ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/45/19 от 04.04.2019 Шабалинского районного суда (Кировская область)

№ 2а-2/45/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Свеча 04 апреля 2019 года

Шабалинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лузянина А.В.,

при секретаре Таширевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Свечинского района Кировской области Долгушиной Н.В.,

представителя административного ответчика администрации Свечинского района Кировской области по доверенности Куракина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Свечинского района Кировской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского района Кировской области о признании незаконным бездействия по организации ритуальных услуг и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Свечинского района Кировской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского района Кировской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, указывая, что прокуратурой Свечинского района Кировской области проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Свечинского района Кировской области, в ходе которой установлено, что муниципальным образованием Свечинский муниципальный район Кировской области допускается бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц. В нарушение п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9. ч.2 ст. 25, ч.1,2 ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ, из которых следует, что организация ритуальных услуг о содержание мест захоронения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения городского поселения и является обязательным для исполнения органами местного самоуправления, специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Свечинское городское поселение не создана, порядок её деятельности соответствующим правовым актом не определен.

Согласно подпункта 24 пункта 1.2.1 Соглашения о передаче исполнения полномочий администрации Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области администрации Свечинского района Кировской области, утвержденного решением Свечинской поселковой Думы Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области от 26.12.2011 и решением Свечинской районной Думы Свечинского района Кировской области, городское поселение передает администрации района, а администрация района принимает к исполнению полномочия администрации городского поселения по решению вопросов местного значения, предусмотренных федеральным и областным законодательством, Уставом Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области, нормативно правовыми актами Свечинской поселковой Думы Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области, а именно: по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

С целью устранения нарушений указанного законодательства 16.10.2017 прокуратурой Свечинского района в адрес главы администрации Свечинского района Кировской области было внесено представление. Однако, указанное нарушение закона по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела не устранено.

Несмотря на принятые в октябре 2017 года прокуратурой Свечинского района меры прокурорского реагирования, в настоящее время вследствие бездействия органа местного самоуправления на территории муниципального образования Свечинское городское поселение Кировской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, в связи с чем, оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в настоящее время не осуществляется, чем существенно нарушаются гарантированные законом социальные права неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие администрации Свечинского района Кировской области по организации на территории муниципального образования Свечинское городское поселение Свечинского района Кировской области ритуальных услуг, возложить на администрацию Свечинского района Кировской области обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Свечинского района Кировской области Долгушина Н.В. просила административный иск удовлетворить. Дополнила, что 27.12.2018 года во исполнение поручения прокуратуры Кировской области проводилась проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой установлено, что специализированной службы на территории района не имеется.

Представитель административного ответчика администрации Свечинского района Кировской области по доверенности Куракин А.В. с заявленными требованиями не согласился. Указал, что в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Считает, что на орган местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация их оказания. Объективной необходимости в том, чтобы специализированную организацию по вопросам похоронного дела учредило муниципальное образование нет. В настоящее время, по вопросу оказания соответствующей муниципальной услуги, между администрацией Свечинского района Кировской области и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по погребению умерших, личность которых не установлена и невостребованных трупов. Таким образом, осуществляется оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе. Все захоронения производятся по мере необходимости в штатном режиме. На похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета. Просит в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурору предоставлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» вопросы местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности население муниципального образования, решение которых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п. 3 ст. 1 и ст. 17 названного закона, органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.

В силу п.1 и п.2 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Федерального закона № 8-ФЗ) установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела

На основании ст. 12 названного закона при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Этой же службой осуществляется погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

Согласно ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" также установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела обязаны оказывать на безвозмездной основе услуги по погребению, предусмотренные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение. Не допускается отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании соответствующих услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.

Исходя из ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

По п. 24 ст.7 Устава муниципального образования Свечинское городское поселение Свечинского района Кировской области к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно подпункта 24 пункта 1.2.1 Соглашения о передаче исполнения полномочий администрации Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области администрации Свечинского района Кировской области, утвержденного решением Свечинской районной Думы от 26.12.2011 года № 12/100 и решением Свечинской поселковой Думы Свечинского городского поселения Свечинского района от 26.12.2011 года №12/71, городское поселение передает администрации района, а администрация района принимает к исполнению полномочия администрации городского поселения по решению вопросов местного значения, предусмотренных федеральным и областным законодательством, Уставом Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области, нормативно правовыми актами Свечинской поселковой Думы Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области, а именно: по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, является администрация Свечинского района Кировской области.

Согласно справки от 27.12.2018 помощника прокурора Свечинского района Кировской области о проведении проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Свечинское городское поселение Кировской области не создано, порядок ее деятельности соответствующим правовым актом не определен.

16.10.2017 года в адрес главы администрации Свечинского района Кировской области выносилось представление об устранении нарушений указанного законодательства, однако до настоящего времени нарушение не устранено.

В силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, возлагается на орган, наделенный публичными полномочиями и совершивший оспариваемое бездействие (ч. 11).

Административным ответчиком в судебном заседании оспаривалась необходимость создания специализированной службы по вопросам похоронного дела со ссылкой на муниципальный контракт № 227 по оказанию услуг по погребению умерших, личность которых не установлена и невостребованных трупов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП ФИО5

Как усматривается из доводов ответчика функциями специализированной службы по договору наделен индивидуальный предприниматель, но не организация, созданная органом местного самоуправления, как того требует действующее законодательство.

В силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона N 8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Федеральный закон N 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы; согласно п. 2.1.3 ГОСТ 32609-2014 - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Федеральный законодатель предусмотрел создание в городском округе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

При таком положении ссылка административного ответчика на то, что выполнением функций специализированной службы может быть наделен любой хозяйствующий субъект, в том числе и не учрежденный органом местного самоуправления, является ошибочной.

Кроме того, муниципальным контрактом исполнитель оказывает услуги только в отношении умерших, личность которых не установлена и невостребованных трупов, в то время как закон гарантирует оказание перечня услуг по погребению близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, что свидетельствует о бездействии административного ответчика по организации на территории муниципального образования ритуальных услуг.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории Свечинского района Кировской области, что нарушает права неопределенного круга лиц на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Оценивая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Свечинского района Кировской области в защиту прав, свобод и законных интересах неопределенного круга лиц к администрации Свечинского района Кировской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Свечинского района Кировской области по организации на территории муниципального образования Свечинское городское поселение Свечинского района Кировской области ритуальных услуг.

Возложить на администрацию Свечинского района Кировской области обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Лузянин

Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2019 года

Судья Лузянин А.В.