УИД 40RS0013-03-2022-000141-20
Дело № 2а-3-105/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Хвастовичи 31 августа 2022 года
Людиновский районный суд Калужской области в составе:
председательствующего - судьи Червяковой И.В.,
при секретаре Самохиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Сельской Думе сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области об оспаривании решения о досрочном прекращении полномочий депутата Сельской Думы,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, согласно которого просит признать незаконным и отменить решение Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о досрочном прекращении его полномочий как депутата Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области.
В обосновании своих требований административный истец ФИО1 указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ получил по почте решение Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области отДД.ММ.ГГГГ№ о досрочном прекращении его полномочий как депутата Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области. Полагает указанное решение незаконным, поскольку оно не содержит указания на конкретное основание для прекращения полномочий депутата, он не был извещен о заседании Сельской Думы, на котором принималось указанное решение, копия протокола заседания Сельской Думы ему не направлялась. Оспариваемое решение нарушает его права и права избирателей, поскольку лишает возможности представлять интересы избирателей в выборном органе сельского поселения.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель, по доверенности, ФИО5, поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить, сославшись на доводы, указанные в административном исковом заявлении и нарушение порядка принятия оспариваемого решения. Помимо этого ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ губернатору подано сообщение об отсутствии совершенных сделок имущества в течении 2021 года, превышающий общий доход за три года.
Административный ответчик - Сельская Дума сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области, в лице Главы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области ФИО6, административные исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, указав на то, что ФИО1 был извещен ею лично, в устной форме, о заседании Сельской Думы, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 пояснил, что на заседание Сельской Думы не явится. На данном заседании было рассмотрено обращение заместителя губернатора Калужской области, по факту не предоставления ФИО1 декларации, сообщения о доходах за 2021 год и принято оспариваемое решение.
Представители заинтересованного лица – ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании указали на то, что ФИО1, как депутат Сельской Думы, в соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должен был соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции». В установленный законом срок, до 30 апреля, ФИО1, в нарушении требований ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», п. 6 Приложения 1 к Закону Калужской области «О порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности Главы местной администрации по контракту и лицами, замещающими указанные должности, Губернатору Калужской области и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» не предоставил сведения о доходах, полученных от всех источников, за 2021 год, либо сообщения об отсутствии таких сделок в отчетном периоде. Обязательство по информированию представительного органа о предоставлении депутатом Сведений о доходах, Сообщений, после истечения установленного срока для исполнения депутатом соответствующей обязанности законом не предусмотрено, и предоставление депутатом после 30 апреля сведений о доходах, сообщение, считается не исполненным.
Заинтересованное лицо – Администрация муниципального образования сельское поселение «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области, в лице Главы администрации ФИО9, решение поставленного вопроса оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24.10.2019 года № 2952-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27.12.2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26.01.2017 года № 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти муниципального образования субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 года № 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Пунктом 6 приложения № 1 к Закону Калужской области от 20.09.2017 года № 236-ОЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности Главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, Губернатору Калужской области и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений" предусмотрено, что лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, не позднее 30 апреля представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Калужской области за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период).
Судом установлено, что ФИО1 23.09.2020 года избран депутатом Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области.
ДД.ММ.ГГГГ в Сельскую Думу сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области поступило обращение заместителя Губернатора Калужской области –руководителя администрации губернатора Калужской области о неисполнении обязанностей по предоставлению сведений о доходах депутатом Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области было принято решение № о досрочном прекращении полномочий депутата Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области ФИО1.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком и его представителем, указанное решение принято в связи с несоблюдением ФИО1 ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - несоблюдения обязательств по представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, которые установлены положениями частей 7.1 и 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", частью 4 статьи 12.1, пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьи 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пунктом 1.1 статьи 28 Устава сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области.
Часть 1 статьи 13.1 Федерального закона от 2512.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает ответственность лица, замещающего муниципальную должность. Данное законоположение действует и подлежит применению для лиц, замещающих муниципальные должности, с определенной системой мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных с учетом особенностей правового статуса этих лиц.
В силу предписаний указанного Федерального закона, лица, замещающие государственные, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение.
Факт неисполнения административным истцом предписаний антикоррупционного законодательства, в срок установленный законодательством – до 30 апреля, документально подтвержден.
Соответственно, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, ФИО1 принял на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения, а потому привлечение его к ответственности в виде досрочного прекращения полномочий не может само по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением административным истцом обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, не имеется.
Предоставление ФИО1 Губернатору Калужской области сведений о доходах, Сообщения, после истечения установленного срока для исполнения депутатом соответствующей обязанности и предоставление 16.06.2022 года административным истцом, то есть после 30 апреля, сведений о доходах, Сообщение, не могли повлиять на принятие оспариваемого решения, поскольку не устраняло допущенное ФИО1 нарушение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Согласно разъяснений п. 19 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 года № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "В том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подпункт "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными. При проверке решения, действий суд, в частности, выясняет, была ли в установленных законом случаях обеспечена возможность реализации прав и законных интересов гражданина или организации при принятии оспариваемого решения, совершении действий, в том числе проверяет, было ли обеспечено право лица на ознакомление с доказательствами, право давать пояснения (возражения) по существу выявленных нарушений; исполнена ли наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанность изложить в принятом решении основания для применения соответствующих мер в отношении гражданина, организации.
Таким образом, суд, исходит из того, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Сельской Думы, основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку факт непредставления сведений за 2021 год в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) подтверждается материалами дела. Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности предоставления сведений ФИО1 в установленный срок, не имеется. ФИО1, являясь депутатом Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области должен был знать и применять в своей работе законодательство Российской Федерации и Калужской области, в связи с чем, доводы о том, что его не извещали о сроках сдачи сведений, является несостоятельным.
Доводы административного истца и его представителя о несоблюдении установленного порядка принятия решения о прекращении его полномочий как депутата Сельской Думы не может служить основанием для вывода об их незаконности, поскольку допущенные нарушения не влияют на исход дела. Нарушения порядка принятия решения, в данном случае, носят формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренного решения незаконным. У административного истца была возможность реализации своих прав и законных интересов при принятии оспариваемого решения, в том числе на право на ознакомление с доказательствами, право давать пояснения (возражения) по существу выявленных нарушений, поскольку о заседании Сельской Думы ДД.ММ.ГГГГ ему было известно.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Руководствуясь ст ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Сельской Думе сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении его полномочий как депутата Сельской Думы сельского поселения «Село Кудрявец» Хвастовичского района Калужской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в селе Хвастовичи Хвастовичского района Калужской области.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: