ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/133/2022 от 23.08.2022 Нолинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-2/133/2022

43RS0025-02-2022-000140-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года пгт Нема Кировской области

Нолинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Шуткиной Л.В.,

при секретаре Филипповой О.С.,

с участием помощника прокурора Немского района Кировской области Шкодырева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немского района Кировской области, действующего в интересах ФИО1, ФИО7 , ФИО9 , ФИО12 , ФИО14 , ФИО15 , к КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района», третьи лица - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Управление государственной службы занятости населения Кировской области, о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Немского района Кировской области, действующий в интересах ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО12, ФИО14, ФИО15, обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновывая исковые требования тем, что ответчиком в нарушение п. 9 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО12, ФИО14, ФИО15 необоснованно отказано в признании безработными по основаниям, не предусмотренным Временными правилами. В обоснование отказа специалисты отдела трудоустройства Немского района КОГКУ ЦЗН Нолинского района руководствовались пунктом 2 распоряжения Управления государственной службы занятости населения Кировской области от 21.01.2021 N 1 «Об утверждении Порядка организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период режима повышенной готовности», согласно которому при введении на территории отдельных районов Кировской области дополнительных ограничительных мероприятий (карантина) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции взаимодействие с гражданами осуществляется центром занятости населения в дистанционной форме в соответствии с Временными правилами. Указанный нормативный акт принят исполнительным органом власти субъекта РФ - Управлением государственной службы занятости населения Кировской области.

Временные правила утверждены федеральным органом исполнительной власти, соответственно имеют большую юридическую силу, чем распоряжение Управления ГСЗН Кировской области, в связи с чем ответчику необходимо было руководствоваться Временными правилами.

Кроме того, в рамках государственной программы Кировской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2019 № 685-П, реализуемой во исполнение национального проекта «Демография», одними из целевых показателей эффективности реализации Государственной программы являются доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в Кировские областные государственные казенные учреждения центры занятости населения, доля получателей пособия по безработице в среднегодовой численное зарегистрированных безработных граждан. При этом на реализацию указанного национального проекта выделены средства из внебюджетных источников, Фонда социального страхования РФ областного и федерального бюджета.

Необоснованный отказ гражданам в постановке их на учет в качестве безработных и, соответственно отказ в выплате пособий по безработице ставит под угрозу реализацию национального проекта «Демография», не позволяет эффективно и в полном объеме реализовывать предусмотренные бюджетами всех уровней финансовые средства, выделенные на его реализацию, нарушает права граждан на получение государственной помощи, в том числе, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой на территории РФ.

На основании изложенного, просит признать незаконными действия (бездействие) КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района», выразившиеся в непостановке на учет в качестве безработных ФИО1, ФИО7 , ФИО9 , ФИО12 , ФИО16 , ФИО17 , ФИО18 , ФИО14 , ФИО15 , ФИО19 с ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконными приказы уполномоченного лица КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» об отказе в постановке в качестве безработных от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО12 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО16 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО14 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО15 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО19 ;

возложить на КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» обязанность признать ФИО1 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО18 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО19 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Шкодырев А.В. исковые требования изменил, просит признать незаконными приказы уполномоченного лица КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» об отказе в постановке в качестве безработных от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО12 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО15 ,

возложить на КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» обязанность признать ФИО1 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ.

От исковых требований в части признания незаконными действия (бездействия) КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района», выразившиеся в непостановке на учет в качестве безработного ФИО14, признании незаконным приказа уполномоченного лица КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» об отказе в постановке в качестве безработного от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО14, возложении на ответчика обязанности признать ФИО14 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ отказался, просит производство по делу в указанной части прекратить.

Определением Нолинского районного суда от 23.08.2022 производство по делу в указанной части прекращено.

Истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что 29.03.2021 года он лично обратился в Центр занятости населения Нолинского района с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, предоставил необходимые документы. Ему сообщили о том, что необходимо прийти в центр занятости населения на отметку, когда именно, точную дату не помнит, запомнил 10 апреля. Однако 8 апреля 2021 года ему позвонил сотрудник центра занятости населения и сообщил об отказе в постановке на учет в качестве безработного, поскольку 8 апреля 2022 года он не явился на регистрацию. После этого в центр занятости населения не обращался.

Истцы ФИО7, ФИО12 в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

Истцы ФИО9 и ФИО15 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Из их объяснений в ходе проверки, проведенной прокуратурой Немского района следует, что исковые требования поддерживают.

Представитель ответчика КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» по доверенности ФИО21 с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям.

ФИО1 обратился в центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Законом о занятости населения ему была назначена явка на ДД.ММ.ГГГГ с целью признания его в качестве безработного, однако в указанное время не явился. ФИО1 неоднократно звонили, но он отказался явиться в центр занятости, в связи с чем, было принято решение об отказе в признании его в качестве безработного. До настоящего времени в центр занятости населения не обращался.

ФИО7 обратилась в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ, ей была назначена явка на ДД.ММ.ГГГГ, однако в назначенное время она не явилась, по телефону сообщила, что устраивается на работу, в связи с чем, было принято решение об отказе в признании ее в качестве безработной. До настоящего времени в центр занятости населения не обращалась.

ФИО22 обратился в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ, явка назначена на ДД.ММ.ГГГГ, однако он не явился, на телефонные звонки не отвечал, поэтому было принято решение об отказе в признании его в качестве безработного, до настоящего времени в центр занятости населения не обращался.

ФИО12 обратилась в центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ, явка назначена на ДД.ММ.ГГГГ, однако приехать она отказалась, сообщила, что проживает в , намерения поиска работы не имела, до настоящего времени в центр занятости населения не обращалась.

ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ обратился в центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ, явка ему назначена на ДД.ММ.ГГГГ, однако в указанное время не явился, по телефону отказался от услуг. ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 устроился в ООО ОА «СКИФ» , до настоящего времени в центр занятости населения не обращался.

Всем вышеуказанным гражданам информация о времени и месте явки в отдел трудоустройства Немского района направлялась одновременно в личный кабинет на портал государственных услуг.

В данном случае специалисты центра занятости руководствовались пунктом 2 распоряжения управления ГСЗН Кировской области от 21.01.2021 № 1 «Об утверждении Порядка организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период режима повышенной готовности», согласно которому центрами занятости населения осуществляется личный прием граждан. Настоящее распоряжение было принято в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о возможности дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» посещение центров занятости населения при соблюдении условий, определённых подпунктом 1.3 пункта 3 постановления № 122- П, ограничено не было.

В соответствии с пунктом 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, не явившимся в назначенное время на прием для принятия решения о признании их безработными было обоснованно отказано в постановке их на учет в качестве безработного, поэтому просит в удовлетворении исковых отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управления государственной службы занятости населения Кировской области в судебное заседание не явился, представитель по доверенности ФИО23 просит рассмотреть дело в ее отсутствие, указывая, что с исковыми требованиями не согласна основаниям, изложенным в письменном отзыве, которые аналогичны возражениям представителя ответчика. Дополнительно указала, что Федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем постановление № 460. Как показывает практика, граждане, целью которых является поиск работы, добросовестно являются в назначенное время для регистрации в качестве безработных, поиска работы, получения государственных услуг. Граждане, злоупотребляющие своим правом в период пандемии дистанционной работы многих государственных органов, практически не выходят на связь, лично с удостоверением личности не являются. Таким образом, действия сотрудников центра занятости являются правомерными, и постановка граждан, не выходящих на связь, являлась бы незаконными действиями специалистов, способствующими нарушению законодательства и нецелевому использованию бюджетных средств.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция РФ в соответствии с целями социального, государства, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).

В соответствии со ст. 16.2 Закона о занятости населения предусмотрена информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России", которая является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 г. N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении соответствующих документов.

Постановлением Правительства РФ № 460 от 08.04.2020 года утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанными в установленном порядке безработными, которые действовали по 31.12.2021 года.

Пункт 1 Временных правил устанавливает порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности» на территории Кировской области введен режим повышенной готовности, который в период действия Временных правил не был отменен.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

В силу п. 8 Временных правил решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

Пунктом 9 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного, а именно:

а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки гражданина на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

б) 2 отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

в) 2 отказа гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, от прохождения собеседования с работодателем, в том числе в дистанционном режиме, по вариантам подходящей ему работы;

г) подтверждение недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме.

Из материалов дела следует, что обращение истцов к ответчику имело место в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460.

ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, приказом уполномоченного лица КОГКУ ЦЗН Нолинского района N 098Д13/2121 от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в признании безработным, в связи с неявкой в срок, установленный государственным учреждением службы занятости населения для принятия решения о признании его безработным (л.д. 73-79);

ФИО7 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, приказом уполномоченного лица КОГКУ ЦЗН Нолинского района N 281Д1/2121 от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании безработной, в связи с неявкой в срок, установленный для принятия решения о признании ее безработной (л.д. 9-15);

ФИО9 обратился ДД.ММ.ГГГГ, приказом уполномоченного лица КОГКУ ЦЗН Нолинского района от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в признании безработным, в связи с неявкой в установленный срок (л.д. 16-24);

ФИО12 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, приказом уполномоченного лица КОГКУ ЦЗН Нолинского района от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в признании безработной, в связи с неявкой в установленный срок (л.д. 25-33);

ФИО13 обратился ДД.ММ.ГГГГ, приказом уполномоченного лица КОГКУ ЦЗН Нолинского района от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в признании безработным, в связи с неявкой в срок, установленный государственным учреждением службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным (л.д. 80-91).

Учитывая, что на дату обращения указанных граждан в центр занятости населения действовал режим повышенной готовности, КОГКУ «Центр занятости населения » при принятии решений о постановке ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО12, ФИО15 на учет в качестве безработных или отказе в постановке на такой учет должен был в своей деятельности руководствоваться Временными правилами, которые являются специальной нормой по отношению к нормам Закона о занятости населения.

Поскольку в п. 9 Временных правил содержатся основания для отказа в постановке на регистрационный учет безработных граждан и такое основание для отказа в постановке на учет в качестве безработного, как неявка лица без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости населения для регистрации их в качестве безработных не предусмотрено, оснований для отказа ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО12, ФИО15 в постановке на учет в качестве безработных у ответчика не имелось.

Сведений о том, что истцы самостоятельно отозвали свои заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, материалы дела не содержат.

Ссылка ответчика и третьего лица на то, что п. 2 Временных правил предусмотрена возможность личного приема граждан сотрудниками центров занятости населения, не дает основание для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного по причине его неявки, поскольку Временные правила, как указано выше устанавливали порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, именно в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

С учетом изложенных обстоятельств суд отклоняет доводы ответчика, как основанные на неправильном применении положений действующего законодательства.

Согласно п. 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведении, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости, следовательно приказы уполномоченного лица КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» об отказе в постановке в качестве безработных от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО11, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО12, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО15 являются незаконными.

На основании изложенного, исковые требования, с учетом изменений, суд находит подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Немского района Кировской области, с учетом изменений, удовлетворить.

Признать незаконными приказы уполномоченного лица КОГКУ «Центр занятости населения Нолинского района» об отказе в постановке в качестве безработных от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО6, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО9 , от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО12 , Д8/2121 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО15

Возложить обязанность на КОГКУ «Центр занятости населения » признать ФИО10 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2022 года.

Судья Л.В. Шуткина

Решение02.09.2022