ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/20 от 06.02.2020 Бежаницкого районного суда (Псковская область)

Дело № 2а-2/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2020 года рп. Локня Псковская область

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего Апетёнок Л.Р.,

с участием помощника прокурора Локнянского района Нинуа С.С.,

при секретаре судебного заседания Васечка О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Локнянского района Псковской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Локнянского района Псковской области и администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Локнянского района Псковской области Андруцеляк Р.М., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Локнянского района Псковской области и администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области о признании бездействия незаконным, в обоснование требований указав, что прокуратурой Локнянского района Псковской области проведена проверка исполнения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности администрации Локнянского района, в ходе которой установлено, что по состоянию на 17 сентября 2019 года на территории городского поселения «Локня» расположены объекты электросетевого хозяйства, а именно линии электропередач ВЛ-0,4 кВ № 1 и № 2, отходящие от трансформаторной подстанции КТП-394, расположенные в д. Козино (дачи) Локнянского района Псковской области; трансформаторная подстанция КТП-10/0,4 кВ № 136 Л.119-08, расположенная по ул. Шарикова в рп. Локня Псковской области и трансформаторная подстанция КТП-10/0,4 кВ № 428 Л.119-13, расположенная вблизи д. Кладовицы Локнянского района Псковской области, принятые на учет 16 февраля, 21 февраля и 27 марта 2018 года Управлением Росреестра по Псковской области в качестве бесхозяйного имущества. Вышеназванные объекты электросетевого хозяйства на балансе органов местного самоуправления Локнянского района, ПАО «МРСК Северо-Запада «Псковэнерго» не стоят, в собственности каких-либо других юридических лиц не находятся, то есть не имеют собственника. Посредством указанного имущества фактически осуществляется электроснабжение жителей д. Козино (дачи) Локнянского района, городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области. Опираясь на положения ч.1 ст.132 Конституции РФ, п.п. 3,4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор полагает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, к вопросам местного значения городского поселения, среди прочих, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электроснабжения населения. В соответствии п.п.2 ч.1.1 Соглашения о передаче администрацией городского поселения «Локня» исполнения отдельных полномочий администрации Локнянского района от 26 октября 2018 года, администрация городского поселения «Локня» передала административному ответчику полномочия по осуществлению, в том числе, вопроса местного значения в виде организации в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Проведенной прокуратурой Локнянского района проверкой установлено, что указанные в иске объекты электросетевого хозяйства имеют неудовлетворительное техническое состояние и фактически не обслуживаются, опоры линий электропередач в д. Козино Локнянского района местами сгнили, имеют следы горения и требуют замены, линии электропередач провисли, трансформаторные подстанции, расположенные вблизи д. Кладовицы Локнянского района и на ул. Шарикова в рп. Локня Псковской области имеют свободный доступ посторонних лиц, многочисленные дефекты защитного кожуха и требуют технического обслуживания. Кроме того, осмотром КТП № 394, расположенной в д. Козино (дачи) Локнянского района, проведенным с участием специалиста РЭС № 1 филиала ПАО «МРСК Северо-Запада «Псковэнерго» ПО «Восточные электрические сети», установлено, что в распределительном устройстве (РУ-0,4 кВ) на автоматическом выключателе АВ 0,4 кВ № 1 выгорела верхняя клемма фазы С, на нижних клеммах при включенном автомате нет выхода указанной фазы, что приводит к невозможности работы трехфазного оборудования у конечных потребителей. ПО «Восточные электрические сети» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» воспользоваться своим правом поставить вышеуказанное имущество на свой баланс путем обращения в суд с требованием о признании права собственности в силу приобретательной давности не желает. В связи с чем, учитывая п.п.3,4 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, п.п.2 п.1.1 Соглашения о передаче администрацией городского поселения «Локня» исполнения отдельных полномочий администрации Локнянского района от 26 октября 2018 года, закрепляющих реализацию вопросов местного значения городского поселения по электроснабжению населения за администрацией Локнянского района, принимая во внимание отсутствие собственников указанных объектов электросетевого хозяйства, прокурор считает, что на административном ответчике лежит обязанность по принятию всего комплекса предусмотренных законом мер, направленных на обеспечение надлежащего электроснабжения населенного пункта, а также постановке данного имущества на баланс администрации Локнянского района (Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Локнянский район»). 17 сентября 2019 года прокуратурой Локнянского района на имя Главы Локнянского района внесено представление, которое было рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены. Кроме того, ввиду того факта, что органы местного самоуправления не отвечают требованиям законодательства об электроэнергетике, а потому не могут рассматриваться в качестве сетевых организаций, обладающих специальным правовым режимом профессиональных субъектов электроэнергетики, администрация Локнянского района обязана передать по договору указанный объект для его обслуживания специализированной организации, которая сможет производить обслуживание данных объектов. Необходимость установления эксплуатирующей организации обуславливается возможностью возникновения чрезвычайной ситуации в силу бесконтрольного состояния указанных объектов жизнеобеспечения, которая может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям, а также нарушению прав неопределенного круга жителей населенного пункта на получение услуги надлежащего качества и в необходимых объемах. Таким образом, прокурор полагает, что бездействие администрации Локнянского района, которая в установленном законом порядке не обратилась в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, ведет к техническому ухудшению их состояния и ухудшению электроснабжения граждан, проживающих в д. Козино и рп. Локня Локнянского района Псковской области. При таких обстоятельствах, опираясь на положения ст.130, 133.1, 131, 209, 210, ч.1 и ч.3 ст.225 ГК РФ, прокурор просил суд признать бездействие администрации Локнянского района незаконным в части непринятия на баланс объектов электросетевого хозяйства, а именно: линий электропередач ВЛ-0,4 кВ № 1 и № 2, отходящих от трансформаторной подстанции КТП-394, расположенных в д. Козино (дачи) Локнянского района Псковской области; трансформаторной подстанции КТП-10/0,4 кВ № 136 Л.119-08, расположенной по ул. Шарикова в рп. Локня Псковской области и трансформаторной подстанции КТП-10/0,4 кВ № 428 Л.119-13, расположенной вблизи д. Кладовицы Локнянского района Псковской области; обязать администрацию Локнянского района принять в установленном законом порядке на баланс в качестве муниципальной собственности вышеназванное бесхозяйное имущество; обязать администрацию Локнянского района определить организацию, эксплуатирующую указанные в иске объекты электросетевого хозяйства до оформления права собственности на них.

Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 10 декабря 2019 года по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «МРСК Северо-Запада» и администрация городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области.

Определением Бежаницкого районного суда от 10 января 2020 года по ходатайству прокурору администрация городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика, а в качестве заинтересованного лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Локнянский район» Псковской области.

Протокольным определением Бежаницкого районного суда от 24 января 2020 года (том 2 л.д.31) приняты к производству суда измененные исковые требования прокурора к административным ответчикам, в частности по требованиям к администрации Локнянского района о признании незаконным бездействия в части непринятия в муниципальную собственность объектов электросетевого хозяйства, и по требованиям к администрации городского поселения «Локня» Локнянского района в части неосуществления финансирования переданных полномочий, а также обязании администрации Локнянского района принять меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, определению организации, эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства до оформления права собственности на них; обязании администрации городского поселения «Локня» Локнянского района в рамках имеющихся полномочий передать необходимые финансовые средства для реализации администрацией Локнянского района мероприятий по принятию мер по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и определению организации, эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства до оформления права собственности на них.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Локнянского района Нинуа С.С. заявленные требования поддержала, указав, что в силу п.3 и п. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года органы местного самоуправления вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в том числе для исполнения полномочий по организации электроснабжения населения. В ходе прокурорской проверки на территории городского поселения «Локня» выявлены бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые относятся к недвижимым вещам. Данные объекты находятся в плохом техническом состоянии, собственника не имеют, никем не обслуживаются, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение электрической энергии надлежащего качестве и в необходимых объемах. Полномочия по организации электроснабжения населения городского поселения «Локня» переданы на основании соответствующего Соглашения администрации Локнянского района, которая надлежащих мер к оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество не предпринимает. При этом помощник прокурора Нинуа С.С. отметила, что при отсутствии в законе пошаговой процедуры по принятию имущества в муниципальную собственность, учитывая, что иные лица не претендуют на бесхозяйное имущество, администрация Локнянского района в силу ч.3 ст.225 ГК РФ обязана принять меры по оформлению муниципальной собственности, одной из которых может быть обращение в Собрание депутатов Локнянского района, которое своим решением приобретает объекты недвижимости в муниципальную собственность. Администрация городского поселения «Локня», передавшая по Соглашению от 26 октября 2018 года полномочия по организации электроснабжения населения, в свою очередь, обязана профинансировать мероприятия, проводимые администрацией Локнянского района с целью обращения бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в собственность муниципального образования «Локнянский район» Псковской области. Кроме того, несмотря на то, что право собственности на указанные в иске объекты электросетевого хозяйства за ответчиками не зарегистрировано, администрация Локнянского района обязана исполнять полномочия по организации электроснабжения населения, в связи с чем должна определить организацию, эксплуатирующую данные объекты, до оформления права муниципальной собственности на них, заключив соответствующие договоры со специализированной организацией.

