ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/109/2023 от 13.11.2023 Унинского районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-2/109/2023

43RS0038-02-2023-000200-61

13 ноября 2023 года п. Богородское Кировской области

Унинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Рыловой И.Н., при секретаре Барминой О.В., с участием заместителя прокурора Богородского района Кировской области Смирнова А.М., представителя административного ответчика – администрации Богородского муниципального округа – Соломиной С.В. ( по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Богородского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Богородского муниципального округа Кировской области о признании незаконным бездействия в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и о возложении обязанности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в соответствии с требованиями, установленными Положением об организации похоронного дела, утвержденным постановлением администрации Богородского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении всех муниципальных кладбищ, расположенных на территории Богородского муниципального округа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Богородского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что прокуратурой Богородского района Кировской области проведена проверка исполнения законодательства о похоронном деле в деятельности администрации Богородского муниципального округа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о похоронном деле.

С целью устранения нарушений указанного законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Богородского муниципального округа внесено представление.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства до настоящего времени в администрации Богородского муниципального округа надлежащим образом организация ритуальных услуг не организована, лицо, ответственное за учет захоронений не назначено, не осуществляется учет захоронений, а также учет надмогильных сооружений.

На основании вышеизложенного, ссылаясь на нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на нормы Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», прокурор просит признать незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» бездействие администрации муниципального образования Богородский муниципальный округ Кировской области в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и возложить на администрацию муниципального образования Богородский муниципальный округ Кировской области обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в соответствии с требованиями, установленными Положением об организации похоронного дела, утвержденным постановлением администрации Богородского муниципального округа № 310 от 14.08.2020 в отношении всех муниципальных кладбищ, расположенных на территории Богородского муниципального округа, а именно:

- назначить сотрудника администрации муниципального округа, на которого в соответствии с должностной инструкцией возложить обязанность по предоставлению земельных участков под захоронение;

- организовать оформление документов на отвод земельных участков для погребения умерших, регистрацию захоронений в соответствующих журналах;

- обеспечить ведение книги регистрации (учета) установки надмогильных сооружений, осуществление контроля за содержанием могил и осуществлением работ на кладбище, связанных с установкой, демонтажем, ремонтом или заменой надмогильных сооружений.

В судебном заседании заместитель прокурора Богородского района Кировской области Смирнов А.М. вышеуказанные административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности Соломина С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала, пояснив, что всё будет устранено к ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, к которым, согласно пункта 23 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Отношения, связанные с погребением умерших, урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ), также возлагающего на органы местного самоуправления бремя организации похоронного дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Положениями названного закона, в частности предусмотрено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями, в том числе, участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (пункты 1, 2 статьи 4 Закона № 8-ФЗ).

Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ (пункты 1 и 4 статьи 18 Закона № 8-ФЗ).

В судебном заседании было установлено, что постановлением администрации Богородского муниципального округа № 310 от 14.08.2020 утверждено Положение об организации похоронного дела (Т. 1 л.д. 9-20) (далее – Положение).

Согласно п.п. 2.1, 5.2 Положения организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Уполномоченное лицо администрации – сотрудник администрации муниципального округа, на которого в соответствии с должностной инструкцией возложена обязанность по предоставлению земельных участков под захоронение, оформление документов на отвод земельных участков для погребения умерших, регистрация захоронений, ведение книги регистрации (учета) установки надмогильных сооружений, осуществление контроля за содержанием могил и осуществлением работ на кладбище, связанные с установкой, демонтажем, ремонтом или заменой надмогильных сооружений.

В соответствии с п. 6.4, 6.14, 6.16 Положения отвод земельного участка для погребения умершего (погибшего) на действующем кладбище осуществляется с внесением соответствующей регистрационной записи в книгу регистрации (учета) захоронений. В случае, если за захоронением не осуществляется уход в течение длительного периода времени, не менее пятнадцати лет после погребения, уполномоченным лицом администрации устанавливается на захоронение табличка-предупреждение о необходимости приведения захоронения в порядок, направляется письменное уведомление в адрес лица, ответственного за захоронение, и в течение последующих пяти лет составляются ежегодные акты осмотра захоронения. Каждое захоронение на муниципальных кладбищах регистрируется в книге регистрации (учета) захоронений, на каждое кладбище ведется отдельная книга.

Согласно п. 8.4 Положения установленные надмогильные сооружения подлежат обязательной регистрации в книге регистрации (учета) установки надмогильных сооружений с соответствующей отметкой в удостоверении о захоронении.

С целью устранения нарушений указанного законодательства ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Богородского муниципального округа внесено представление (Т. 1 л.д. 3-5).

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства до настоящего времени в администрации Богородского муниципального округа надлежащим образом организация ритуальных услуг не организована, лицо, ответственное за учет захоронений не назначено, не осуществляется учет захоронений, а также учет надмогильных сооружений (Т. 1 л.д. 6-8).

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу о необходимости установить для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Богородского района Кировской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» бездействие администрации муниципального образования Богородский муниципальный округ Кировской области (ИНН , ОГРН ) в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Возложить на администрацию муниципального образования Богородский муниципальный округ Кировской области (ИНН , ОГРН ) обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в соответствии с требованиями, установленными Положением об организации похоронного дела, утвержденным постановлением администрации Богородского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении всех муниципальных кладбищ, расположенных на территории Богородского муниципального округа, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- назначить сотрудника администрации муниципального округа, на которого в соответствии с должностной инструкцией возложить обязанность по предоставлению земельных участков под захоронение;

- организовать оформление документов на отвод земельных участков для погребения умерших, регистрацию захоронений в соответствующих журналах;

- обеспечить ведение книги регистрации (учета) установки надмогильных сооружений, осуществление контроля за содержанием могил и осуществлением работ на кладбище, связанных с установкой, демонтажем, ремонтом или заменой надмогильных сооружений.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Унинский районный суд Кировской области по адресу: Кировская область, п. Богородское, ул. Советская, д. 38 в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 14 ноября 2023 года.

СудьяИ.Н. Рылова