Решение
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 г. г. Новочеркасск
Новочеркасский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Смирнова Д.В., при секретарях судебного заседания Киреевой Н.Н. и Мартыновой И.Л., с участием представителей административного истца - командира войсковой части № – (звание) ФИО1, (звание) ФИО2, административного ответчика - заместителя начальника 4 отдела (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам) (далее - Межрегиональное управление) ФИО3 (далее – руководитель контрольной группы), представителя начальника Межрегионального управления – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2/2021 по административному исковому заявлению командира войсковой части №, поданного в интересах указанной воинской части, об оспаривании решения руководителя контрольной группы ФИО3 о внесении в акт проверки контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности этой воинской части сведений о неправомерном списании горюче-смазочных материалов и причинении государству ущерба,
установил:
командир войсковой части № обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным п. 5.6 Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № от 27 июля 2020 г. №229/ВКС/2020/8дсп (далее - Акт), в части указания в нем сведений о причинении ущерба государству в размере 65 052 654 руб. 24 коп. в результате неправомерного списания авиационного топлива сверх установленных норм, и обязать начальника Межрегионального управления исключить из п. 5.6 названного Акта сведения о незаконном списании авиационного топлива ТС-1 и причинении государству ущерба в указанном размере.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец, не оспаривая объем сверхнормативного расходования авиационного топлива, в заявлении указал, что этот перерасход топлива произошел при выполнении должностными лицами полетных заданий, в соответствии с плановой таблицей полетов, в результате объективных факторов (применение форсированных режимов работы двигателей), по независящим от личного состава воинской части обстоятельствам. По каждому факту сверхнормативного расхода топлива после выполнения полетного задания были проведены служебные разбирательства по установлению причины и законности такого расхода. В проведённых разбирательствах за период, проверяемый комиссией Межрегионального управления, т.е. с 2017 по 2019 г. не установлены причины и условия считать расход горюче-смазочных материалов причинённым ущербом, не выявлено неправильных действий (бездействий) должностных лиц, нарушений правил эксплуатации воздушного судна и расхода горюче-смазочных материалов, отступления от принятых режимов полёта и графика полётного задания (конфигурации полёта) приведшие к расходу топлива свыше расчётного. Обязательные упражнения (полётное задание) выполняется командиром экипажа при профессиональной должностной подготовке в соответствии с Курсом боевой подготовки оперативно-тактической авиации, утвержденного заместителем главнокомандующего Военно-воздушных сил 20 августа 2014 года в ходе учебных полётов. Данный курс боевой подготовки является основным, руководящим документом, определяющим объём, содержание и последовательность подготовки лётного состава частей оперативно-тактической авиации к выполнению задач, определённых Боевым Уставом Военно-воздушных сил. На каждое выполнение упражнения (полётное задание) рассчитывается время полета и заправка самолёта с целью его выполнения. Кроме того, инженерами (авиационного комплекса) осуществляются пуски (опробования) двигателей на земле, приводя или поддерживая самолёт в установленную степень готовности к использованию по назначению при периодических работах или контроле работоспособности самолёта после устранения отказа, которые являются обязательными в процессе эксплуатации воздушных судов.
Представители административного истца и войсковой части №, требования искового заявления поддержали и просили удовлетворить иск в полном объеме.
