ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/14/2024 от 24.01.2024 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2024 года пгт. Свеча

Шабалинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лузянина А.В.,

при секретаре судебного заседания Лупповой Ю.Н.,

с участием административного истца заместителя прокурора Свечинского района Кировской области Червоткиной Л.Н.

представителя административного ответчика администрации Свечинского муниципального округа Кировской области по доверенности Роминой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2/14/2024 (УИД 43RS0-78) по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Свечинского муниципального округа <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свечинского района Кировской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Свечинского муниципального округа Кировской области указывая, что прокуратурой Свечинского района проведена проверка по результатам которой в адрес главы Свечинского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о профилактике правонарушений, в том числе об устранении нарушений требований п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N Пр-2753, выразившихся в отсутствии утвержденной муниципальной программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

По результатам рассмотрения представления органом местного самоуправления не усмотрено оснований для утверждения муниципальной программы в названной сфере со ссылкой на реализацию муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Свечинского муниципального округа», утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в которой действует подпрограмма «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью», в рамках которой утвержден раздел «Меры противодействия экстремизму и терроризму».

Анализ указанного раздела подпрограммы показал, что в нем не предусмотрено достижение каких – либо целей, направленных на реализацию полномочий органа местного самоуправления в данной сфере, соответствующие целевые показатели не утверждены. Задача состоит лишь в реализации профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму и формированию толерантного сознания, а также достижение нулевого показателя зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. Подпрограмма предполагает организацию взаимодействия администрации округа и правоохранительных органов в работе по предупреждению правонарушений, профилактике правонарушений, связанных со злоупотреблением наркотиков, в социально-бытовой сфере, повторной преступности, а также правонарушений несовершеннолетних и молодежи. Кроме того, финансирование на мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму не выделяется, мероприятия в полном объеме не проведены.

Эффективной организацией противодействия терроризму и экстремизму будет являться создание целой системы взаимных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.

В ходе надзорной деятельности установлено, что объекты с массовым пребыванием людей в соответствие с требованиями антитеррористической защищенности не приведены, что подтверждается мерами прокурорского реагирования, принятыми в 2023 году.

Просят признать незаконным бездействие администрации Свечинского муниципального округа Кировской области, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений и обязать администрацию Свечинского муниципального округа Кировской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления.

Прокурор Свечинского района Кировской области в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме и настаивал на удовлетворении по основаниям указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что анализ мероприятий указанных в разделе 3 программы «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Свечинского муниципального округа» и их эффективности позволяют прийти к выводу, что они имеют общий, поверхностный характер, не конкретные, формальные и не эффективные. Показатели достижения целей в данной программе отсутствуют. На федеральном уровне приняты программы в области профилактики терроризма и экстремизма и возложена обязанность данной деятельности на органы местного самоуправления.

Представитель ответчика Ромина И.В. в судебном заседании пояснила, что администрация Свечинского муниципального округа не бездействует в вопросе непринятия муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, так как мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму содержатся в разделе 3 «Меры противодействия экстремизму и терроризму» подпрограммы «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Свечинском муниципальном округе» муниципальной программы «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Свечинского муниципального округа», а также возможно дополнить данные мероприятия. Необходимости разрабатывать отдельную программу не имеется. Администрация Свечинского муниципального округа, Центр культуры и досуга, детские сады пгт. Свеча относятся к 3 категории по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и они все оснащены системой видоенаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией в соответствии с требованиями. Основные недостатки указанные в представлениях прокуратуры являются не суммовыми. Просила отказать в удовлетворении административного искового требования.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 1 ст. 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно которым издание муниципальных правовых актов относится к полномочиям органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно ст. 5 данного Федерального закона в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Согласно п. 32 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму в области законодательной деятельности являются проведение мониторинга правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных (межэтнических) конфликтов, принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национального, социально – культурного, религиозного и регионального факторов.

На основании п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Положения вышеуказанных норм Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», исходя из системного толкования и с учетом приведенных положений Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, обязывают органы местного самоуправления разрабатывать и утверждать на муниципальном уровне целевые программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, обеспечивая при этом их реализацию необходимым финансированием из средств соответствующего бюджета.

Судом установлено, что по результатам проведенной проверки в администрации Свечинского муниципального округа Кировской области не разработана и не утверждена самостоятельная муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которой было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета муниципального образования.

Для устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором Свечинского района Кировской области внесено представление, вместе с тем, соответствующая муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которой было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета муниципального образования, до настоящего времени не принята.

Неисполнение органом местного самоуправления требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Свечинского муниципального округа Кировской области, не использование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской и террористической деятельности. Данное бездействие является незаконным.

Кроме того, невыполнение требований администрацией Свечинского муниципального округа Кировской области подтверждается материалами дела, а именно:

Решением о проведенной проверке исполнения законодательства о профилактике экстремизма и терроризма в органах местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Свечинского муниципального округа Кировской области. Глава администрации ознакомлена со сроками проверки ( л.д. 16);

Согласно представлению об устранении нарушений законодательства в области профилактики терроризма и экстремизма от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Свечинского муниципального округа Кировской области не разработана и не утверждена самостоятельная муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, выполнение которой было бы обеспечено необходимым финансированием из бюджета муниципального образования. (л.д. 17-22)

Согласно информации администрации Свечинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с перечнем муниципальных Программ постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) разработана и утверждена муниципальная программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Свечинском муниципальном округе», в рамках которой утвержден раздел «Меры противодействия экстремизму и терроризму». (л.д. 23-25)

В качестве правотворческой инициативы прокурором Свечинского района Кировской области ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение администрации Свечинского муниципального округа Кировской области внесен модельный проект правового акта «Об утверждении муниципальной программы Свечинского муниципального округа Кировской области «Профилактика терроризма и противодействие экстремизму» ( л.д.26-35).

Однако, по результатам рассмотрения модельного проекта правового акта администрация Свечинского муниципального округа посчитала принятие вышеуказанного постановления нецелесообразным, поскольку в муниципальной программе «Обеспечение безопасности и жизнедеятельности населения Свечинского муниципального округа», действует программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Свечинском муниципальном округе», в рамках которой утвержден раздел «Меры противодействия экстремизму и терроризму» ( л.д.36)

Поскольку в судебном заседании установлено, что предоставленные законом полномочия реализуются администрацией Свечинского муниципального округа не в полном объеме и учитывая, что основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что может быть достигнуто в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием, а также то, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

С учетом мнения сторон, отсутствием необходимости финансирования и проведения каких-либо согласований для исполнения заявленных требований, суд считает возможным предоставить срок для исполнения решения суда три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Свечинского района Кировской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Свечинского муниципального округа, выразившееся в непринятии муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, незаконным.

Обязать администрацию Свечинского муниципального округа Кировской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области.

Решение суда в окончательной форме принято 26 января 2024 года.

Судья А.В. Лузянин