ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2/69/2022 от 10.06.2022 Ракитянского районного суда (Белгородская область)

31RS0018-02-2022-000080-19 № 2а-2/69/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Красная Яруга Белгородской области 10 июня 2022 года

Ракитянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Абросимовой Ю.Н.

при секретаре Рыбалко И.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителей административных ответчиков ФИО3, ФИО4, третьего лица ФИО5

в отсутствие истца ФИО1, третьих лиц ФИО6, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области, районной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконными действий администрации по не рассмотрению заявления от 18 ноября 2021 года по существу,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточненных требований, просит:

Признать незаконным ответ администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области от 02 декабря 2021 года № 181-05-2/С-30191.

Признать незаконными действия администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области, выразившиеся в не рассмотрении по существу в период с 18 ноября 2021 года по 02 декабря 2021 года заявления ФИО1 от 18 ноября 2021 года о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.

Обязать администрацию муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области рассмотреть по существу заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года о признании жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.

Обязать администрацию муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области в рамках рассмотрения заявления ФИО1 от 18 ноября 2021 года:

- передать заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года и все приложенные к нему документы в Межведомственную комиссию для рассмотрения по существу заявление ФИО1 и принятия в течение 30 дней решения по его заявлению в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47;

- возложить на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, обязанность в 30-дневный срок принять решение по заявлению ФИО1 от 18 ноября 2021 года в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Поскольку весь жилой дом и принадлежащее ему жилое помещение – квартира находятся в аварийном состоянии, а устные обращения по данному вопросу в администрацию района результата не принесли, он 18 ноября 2021 года подал в администрацию Краснояружского района заявление о рассмотрении вопроса о признании вышеуказанного дома, 1896 года постройки, аварийным, непригодным для проживания. К данному заявлению он представил заключение специализированной организации, осуществившей обследование указанного жилого дома на предмет аварийности и не пригодности для проживания, копию своего паспорта, свидетельства о государственной регистрации права на квартиру, копию технического паспорта БТИ на квартиру. 02 декабря 2021 года получил ответ № 181-05-С-30191, из которого следует, что для признания вышеуказанного жилого дома аварийным, всем собственникам жилых помещений необходимо предоставить документы: копию домовой книги, копию паспортов зарегистрированных граждан по месту жительства, копию технического плана (паспорта), копию выписки из ЕГРН или свидетельства на право собственности на квартиру и земельный участок, экспертное заключение специализированной организации, содержащее информацию по всем жилым помещениям и его правообладателях, с выписками ЕГРН, в которых все жилые помещения должны иметь статус «квартира или жилое помещение» и техническими планами на каждое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Полагает данный ответ администрации незаконным, противоречащим нормам законодательства, поскольку орган местного самоуправления, получив его заявление о признании дома аварийным, должен был создать межведомственную комиссию для оценки жилого помещения и направить данное заявление с приложенным к нему пакетом документов в межведомственную комиссию для рассмотрения заявления по существу. Однако, администрация района нарушила этот порядок и самостоятельно предоставила ответ на заявление.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя ФИО2, которая уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражала.

Представитель административного ответчика районной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, образованной при администрации Краснояружского района Белгородской области ФИО4 также возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что рассмотрение по существу заявления о признании многоквартирного дома аварийным относится к компетенции межведомственной комиссии.

Третье лицо ФИО5 считала заявленные требования необоснованными, указала на то, что жилое помещение, в котором она проживает, не является аварийным, она в нем регулярно делает ремонт.

Третье лицо – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в судебное заседание не явилось, извещено своевременно и надлежащим образом (л.д. 213), представило отзыв, при рассмотрении дела полагалось на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом (л.д. 207), о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного заседания не заявляла.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (п. 1 Положения).

Исходя из п. п. 42, 45, 47 и 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 10).

18 ноября 2021 года ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Краснояружского района Белгородской области, в котором просил рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. Указал на то, что многоквартирный жилой <адрес> года постройки, является аварийным, не пригодным для проживания. К заявлению приложил документы: копию паспорта, свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру, свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, копию домовой книги, копию технического паспорта жилого помещения – <адрес>, заключение специализированной организации (л.д. 7).