Руководитель контрольной группы Хромов, требования искового заявления не признал, при этом пояснил, что в ходе контрольного мероприятия контрольной группой Межрегионального управления в Акте исследованы вопросы, касающиеся сверхнормативного списания авиационного керосина марки ТС-1 за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 года. Расчеты расхода авиационного керосина ТС-1 проводились на основании данных объективного контроля, внесенных в полетные листы воздушных судов, в соответствии с нормами расхода, введенными в действие Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 1999 г. № 082, указаниями начальника управления вооружения - заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению от 7 августа 2014 г. № 5/8118, от 21 января 2017 г. № 8/8118, и от 7 июня 2017 г. № 9/8118 «О введении в действие Временных норм расхода горюче-смазочных материалов при эксплуатации авиационной техники» (далее - Временные нормы расхода ГСМ) на эксплуатацию воздушных судов Су-30СМ. Согласно пункту 1 Норм расхода, утвержденных Приказом № 082, под нормой расхода понимается предельно допустимое количество ГСМ, разрешенное к расходу при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении авиационной техники. Согласно п. 3 названных Норм расхода, списание израсходованных ГСМ осуществляется по фактическому их расходу в пределах норм (временных норм), утвержденных указанным приказом (указаниями начальника вооружения-заместителя главнокомандующего Военно-воздушными силами по вооружению). Также согласно пункту 89 Руководства по учету расходные и эксплуатационные материалы, горючее, ЗИП, израсходованные на регламентные работы, техническое обслуживание и ремонт вооружения, военной техники и иных объектов основных средств, а также текущие производственные и хозяйственно-бытовые нужды, списываются в соответствии с утвержденными нормами по акту о списании материальных запасов. Как определено Методикой нормирования расхода топлива при эксплуатации авиационной техники, разработанной Научно-исследовательским центром федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Методика нормирования расхода топлива) и утвержденной начальником управления вооружения - заместителем главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению 11 февраля 2020 г., под нормой расхода ГСМ понимается предельно допустимое количество ГСМ, разрешенное к расходу при использовании в процессе эксплуатации, технического обслуживания, хранения и ремонта образца изделия военной техники, фактический расход ГСМ - количество ГСМ, израсходованных при эксплуатации образцов изделий военной техники за 1 час. Нормы расхода авиационного топлива (специальных жидкостей) при выполнении полетов, являющиеся приложением к указаниям начальника управления вооружения - заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению также предусматривают применение норм расхода на 1 час полета (воздух, земля). Нормы расхода ГСМ являются основанием для законного списания ГСМ, израсходованных при эксплуатации образцов изделий военной техники. Списание ГСМ производится по фактическому расходу военной техникой, но не более установленных норм при их эксплуатации, консервации, хранении, расконсервации и ремонте. Исходя из того, что нормы расхода определены на 1 час полета, истец безосновательно утверждает, что для списания израсходованного горючего Нормы расхода ГСМ должны применяться к общему расходу ГСМ за месяц, а не по фактическому расходу топлива по каждому полету, отраженному в полетном листе, в котором указывается перерасход в графе «Израсходовано сверх установленной нормы». В соответствии с требованиями пункта 44 «Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 100дсп (далее - Регламент), в описании нарушения - неправомерного (незаконного) списания авиационного топлива ТС-1 в количестве 1 362 074 кг на сумму 65 052 654 руб. 24 коп., выявленного в ходе контрольного мероприятия при проверке списания авиационного топлива ТС-1, указывалась суть нарушения с указанием, в том числе, статей, пунктов, подпунктов нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, документов (материалов), на основании которых сделаны выводы о нарушениях в проверяемом периоде, к которому относится выявленное нарушение. Поэтому применение административным истцом абзаца 2 пункта 1 Нормы расхода ГСМ по Приказу Министра обороны РФ № 082 только при списании ГСМ, без учета значений графы «Израсходовано сверх установленной нормы» полетных листов, является неправомерным. Согласно пункту 5 раздела 1 Методики нормирования расхода топлива, нормы расхода топлива ТС-1 установлены с учетом требований Курса боевой подготовки. Войсковой частью № документы, предусмотренные Методикой нормирования расхода топлива, подтверждающие предлагаемые (требуемые для правомерного списания фактических расходов топлива) нормы расхода топлива (сбор, анализ и обобщение данных по фактическим расходам топлива для Су-30СМ, расчет-обоснование и другие материалы) для отработки указаний начальника управления - заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению, определяющих Временные нормы расхода ГСМ на эксплуатацию Су-30СМ, в установленном порядке не направлялись. Войсковой частью 75391 мероприятия по организации правомерного списания авиационного топлива в полной мере не выполнялись. Вместе с тем, списание топлива сверх установленных норм привело к выбытию топлива из владения собственника - Министерства обороны Российской Федерации помимо его воли и желания (утрата) и является правонарушением, которое в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков является ущербом (код – 1.03.09у), подлежащим внесению в книгу учета недостач воинской части. В нарушение требований пункта 9 Программы экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации на период 2019-2023 годы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 22 командиры авиационных воинских частей обязаны исключить преднамеренную ускоренную выработку горючего в полете на форсажах и максимальных режимах работы двигателей с выпуском средств механизации крыла, тормозных щитков и шасси, кроме аварийных ситуаций, отработки упражнений в ходе учетных пролетов и выполнения задач. По каждому случаю расхода горючего сверх установленных норм предписано проводить административное расследование, принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке. Административным истцом, в нарушение действующего законодательства, положений нормативно-правовых актов Министра обороны Российской Федерации, административные расследования по фактам сверхнормативного расхода не проводились, суммы ущерба в книгу учета недостач не вносились. При этом воинской частью проводились разбирательства, в результате которых виновные лица не устанавливались и решения по возмещению сумм ущерба не принимались.
