ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/419/2015 от 28.12.2015 Полярного районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено «28» декабря 2015 года Гр. дело №2а-2/419/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Снежногорск 23 декабря 2015 года

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Смирновой Л.В.,

при секретаре Лесиной Е.А.,

с участием:

административного истца в лице помощника Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Лизина С.С.,

представителя административного ответчика Андреевой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев административное дело по административному иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Мурманской области от 28.12.2004 № 586-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в Полярный районный суд Мурманской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Мурманской области от 28.12.2004 № 586-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу. В обосновании требований указав, что Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 02.08.20 12 № 1746 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее также — Регламент). Постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления ЗАТО Александровск в сети Интернет: «http://www.zato-а.ги» 02.08.2012. Положения пунктов 1.2, 2.4, 3.1, 3.2.1, 11.1, 5.1, 5.3, 5.5, 5.6, 5.11 административного регламента, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746, противоречат действующему законодательству, а именно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, а также нормам, указанным в Законе Мурманской области от 28.12.2004 № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Мурманской области № 568-01 - ЗМО), и создают реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на получение жилых помещений по договорам социального найма. Ранее прокурором на указанное постановление был принесен протест, однако до настоящего времени каких-либо изменений в Постановление внесено не было. Просит признать постановление от 02.08.2012 № 1746 несоответствующим Федеральному законодательству, возложить на администрацию муниципального образования ЗАТО Александровск обязанность по принятию нового нормативного правового акта.

В дальнейшем административный истец изменил основания поданного административного искового заявления, не меняя предмета административного искового заявления. При этом указав, что 12.10.2015 администрацией ЗАТО Александровск принято постановление №2156 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 №1746 «Об утверждении административного регламента по представлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», которым оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. При вынесении указанных изменений административным ответчиком также был допущен ряд нарушений, не позволяющий считать постановление от 02.08.2012 №1746 в редакции постановления от 12.10.2015 №2156 соответствующим действующему законодательству. Просил признать постановление администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в редакции Постановления №2156 от 12.10.2015 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Мурманской области от 28.12.2004 № 586-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и возложить обязанность по принятию нового нормативного правого акта заменяющего оспариваемое постановление.

В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настоял с учетом измененных оснований поданного административного искового заявления.

Представитель административного ответчика в судебном заседании дело просила прекратить, пояснив, что в соответствии с постановлением администрации ЗАТО Александровск от 12.10.2015 № 2156 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» Административный регламент приведен в соответствии с нормами действующего законодательства и изложен в новой редакции. Поскольку на момент рассмотрения дела оспариваемые нормы права прекратили свое действие и нарушений чьих-либо прав и свобод не влекут, оспариваемое постановление не может быть предметом судебной проверки, а производство по делу подлежит прекращению на основании ст.ст. 194, 224 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также не согласилась с требованиями прокурору, поскольку не видит противоречий между пунктами Постановления и действующим законодательством. Считает, что прокурором не указаны нормы действующего законодательства, которым противоречили бы положения пунктов 2.2.2, 2.3, 2.4.1, 2.6.1-2.6.5, 3.3.1, 5.2, 2.2.4 (в разделе 3.2), 3.3., 3.4, 3.3.6, 5.4, 5.9 оспариваемого Постановления.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено статьей 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы законодательной и судебной власти не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, поэтому суд не может обязать законодательный орган субъекта Российской Федерации изменить, дополнить, принять или привести какой-либо закон в соответствие с другим, имеющим большую юридическую силу нормативным актом. Суд лишь вправе согласно части 5 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проверить по административному исковому заявлению заинтересованных лиц соответствие законов субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.

Частью 3 ст. 208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции наделен правом обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Статьей 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (пункт 7).

Из материалов дела установлено, что Постановлением администрации муниципального образования ЗАТО Александровск от 02.08.20 12 № 1746 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее также — Регламент). Постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» опубликовано на официальном сайте органов местного самоуправления ЗАТО Александровск в сети Интернет: «http://www.zato-а.гu» 02.08.2012.

12.10.2015 администрацией ЗАТО Александровск принято постановление №2156 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», которым оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление размещено на официальном сайте администрации ЗАТО Александровск в сети Интернет: «http://www.zato-а.гu» 12.10.2015.

В соответствии с Главой 7 Жилищного кодекса РФ, направление документов и получение результата предоставления соответствующей муниципальной услуги по предоставления жилого помещения по договору социального найма возможно, в том числе, путем обращения граждан в многофункциональный центр.

Пунктом 2.2.2 Административного регламента предусмотрено, что МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» при предоставлении муниципальной услуги осуществляет взаимодействие, в том числе, с Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Мурманской области Полярный отдел, а также с МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ЗАТО Александровск» в части получения справки, содержащей сведения о регистрации и составе семьи заявителя (форма 9). Данная формулировка содержит ошибку наименования территориального органа государственной власти — Североморский межрайонный отдел, офис в г. Полярный Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области. Таким образом, указание на взаимодействие органа, предоставляющего муниципальную услугу с многофункциональным центром только в части получения справки «формы 9» противоречит требованиям жилищного законодательства.

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением предоставления жилых помещений: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 рассматриваемого Кодекса перечне.