Представитель административного ответчика - администрации Локнянского района Андреева О.Н. с иском не согласилась, указав, что администрация Локнянского района не является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом в смысле ст.225 ГК РФ, таковым является Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Локнянский район, который действует на основании соответствующего Положения. Кроме того, администрацией городского поселения «Локня» были приняты меры, указанные в ст.225 ГК РФ по постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Между тем, данная статья предусматривает право, а не обязанность органов местного самоуправления обратиться по истечении года после постановки бесхозяйных объектов на учет с иском о признании права собственности на них. Соглашением от 26 октября 2018 года администрация городского поселения «Локня» передала в администрацию Локнянского района Псковской области полномочия по организации электроснабжения населения, которые подразумевают выполнение административно-распорядительных действий, а потому не требуют финансовых вложений. В силу ч.2 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Однако, действующим Соглашением между административными ответчиками не предусмотрена передача какого-либо имущества в пользование администрации Локнянского района для выполнения полномочий по организации электроснабжения населения. Этим же Соглашением не предусмотрено, что администрация Локнянского района, действуя от имени городского поселения «Локня» и за его счет, может приобретать в собственность муниципального образования «Локнянский район» какое-либо недвижимое имущество. Также Андреева О.Н. указала, что не имеется оснований для возложения на администрацию Локнянского района обязанности по определению эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства организации до оформления права муниципальной собственности на них, поскольку действующее законодательство не сдержит нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления имеют право распоряжаться имуществом, не включенным в Реестр муниципальной собственности. При изложенных обстоятельствах в иске прокурору просила отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области Андреев С.И. поддержал позицию представителя администрации Локнянского района, дополнительно указав, что администрация городского поселения «Локня» не передавала в администрацию Локнянского района полномочий по оформлению права муниципальной собственности МО «Локнянский район» на недвижимое имущество, находящееся на территории городского поселения. Кроме того, отметил, что прокурором не доказано наличие незаконного бездействия со стороны администрации городского поселения «Локня», в связи с чем, полагал, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель заинтересованного лица - ПАО «МРСК Северо-Запада» Корнилова С.Е. поддержала заявленные прокурором исковые требования, поскольку в силу положений ст.215 ГК РФ органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью. На основании ст.225 ГК РФ при отсутствии правопритязаний на бесхозяйное недвижимое имущество со стороны третьих лиц, единственным органом, уполномоченным обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности, является орган местного самоуправления. Кроме того, указала, что указанные в иске прокурора объекты электросетевого хозяйства находятся в аварийном состоянии, их строительство осуществлялось без соблюдения каких-либо требований, в настоящее время они нуждаются в капитальной реконструкции. ПАО «МРСК Северо-Запада» является сетевой организацией, которая не должна обслуживать бесхозяйное имущество. Последнее действительно присоединено к сетям ПАО «МРСК Северо-Запада», но в тариф содержание указанных в иске объектов не включено. Таким образом, зона ответственности ПАО «МРСК Северо-Запада» ограничивается точкой поставки - КТП, находящейся в его собственности или на ином законном основании.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Локнянский район» Псковской области Быстрова Е.А. полагала необходимым в иске прокурору отказать, поскольку в рамках действующего Соглашения от 26 октября 2018 года не предусмотрена передача полномочий от администрации городского поселения «Локня» к администрации Локнянского района по оформлению права муниципальной собственности МО «Локнянский район» на недвижимое имущество. В названном Соглашении указано только на возможность передачи имущества во временное пользование. Также отметила, что в муниципальной собственности может находится только имущество, связанное с полномочиями района, иное имущество, не отвечающее названным требованиям, должно быть перепрофилировано или отчуждено. Кроме того, полагала, что ст.225 ГК РФ подразумевает право, а не обязанность органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, приходит к следующему.