На вышеуказанное заявление ФИО1 предоставлен заместителем главы администрации района по строительству, транспорту и ЖКХ ФИО7 ответ № 181-05-2/С-30191 от 02 декабря 2021 года, в котором указано, что для признания дома аварийным всем собственникам жилых помещений необходимо предоставить документы, позволяющие включить в программу переселения, утвержденную постановлением Правительства Белгородской области от 10 июня 2020 года № 248-пп «Об утверждении адресной программы Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, в 2019-2024 годах» следующие документы: копию домовой книги, копии паспортов зарегистрированных граждан по месту жительства, копию технического плана (паспорта), копию выписки из ЕГРН или свидетельства на право собственности на квартиру и земельный участок, экспертное заключение специализированной организации, содержащее информацию по всем жилым помещениям и его правообладателях, с выписками ЕГРН, в которых все жилые помещения должны иметь статус «квартира или жилое помещение» и техническими планами на каждое жилое помещение, расположенными по адресу: <адрес>. Кроме того, рекомендовано необходимые документы предоставить в отдел ЖКХ и транспорта администрации Краснояружского района (л.д.8).

Между тем, на основании постановления главы администрации муниципального района «Краснояружский район» от 06 июня 2019 года № 122 создана районная межведомственная комиссии по рассмотрению вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и утверждено положение о ней (л.д. 155, 180).

Согласно Положению о районной межведомственной комиссии по рассмотрению вопроса о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением администрации Краснояружского района от 06 июня 2019 года № 122, основными задачами Комиссии являются:

- признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан;

- признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно разделу 6 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции области о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) требованиям, установленным в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (л.д. 157-158).

При таких обстоятельствах, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии.

Между тем, заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года межведомственной комиссией рассмотрено по существу не было.

Предоставляя 02 декабря 2021 года ответ ФИО1 на его заявление, администрация Краснояружского района не передала данное заявление в межведомственную комиссию для рассмотрения его по существу, а выполнила функции межведомственной комиссии и указала на необходимость предоставления дополнительных документов, в то время, как непредставление собственником помещения указанных в ответе документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Довод представителя администрации муниципального района «Краснояружский район» ФИО3 о том, что ФИО1 с заявлением о признании дома аварийным необходимо было обратиться непосредственно в межведомственную комиссию, подлежит отклонению, поскольку в представленных представителем истца ответах администрации на аналогичные обращения ФИО1 от 13 апреля 2021 года, 24 сентября 2021 года отсутствует указание на данную необходимость. Заявления ФИО1 были рассмотрены администрацией по существу, и указано на необходимость предоставления дополнительных документов.

В оспариваемом ответе администрации от 02 декабря 2021 года на заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года также содержится указание на необходимость предоставления дополнительных документов в отдел ЖКХ и транспорта администрации Краснояружского района, ссылки на межведомственную комиссию не имеется.

Вместе с тем, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрен порядок рассмотрения обращений граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, администрация Краснояружского района, установив, что решение указанного в заявлении ФИО1 вопроса не входит в ее компетенцию, обязана была передать данное заявление на рассмотрение в межведомственную комиссию.

Сведений о наличии иного порядка подачи заявления о признании жилого дома аварийным на рассмотрение межведомственной комиссии, администрацией Краснояружского района не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности представленного администрацией Краснояружского района 02 декабря 2021 года ФИО1 ответа на его заявление от 18 ноября 2021 года и возложении на администрацию муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области обязанности передать заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года и все приложенные к нему документы в районную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, для рассмотрения по существу.

Кроме того, суд считает необходимым возложить на районную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, образованную при администрации Краснояружского района, обязанность рассмотреть по существу заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года по вопросу признания жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175–180, 227 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным ответ администрации муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области от 02 декабря 2021 года № 181-05-2/С-30191.

Обязать администрацию муниципального района «Краснояружский район» Белгородской области передать заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года и все приложенные к нему документы в районную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, образованную при администрации Краснояружского района Белгородской области, для рассмотрения по существу.

Обязать районную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, образованную при администрации Краснояружского района, рассмотреть по существу заявление ФИО1 от 18 ноября 2021 года по вопросу признания жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие в пос.Красная Яруга Ракитянского районного суда, либо через Ракитянский районный суд Белгородской области.

Судья Ю.Н. Абросимова

.

Решение30.06.2022