ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/118/2022 от 09.08.2022 Омутнинского районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №2а-2/118/2022

УИД 43RS0026-02-2022-000158-31

09 августа 2022 года пгт. Афанасьево

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Макаровой И.Л.,

при секретаре Сапегиной Т.Г.,

с участием прокурора Кочкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Афанасьевского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в социальных сетях общего пользования, по результатам которой установлено, что в социальной сети «ВКонтакте» по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ> размещена группа «***»; <АДРЕС ИЗЪЯТ>, размещена группа с данными «***»; <АДРЕС ИЗЪЯТ>, размещена группа с данными «***» с информацией, побуждающей и поддерживающей совершение противоправных действий в отношении образовательных организаций (поджоги, взрывы и др).

При просмотре содержания вышеуказанных групп обнаружено, что группы имеют открытый для всех пользователей социальной сети вид, не требуют предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.

Подписчиками группы «***» являются *** человек, подписчиками группы «***» являются *** человек, подписчиками группы «***» являются *** человек.

В различных разделах сообщества пользователи делятся своими идеями относительно способов совершения действий террористической направленности в отношении образовательных учреждений, а также содержатся призывы к совершению указанных действий.

Таким образом, содержание указанных Интернет-сайтов, их специфика не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и интересы неопределённого круга лиц, негативно сказываются на нравственном развитии граждан, подрывают авторитет государственной власти РФ.

Прокурор просит признать информацию, размещённую в сети «Интернет» на электронных страницах сайтов <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и обязать Управление Роскомнадзора по Кировской области включить вышеуказанные электронные страницы сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Заинтересованным лицом, Управлением Роскомнадзора по Кировской области представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что Роскомнадзор не обладает полномочиями по рассмотрению вопросов по принятию решений об ограничении доступа к Интернет-ресурсам, кроме вопросов, определённых постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101.

Роскомнадзор в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228, осуществляет ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Включение указателей страниц адресов сайтов в Единый реестр осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда либо решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Роскомнадзор (детская порнография), Роспотребнадзор (способы и призывы к суицидам), МВД России (информация о продаже наркотиков, способах их изготовления и пропаганда употребления), ФНС России (незаконная организация и проведение азартных игр и лотерей), Росалкогольрегулирование (незаконная продажа алкоголя в сети «Интернет»), Росмолодежь (склонение несовершеннолетних к противоправным действиям), Росздравнадзор (торговля лекарственными препаратами без лицензии) МВД, ФСБ, Федеральной службы войск национальной гвардии (информация о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия).

Процесс ограничения доступа к таким материалам в судебном порядке представляется более длительным, нежели во внесудебном порядке.

На официальном сайте Роскомнадзора размещена в электронном виде форма для приёма сообщений о наличии на страницах сайтов запрещённой информации (в частности информации, содержащей сцены насилия, склонение несовершеннолетних к противоправным действиям) и для взаимодействия с уполномоченными органами власти.

По состоянию на <ДАТА ИЗЪЯТА> указатели страниц сайтов <АДРЕС ИЗЪЯТ>,

<АДРЕС ИЗЪЯТ>,

<АДРЕС ИЗЪЯТ> не являются средством массовой информации и не внесены в Единый реестр. (л.д. 28)

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом (л.д. 24, 26), представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. (л.д. 27, 28)

Суд с учётом мнения прокурора считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Прокурор административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частями 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ установлена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Подобные ограничения установлены Законом РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», в частности ч. 1 ст. 4, положениями которой предусмотрено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, предусмотрено создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено».

Одним из оснований для включения в данный Реестр сведений (ресурсов) такой информации является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1).

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребёнка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребёнка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Частью 1 ст. 14 ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.

Указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 01.06.2012 №761, согласно которой к мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства относится, в том числе создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указом Президента РФ от 29.05.2017 №420 2018-2027 годы в РФ объявлены Десятилетием детства.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, побуждающей к совершению противоправных действий и оправдывающих противоправное поведение.

За террористический акт, а именно совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями предусмотрена уголовная ответственность по ст. 205 УК РФ.

За публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма предусмотрена уголовная ответственность по ст. 205.2 УК РФ.

На основании ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность – это деятельность, включающая в себя, в том числе пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228 создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Согласно акту, составленному сотрудником прокуратуры Афанасьевского района Кировской области <ДАТА ИЗЪЯТА>, в результате проведения проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях в части соблюдения ограничения доступа несовершеннолетних к информации, наносящей вред их жизни и здоровью в социальных сетях общего пользования в сети «Интернет», установлено, что в социальной сети «ВКонтакте» по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ> размещена группа «***»; <АДРЕС ИЗЪЯТ>, размещена группа с данными «***»; <АДРЕС ИЗЪЯТ>, размещена группа с данными «***» с информацией, побуждающей и поддерживающей совершение противоправных действий в отношении образовательных организаций (поджоги, взрывы и др).

Указанные группы имеют открытый для всех пользователей социальной сети вид, не требуют предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием информационного материала и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.

Подписчиками указанных групп являются ***, *** и *** человек соответственно. Пользователи делятся своими идеями относительно способов совершения действий террористической направленности в отношении образовательных учреждений, призывают к совершению указанных действий. (л.д. 11-13)

Факт распространения запрещённой информации на выявленных Интернет-сайтах подтверждается скриншотами страниц с этих сайтов. (л.д. 14-21)

Опубликованная в сети «Интернет» информация по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ> не занесена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено». (л.д. 14, 17, 19, 29-31)

Установить местонахождение администраторов (владельцев) доменного имени, владельцев вышеуказанных Интернет-сайтов не представилось возможным. (л.д. 10)

Таким образом, судом установлено, что информация, размещённая в сети «Интернет» на электронных страницах сайтов по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поэтому имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265-5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Афанасьевского района Кировской области, заявленный в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» на электронных страницах сайтов по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (Роскомнадзор) для включения электронных страниц сайтов <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ>, <АДРЕС ИЗЪЯТ> в ЕАИС «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10.08.2022.

Судья И.Л. Макарова

Решение27.09.2022