В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в границах поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 50 названного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с конца 2016 года в прокуратуру Локнянского района и администрацию Локнянского района неоднократно поступали жалобы собственников дач, расположенных рядом с д. Козино Локнянского района по поводу ненадлежащего электроснабжения.

В ходе рассмотрения названных обращений было установлено, что на территории городского поселения «Локня» расположены объекты электросетевого хозяйства, а именно линии электропередач ВЛ-0,4 кВ № 1 и № 2, отходящие от трансформаторной подстанции КТП-394, расположенные в д. Козино (дачи) Локнянского района Псковской области; трансформаторная подстанция КТП-10/0,4 кВ № 136 Л.119-08, расположенная по ул. Шарикова в рп. Локня Псковской области и трансформаторная подстанция КТП-10/0,4 кВ № 428 Л.119-13, расположенная вблизи д. Кладовицы Локнянского района Псковской области, которые не имеют собственника, в связи с чем их техническое обслуживание и ремонт никем не осуществляются.

Решением Локнянского районного суда Псковской области от 01 марта 2017 года было удовлетворено исковое заявление прокурора Локнянского района, действовавшего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации городского поселения «Локня» незаконным, последняя обязана принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества вышеназванных объектов электросетевого хозяйства. Решение было оспорено административным ответчиком, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 25 мая 2017 года жалобы оставлена без удовлетворения, решение Локнянского районного суда от 01 марта 2017 года - без изменения.

В рамках исполнения указанного выше решения суда администрация городского поселения «Локня» обратилась 16 и 18 января 2018 года с заявлениями и необходимым пакетом документов в Управление Росреестра по Псковской области для постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с требованиями Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года № 931, линия электропередач ВЛ-0,4 кВ № 1, протяженностью 1210 метров, расположенная в д. Козино (дачи) Локнянского района Псковской области, линия электропередач ВЛ-0,4 кВ № 2, протяженностью 802 метра, расположенная в д. Козино (дачи) Локнянского района Псковской области, сооружение электроэнергетики, расположенное вблизи д. Кладовицы Локнянского района Псковской области, площадью 4,9 кв. метра и сооружение электроэнергетики, расположенное на ул. Шарикова рп. Локня Локнянского района Псковской области, площадью 2,3 кв. метра, были поставлены Управлением Росреестра по Псковской области на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, что подтверждается уведомлениями соответственно от 21 февраля, 27 марта, 21 февраля и 16 февраля 2018 года.

В силу положений п.п. 3, 4 Устава муниципального образования «Локня» Локнянского района Псковской области к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

26 октября 2018 года между административными ответчиками заключено Соглашение, согласно п.п.1.1 которого с 01 января 2019 года администрация городского поселения «Локня» передала администрации Локнянского района Псковской области полномочия по осуществлению вопросов местного значения поселения, в частности организацию в границах городского поселения электроснабжения населения. Пунктом 2.1 названного Соглашения предусмотрено, что передача осуществления полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета поселения в бюджет района. Кроме того, п.п.2 п.3.1 Соглашения устанавливает возможность передачи администрацией городского поселения в безвозмездное пользование администрации Локнянского района имущества, необходимого для осуществления передаваемых полномочий. Согласно п.п.4.2 п.4 Соглашения администрация Локнянского района несет ответственность за осуществление переданных ей полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. Дополнительным соглашением от 29 ноября 2019 года действие Соглашения от 26 октября 2018 года продлено до 31 декабря 2020 года включительно.

17 сентября 2019 года прокурором Локнянского района на имя Главы Локнянского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в рамках которого было предложено принять меры, направленные на устранение технических неполадок в работе КТП № 394, расположенной в д. Козино (дачи) Локнянского района, а также принять предусмотренный действующим законодательством комплекс мер, направленных на постановку на баланс в качестве муниципальной собственности бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, после чего разрешить вопрос об их обслуживании специализированной организацией.

