ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/137/2023 от 25.07.2023 Омутнинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-2/137/2023 (43RS0026-02-2022-000155-56)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2023 года г. Омутнинск Кировской области

Омутнинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бересневой Ю.В., при секретаре Сапегиной Т.Г.,

с участием прокурора Афанасьевского района Кировской области Козлова Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Афанасьевского района Кировской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Афанасьевского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что на странице по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ> размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ В 9.003-80 «Единая система защиты от коррозии и старения. Военная техника. Общие требования к условиям хранения», на странице по адресу:

<АДРЕС ИЗЪЯТ> размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ В 9.001-72 «Единая система защиты от коррозии и старения. Военная техника. Упаковка.. . для транспортирования и хранения. Общие требования», котбрые имеют ограничительную отметку «для служебного пользования» и относятся к информации ограниченного доступа. Указанные сайты не являются официальными сайтами органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документов отсутствует. Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на вышеуказанных электронных страницах, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, вступившее в законную силу решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных интернет-ресурсов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании прокурор Афанасьевского района Кировской области Козлов Р.Н. исковые требования поддержал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердил. Указал, что несмотря на то, что ГОСТы являются недействующими доступ к ним ограничен, так как они имеют ограничительную отметку «для служебного пользования».

Представитель заинтересованного лица — Управления Роскомнадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, уведомлен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Направил отзыв, согласно которому интернет-сайты с URL-адресами: <АДРЕС ИЗЪЯТ>

<АДРЕС ИЗЪЯТ> не являются средством массовой информации, не внесены в Единый реестр, указанные на интернет-сайтах ГОСТы недействующие

С учётом мнения прокурора суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что в ходе проведенной прокуратурой Афанасьевского района Кировской области проверки установлено, что на странице по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ> размещен текст"

государственного военного стандарта ГОСТ В 9.003-80 «Единая система защиты от коррозии и старения. Военная техника. Общие требования к условиям хранения» и на странице по адресу: <АДРЕС ИЗЪЯТ> размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ В 9.001-72 «Единая система защиты от коррозии и старения. Военная техника. Упаковка для транспортирования и хранения. Общие требования», которые имеют ограничительную отметку «для служебного пользования» и относятся к информации ограниченного доступа. Доступ к данным страницам не ограничен.

Согласно акту, установить местонахождение администраторов (владельцев) доменных имен, владельцев Интернет-сайтов не представилось возможным. >

Согласно сведениям Управления Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области Интернет-сайты по URL-адресам: https<АДРЕС ИЗЪЯТ>

<АДРЕС ИЗЪЯТ> не являются средствами массовой информации, не внесены в Единый реестр.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При этом настоящее административное исковое заявление прокурора направлено на защиту личных неимущественных прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об, информации, информационных технологиях и о защите информации» в

Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей" осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационнотелекоммуникационной сетью.

В силу положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергией и уполномоченном органе по космической деятельности» установлен запрет на разглашение (распространение) служебной информации, содержащейся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документах.

Согласно п. 1.2 Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, в соответствии с п.

1.4 Положения проставляется пометка «Для служебного пользования».

В силу п. 10 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации

ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации.

Согласно пп. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1567, государственный военный стандарт является документом по стандартизации, утвержденным (принятым) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающим требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией, который распространяется путем предоставления в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, распространение указанных документов осуществляется Министерством обороны России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня (подп. "л" раздела I и п. 34 раздела VII Положения № 1567).

Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 и статьей 17.13 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что на указанных страницах размещена информация, которая побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений, способствует их совершению, что нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной в сети «Интернет» на указанных страницах сайтов информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Свободный доступ к указанной информации способствует проявлению интереса к противоправному антиобщественному поведению.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной

регламентирована.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд приходит к выводу о том, что размещенная на интернет-сайтах с URL-адресами:

<АДРЕС ИЗЪЯТ>

<АДРЕС ИЗЪЯТ> информация является запрещенной к распространению. Доступ к ней неограниченного круга лиц нарушает интересы Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения сайтов по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ>

<АДРЕС ИЗЪЯТ> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и подлежит направлению в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения интернет-ресурсов.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Афанасьевского района Кировской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронных страницах сайтов с URL-адресами: <АДРЕС ИЗЪЯТ>

<АДРЕС ИЗЪЯТ>

запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (Роскомнадзор) для включения электронных страниц сайтов по адресам: <АДРЕС ИЗЪЯТ>

<АДРЕС ИЗЪЯТ>, в ЕАИС «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 25.07.2023.

Судья Ю.В. Береснева