Представитель Межрегионального управления и его начальника Фишер доводы ФИО3 поддержал и просил в удовлетворении иска отказать.
Начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Южному военному округу», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в связи с чем представляется возможным провести разбирательство без его участия.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансовой и хозяйственной деятельности войсковой части № от 27 июля 2020 г. №229/ВКС/2020/8дсп, проведена выборочная проверка расходования авиационного топлива ТС-1 за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.
В п. 5.6 названного акта имеются сведения о списании в указанный период времени с регистров бюджетного учета и материального учета воинской части по актам сверх установленных норм авиационного керосина ТС-1 в количестве 1 362 074 кг на общую сумму 65 052 654 руб. 24 коп.
Из объяснений заместителя командира войсковой части № по летной подготовке, отраженных в Акте, следует, что причиной перерасхода авиационного топлива ТС-1 явилось использование «максимального» и «форсажного» режима работы авиационных двигателей во время выполнения плановых полетов (учебных упражнений) воздушных судов, согласно курсу боевой подготовки оперативно-тактической авиации, утвержденного заместителем главнокомандующего Военно-воздушных сил 20 августа 2014 года.
Данные обстоятельства подтверждаются полетными листами авиационных эскадрилий войсковой части № за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года, и приложенными к ним данными объективного контроля, актами о списании материальных запасов, расшифровками о расходе горючего и смазочных материалов, объяснениями (рапортами) летчиков о перерасходе горючего.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Положения о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам), утвержденном приказом директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2018 г. № 68 (далее – Положение), названный контрольный орган является органом военного управления и предназначен для организации и осуществления контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. В рамках этой деятельности управление финансового контроля и аудита в соответствии с подпунктом 1 п. 8 Положения осуществляет функции ведомственного финансового контроля путем проведения контрольных мероприятий с подготовкой актов по их результатам.
В пункте 31 Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. № 100, указано на необходимость внесения в акт контрольных мероприятий документально подтвержденных фактов нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, суммы нарушений и причин их возникновения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 590 утвержден Классификатор основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее - Классификатор основных нарушений и недостатков). Неправомерное (незаконное) списание материальных ценностей имеет код нарушения 1.03.09у.
В пункте 5.6 названного Акта указано, что в войсковой части № в нарушение пунктов 1 и 3 раздела 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30декабря 1999 г. №082 и Временных норм расхода горюче-смазочных материалов при эксплуатации самолета СУ-30СМ списано с регистров бюджетного учета 7 ОФРП и материального учета воинской части по актам (форма по ОКУД 0504230) сверх установленных норм авиационное топливо ТС-1 в количестве 1 362 074 кг на сумму 65 052 654 руб. 24 коп. Так как административные расследования по фактам перерасхода горюче-смазочных материалов командованием не проводились, суммы ущерба не устанавливались и в книге учета недостач воинской части не отражались, решения по возмещению (списанию) сумм ущерба не принимались, то авиационное топливо в указанном количестве списано неправомерно (незаконно).