Согласно п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, заключение с заявителем договора социального найма жилого помещения.

Пунктом 2.4.1 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги установлен в пределах 30 календарных дней с момента регистрации заявления гражданина. Приостановление предоставления муниципальной услуги при этом не предусмотрено.

Таким образом, вышеуказанные положения Административного регламента не соответствуют требованиям ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пп. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, установлено, что коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента для получения муниципальной услуги предусмотрено предоставление соответствующего заявления и ряда документов.

Форма заявления определена Приложением № 2 к Административному регламенту.

Данная форма заявления предполагает указание гражданином конкретного адреса жилого помещения, в отношении которого предполагается заключение договора социального найма. Вместе с тем, Административный регламент не содержит норм, позволяющих определить, каким образом гражданину станет известно о возможности заключения договора социального найма в отношении конкретного жилого помещения.

Согласно ч.ч. 4, 5, 7 ст. 52 жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Мурманской области такой порядок установлен Законом Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

Данный Закон Мурманской области содержит требования к перечню документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Как следует из взаимосвязи п.п. 1.2, 2.6.1 Административного регламента предоставление муниципальной услуги осуществлением в отношении граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и которые уже состоят на учете в целях получения жилого помещения на условиях социального найма.

При указанных обстоятельствах истребование от гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, документов, указанных в п. 2.6.1 Административного регламента противоречит требованиям Законом Мурманской области от 07.07.2005 № 646-01-ЗМО, так как фактически предполагает повторное предоставление гражданами документов, ранее представленных для принятия их на учет. Кроме того, данное обстоятельство образует коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

По аналогичным основаниям противоречат требованиям рассматриваемого законодательства п.п. 2.6.2 - 2.6.5, 3.3.1, 5.2 Административного регламента, предполагающие предоставление каких-либо документов от заявителя, п. 2.7.1 предусматривающий непредоставление заявителем документов, указанных в п.п. 2.6.1, 2.6.4, Административного регламента, в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Разделом 3.2 Административного регламента в нарушение требований ст.ст. 2,4,5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не предусмотрена возможность направления обращения заявителя в электронной форме.

Также, в раздел 3.2 Административного регламента содержит юридико-техническую ошибку в части нарушение порядка нумерации пунктов раздела вместо пункта № 3.2.4 указан пункт № 2.2.4.

В нарушение требований ч.2 ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разделом 3.3 Административного регламента не определен срок подписания директором МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» подготовленных в соответствии с п. 3.3.1 Административного регламента межведомственных запросов.

Пунктом 3.3.3 Административного регламента не определен срок передачи директору МКУ « СМИ ЗАТО Александровск» поступивших на межведомственные запросы ответов.

Пункт 3.3.6 Административного регламента не содержит сроков принятия администрацией ЗАТО Александровск постановления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Частью 2 ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено условие необходимости установления в административном регламенте предоставления муниципальной услуги сроков выполнения административных процедур по подготовке и заключению договора социального найма. Разделом 3.4 Административного регламента данные сроки не определены.

В силу ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

В нарушение указанных требований жилищного законодательства Административным регламентом направление заявителю копии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не предусмотрено. Статьей 11.2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что жалоба гражданина может быть направлена, в том числе, через многофункциональный центр.

В нарушение данной нормы п.5.4 Административного регламента не предусмотрена возможность направления жалобы через многофункциональный центр.

Пунктом 5.9 Административного регламента предусмотрены случаи отказа в удовлетворении жалобы гражданина, к таковым относятся:

наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Вместе с тем, данный пункт не содержит такого основания для отказа в удовлетворении жалобы, как признание жалобы необоснованной. Данное обстоятельство создает угрозу нарушения принципа правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг, закрепленного ст. 4 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», утвержденный постановлением администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 в редакции постановления от 12.10.2015 № 2156, противоречит нормам действующего федерального законодательства, создает угрозу нарушения прав граждан на получение соответствующей муниципальной услуги, его применение не позволяет достигнуть установленной пунктом 1.1 цели правового регулирования: повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, определение сроков и последовательности

При таких данных имеются основания для вывода о том, что постановление Администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в редакции Постановления №2156 от 12.10.2015 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в части касающейся пунктов 2.2.2, 2.3, 2.4.1, 2.6.1-2.6.5, 3.3.1, 5.2, 2.2.4 (в разделе 3.2), 3.3., 3.4, 3.3.6, 5.4, 5.9 Регламента, противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Мурманской области от 28.12.2004 № 586-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющим по отношению к оспариваемому постановлению большую юридическую силу.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Мурманской области от 28.12.2004 № 586-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и недействующим полностью с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить частично.

Признать пункты 2.2.2, 2.3, 2.4.1, 2.6.1-2.6.5, 3.3.1, 5.2, 2.2.4 (в разделе 3.2), 3.3., 3.4, 3.3.6, 5.4, 5.9 Постановления администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» в редакции Постановления №2156 от 12.10.2015 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 02.08.2012 № 1746 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», несоответствующими Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закону Мурманской области от 28.12.2004 № 586-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области постоянное судебное присутствие в г. Снежногорске в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Смирнова