-29/2022 от 25.02.2022 Севастопольского гарнизонного военного суда (город Севастополь)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 февраля 2022 г. г. Севастополь

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Антонова Г.П., при секретаре судебного заседания Ловкачевой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-29/2022 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (номер)(изъято) ФИО1 об оспаривании действий командира той же воинской части, связанных с порядком предоставления истцу дополнительных суток отдыха,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным приказ командира войсковой части (номер) от 14 января 2022 г. № 9 о внесении изменений в приказ от 30 декабря 2021 г. № 263 в части касающейся предоставления истцу дополнительных суток отдыха и обязать названное должностное лицо предоставить ФИО1 68 суток отдыха, за вычетом предоставленных пяти суток.

В обоснование своих требований административный истец в поданном иске указал, что начиная с 15 января 2022 г. находился в отпуске, предоставленном установленным порядком, однако, 19 января 2022 г. ему стало известно о необходимости явиться в расположение воинской части 20 января того же года, что противоречит действующему законодательству, поскольку право отдыха является неотъемлемым правом человека.

Административные истец и ответчик, а также заинтересованное лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем судом, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принято решение о рассмотрении дела без их участия.

Изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из исследованных в судебном заседании материалов административного дела установлено, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части (номер) на воинской должности (изъято) в воинском звании «(изъято)». За период прохождения военной службы в 2021 г. неоднократно привлекался к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, в связи с чем у него возникло право на дополнительные сутки отдыха.

Право военнослужащего на отдых гарантируется государством и реализуется в различных формах, предусмотренных Федеральным законом, в том числе предоставлением отпусков и дней отдыха.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация.

В силу п. 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее – Положение), в случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.

Из анализа положений содержащихся в п. 6 ст. 29 Положения, п. 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложения № 2 к Положению) и разъяснений об их применении, которые изложены в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что реализация военнослужащим права на дополнительные сутки отдыха возможна только в течение текущего года или в следующем году, в случае присоединения к основному отпуску за текущий год, предоставленному в следующем году.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы.

Так на основании рапорта ФИО1 от 22 декабря 2021 г. приказом командира войсковой части (номер) от 30 декабря 2021 г. № 263 истцу начиная с 15 января 2022 г. предоставлено 68 суток отдыха, из них: 53 дополнительных суток отдыха за 2021 г. и 15 суток в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако 14 января 2022 г. командиром войсковой части (номер) издан приказ № 9, согласно которого в приказ от 30 декабря 2021 г. № 263 внесены изменения в части касающейся количества предоставления истцу дополнительных суток отдыха и предписано явиться в расположение воинской части 20 января 2022 г.

При этом, согласно требованиям ст. 33 Положения, военнослужащий может быть отозван из отпуска в случае крайней служебной необходимости по решению должностного лица от командующего объединением, ему равного и выше, являющегося его прямым начальником (должностного лица, определенного руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба). Отзыв военнослужащего из отпуска оформляется приказом по воинской части.

Изложенное означает, что отзыв из отпуска должен быть продиктован внезапно возникшей необходимостью привлечения военнослужащего к исполнению служебных обязанностей для решения конкретных задач в интересах военной службы.

Эта необходимость определяется командованием, а сам отзыв из отпуска оформляется приказом соответствующего воинского должностного лица.

Из сообщения командира войсковой части (номер) от 22 февраля 2022 г. № 87 и приложенной к нему выписки из приказа ГК ВМФ № 570 от 21 июня 2021 г. следует, что в связи со служебной необходимостью, а именно подготовкой и проведением флотских учений, в связи с большой загруженностью личного состава по линии боевой подготовки, а также убытия части экипажа в командировки в другие воинские части, в ранее изданный приказ от 30 декабря 2021 г. № 263 были внесены изменения оспариваемым приказом, а именно уменьшено количество предоставленных дополнительных суток отдыха за 2021 г. При этом из данного сообщения так же следует, что командование воинской части планирует предоставить ФИО1 оставшиеся 63 дополнительных суток отдыха в другие дни недели до конца 2022 г., однако истец с рапортами об их предоставлении в адрес командования не обращался.

При таких данных следует, что приказ командира войсковой части (номер) от 14 января 2022 г. № 9, связан по сути, с отзывом административного истца из отпуска и обусловлен крайней служебной необходимостью, хотя формально и содержит признаки нарушения изложенных выше требований закона, вместе с тем не позволяет судить о несоблюдении в отношении ФИО1 права на предоставление отдыха, поскольку таковое может быть реализовано истцом в течении 2022 г. по его рапорту и с учетом поддержания воинской части в готовности выполнять поставленные для нее задачи, что в полной мере согласуется с вышеприведенными нормами закона регулирующих право военнослужащего на реализацию дополнительных суток отдыха, положенных за привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

Таким образом, учитывая требования и нормы действующего законодательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводам, что оспариваемый ФИО1 приказ командира войсковой части (номер) является законным, а требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Так как требования административного искового заявления ФИО1 суд находит не подлежащими удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

Руководствуясь ст. 103, 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании действий командира той же воинской части, связанных с порядком предоставления истцу дополнительных суток отдых – отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Севастопольский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий Г.П. Антонов