Командованием воинской части не оспаривается, что исходя из сведений, имеющихся в полетных листах, которые служат основанием для составления акта о списании материальных запасов, авиационное топливо ТС-1 в количестве 1 362 074 кг было израсходовано сверх установленных норм расхода топлива для воздушного судна СУ-30СМ, но связанный с этим ущерб в книге учета недостач воинской части не отражался, приказы командира воинской части о возмещении (списании) сумм ущерба не издавались.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 30декабря 1999г. №082 под нормой расхода понимается предельно допустимое количество горюче-смазочных материалов, разрешенное к расходу при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении авиационной техники. Списание израсходованных горюче-смазочных материалов при эксплуатации авиационной техники осуществляется по фактическому их расходу в пределах норм, утвержденных приказом полномочного должностного лица.
Из пункта 5 раздела 1 Методики нормирования расхода топлива при эксплуатации авиационной техники, разработанной Научно-исследовательским центром федерального государственного бюджетного учреждения «Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил» Министерства обороны Российской Федерации и утвержденной начальником управления вооружения - заместителем главнокомандующего Воздушно-космическими силами по вооружению 11 февраля 2020 г., следует, что нормы расхода авиационного топлива ТС-1 установлены с учетом требований Курса боевой подготовки оперативно-тактической авиации, утвержденного 20 августа 2014 г. заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами.
Таким образом, списание авиационного топлива, израсходованного в пределах установленных норм, должно производиться по актам о списании материальных запасов, а израсходованного сверх установленных норм – в ином порядке.
Согласно пункту 9 Программы экономии топливно-энергетических ресурсов в Вооруженных Силах Российской Федерации на период 2019-2023 годы, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 22, командиры авиационных воинских частей обязаны исключить преднамеренную ускоренную выработку горючего в полете на форсажах и максимальных режимах работы двигателей с выпуском средств механизации крыла, тормозных щитков и шасси, кроме аварийных ситуаций, отработки упражнений в ходе учебных полетов и выполняемых задач. По каждому случаю расхода горючего сверх установленных норм, слива его в воздухе проводить административное расследование, принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности в установленном порядке.
Порядок организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба, причиненного в результате недостачи, хищения, утраты, повреждения, других действий (бездействия) с имуществом, а также безнадежной к взысканию дебиторской задолженности утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 775.
Согласно пунктам 2 и 4 названного Порядка командир воинской части при обнаружении ущерба обязан немедленно назначить административное расследование для установления причин его возникновения, размера и виновных лиц. Имущество, выбывшее из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения (недостающее имущество, в том числе превышающее нормы его естественной убыли, независимо от его назначения, источников поступления и способов приобретения), списывается с учета воинской части на основании приказа командира воинской части, в котором обязательно указываются решение о списании имущества и сумма ущерба.
В разделе VI Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3декабря 2015 г. № 717, определен порядок правовой работы при производстве административного расследования.
Представленные истцом в суд материалы служебных разбирательств по фактам расхода авиационного топлива сверх установленных норм не соответствуют требованиям этого Наставления.
Так как в войсковой части № израсходованное сверх установленных норм авиационное топливо ТС-1 в количестве 1 362 074 кг было списано с нарушением порядка, определенного Министром обороны Российской Федерации, то указание об этом в Акте является обоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части № о признании незаконным пункта 5.6 акта выездного контрольного мероприятия отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного в отношении войсковой части № Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам), в части указания в нем на необоснованное списание авиационного топлива на сумму 65 052 654 руб. 24 коп., следует отказать.
Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления командира войсковой части № о признании незаконным пункта 5.6 акта выездного контрольного мероприятия отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного в отношении войсковой части № Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-космическим силам), в части указания в нем на необоснованное списание авиационного топлива на сумму 65 052 654 руб. 24 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Южный окружной военный суд через Новочеркасский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Смирнов