17 октября 2019 года представление прокурора было рассмотрено, администрацией Локнянского района дан ответ, согласно которому ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, в том числе бесхозяйных, используемых для электроснабжения потребителей электричества несет сетевая организация, а не органы местного самоуправления. Кроме того, отмечено, что полномочиями на принятие решения о приобретении объектов в муниципальную собственность наделен представительный орган местного самоуправления.

Невыполнение администрацией Локнянского района требований прокурора, изложенных в представлении от 17 сентября 2019 года, послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Требования прокурора Локнянского района основаны на положениях п.3 и п. 4 ст.14, ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, а также ст.225 ГК РФ и Соглашения о передаче полномочий от 26 октября 2018 года и подразумевают необходимость принятия администрацией Локнянского района действий от имени и за счет администрации городского поселения «Локня» Локнянского района по принятию мер, направленных на обращение бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории муниципального образования «Локня», в муниципальную собственность муниципального образования «Локнянский район».

Вместе с тем, данные требования прокурора фактически противоречат как федеральному законодательству, так и заключенному между административными ответчиками Соглашению от 26 октября 2018 года.

При этом, суд принимает во внимание, что положениями части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского поселения.

Абзацами первым, третьим и четвертым части 4 статьи 15 данного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в части 4 статьи 15 названного федерального закона межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Нормами ч.2 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года также предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Между тем, в ходе рассмотрения дела не доказано, что администрации Локнянского района передавались какие-либо полномочия от администрации городского поселения «Локня», действуя во исполнение которых администрация Локнянского района была вправе принимать меры к оформлению права муниципальной собственности муниципального образования «Локнянский район» на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное территории муниципального образования «Локня» Локнянского района.

Ссылка прокурора на требования п.4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, а также Соглашения о передаче полномочий от 26 октября 2018 года, в соответствии с которыми администрация Локнянского района обязана надлежащим образом исполнять переданные ей полномочия по организации электроснабжения населения городского поселения «Локня», не имеет правового значения по делу, поскольку прокурором в иске не заявлялось требований об обязании администрации Локнянского района устранить нарушения закона, связанные с ненадлежащей организацией электроснабжения населения городского поселения «Локня».

При обращении в суд с иском, прокурором не учтено, что в рамках ст.225 ГК РФ для возникновения права собственности муниципальных образований на бесхозяйное недвижимое имущество необходимо последовательное совершение следующих действий: постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных муниципальных органов; обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет; судебное решение о признании права муниципальной собственности; государственная регистрация возникновения права муниципальной собственности.

Между тем, администрация Локнянского района не является органом, уполномоченным на принятие мер к оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, в том числе расположенное на территории иного муниципального образования в рамках Соглашения о передаче полномочий от 26 октября 2018 года. Таковым в силу закона является соответствующий орган муниципального образования «Локня» Локнянского района Псковской области, уполномоченный управлять муниципальным имуществом.

Более того, неправомерной является позиция прокурора Локнянского района, согласно которой основанием для требований об обязании администрации Локнянского района принять меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество указываются положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, касающиеся организации электроснабжения населения. Между тем, порядок обращения в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимости установлен специальной нормой ГК РФ, которой является ст.225 ГК РФ. В связи с чем, порядок и основания приобретения права муниципальной собственности, названные в данной статье, не могут подменяться иными нормами права, в том числе и теми, на которые ссылается в иске прокурор Локнянского района.

Также, суд учитывает, что требования прокурора после их неоднократного изменения сформулированы как необходимость обязания администрации Локнянского района на основании п.3 и п. 4 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, а также ст.225 ГК РФ и Соглашения о передаче полномочий от 26 октября 2018 года принять меры по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, находящиеся на территории городского поселения «Локня». В ходе судебного разбирательству суд предлагал прокурору уточнить какие меры и в соответствии с какой нормой закона необходимо предпринять администрации Локнянского района по обращению бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования «Локнянский район» и каким образом в таком случае будут восстановлены нарушенные права неопределенного круга лиц, в защиту интересов которого прокурор обратился в суд. Вместе с тем, помощник прокурора Локнянского района Нинуа С.С. исковые требования в данной части не конкретизировала, предположив, что одной из мер, которая не регламентирована требованиями федерального законодательства, но может быть предпринята администрацией Локнянского района будет обращение в Собрание депутатов Локнянского района с предложением о включении бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность муниципального образования «Локнянский район».

Однако, суд считает необходимым отметить, что КАС РФ, задачами которого являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3), гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (статья 4), обязывает участвующих в деле лиц добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и обращаться в суд исключительно путем подачи административного искового заявления, заявления, жалобы, представления и иных документов на бумажном носителе или в электронном виде (части 2 и 6 статьи 45).

Безусловно, в силу прямого указания в части 1 статьи 46 поименованного кодекса административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить ранее заявленные исковые требования.

Исходя из предписаний статьи 125 КАС РФ, изменение заявленных требований должно быть оформлено в виде соответствующего письменного заявления, подписанного с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд, а также должно быть изложено дополнительное основание и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Исполнение этой процессуальной обязанности необходимо, поскольку в силу положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным кодексом.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

В любом случае прокурор по настоящему делу в силу положений ч.2 ст.62 КАС РФ обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречит бездействие административных ответчиков; подтверждать сведения о том, что оспариваемым бездействием нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Однако, в ходе рассмотрения административного дела прокурором Локнянского района фактически требования ст.62 КАС РФ выполнены не были.

Разрешая требования прокурора Локнянского района о возложении на администрацию Локнянского района обязанности по определению эксплуатирующей бесхозяйные объекты организации, до оформления права муниципальной собственности на них, суд принимает во внимание следующее.

В силу положений ч.1 и ч.2 ст.209 ГК РФ, на которые прокурор ссылается как на основание названных требований, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании ч.1 и ч.2 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют, в том числе органы местного самоуправления.

Между тем, при рассмотрении дела сторонами не представлено доказательств наличия в муниципальной собственности администрации городского поселения «Локня» или администрации Локнянского района объектов электросетевого хозяйства, указанных прокурором в иске, что объективно исключает возможность распоряжения этим имуществом административными ответчиками, в том числе и путем заключения договоров со специализированными организациями по их обслуживанию.

Доводы прокурора о том, что до оформления права муниципальной собственности администрация Локнянского района вправе действовать на основании ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, суд не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании. Названная норма закона предписывает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, однако не регламентирует порядок распоряжения имуществом, которое не включено в состав муниципальной собственности.

Также суд полагает необходимым отметить, что согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу абз. 3 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В силу положений п. 4 ст. 28 Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов. Как правило, под эксплуатацией объекта понимается стадия его функционирования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация объекта электросетевого хозяйства включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм суд полагает, что не имеется правовых оснований для возложения на администрацию Локнянского района обязанности по определению эксплуатирующей организации до поступления бесхозяйных объектов в муниципальную собственность.

Имеющиеся в материалах дела сведения из ПАО «МРСК Северо-Запада» об отказе от правопритязаний на указанные в иске объекты электросетевого хозяйства, не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку свидетельствуют только о нежелании данного юридического лица приобретать их в собственность в силу приобретательной давности, но не препятствуют несению бремени содержания бесхозяйных сетей, ответственности за надежность и качество поставляемой потребителям электрической энергии в силу закона.

С учетом изложенного, оснований для возложения на администрацию Локнянского района Псковской области обязанности по принятию мер по оформлению права муниципальной собственности муниципального образования «Локнянский район» на бесхозяйное имущество, указанное прокурором в иске, также как и обязанности по определению организации, эксплуатирующей данные объекты, не имеется.

В связи с чем, принимая во внимание, что в иске к администрации Локнянского района прокурору отказано, суд полагает, что не имеется и оснований для удовлетворения требования прокурора Локнянского района к администрации городского поселения «Локня» Локнянского района о финансировании мероприятий, связанны с обращением бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, а также его эксплуатацией специализированными организациями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Локнянского района Псковской области в удовлетворении исковых требований к администрации Локнянского района Псковской области и администрации городского поселения «Локня» Локнянского района Псковской области о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по принятию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность муниципального образования «Локнянский район», а также обязании принять меры по определению организации, эксплуатирующей объекты электросетевого хозяйства - отказать.

Решение принято судом в окончательной форме 12 февраля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд (постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок