ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-110/2022 от 24.02.2022 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-3-110/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года пгт. Килемары

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Лавровой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Новосёловой М.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Килемарского района Республики Марий Эл, Лобановой А.И., действующей на основании доверенности от 14 декабря 2021 года,

представителя административного ответчика – исполняющей обязанности главы Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1, действующей на основании решения Собрания депутатов Кумьинского сельского поселения от 2 августа 2021 года № 100,

представителя заинтересованного лица Администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл ФИО2, действующей на основании доверенности от 25 января 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Килемарского района Республики Марий Эл, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия и возложении обязанности обратиться в указанный орган с соответствующим заявлением,

установил:

Прокурор Килемарского района Республики Марий Эл, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, указанным выше, просил признать незаконным бездействие Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия: церкви Покрова Пресвятой Богородицы на территории с.Кумья Килемарского района Республики Марий Эл, регистрационный и обязать Кумьинскую сельскую администрацию Килемарского муниципального района Республики Марий Эл обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия: церкви Покрова Пресвятой Богородицы на территории с.Кумья Килемарского района Республики Марий Эл, регистрационный в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Килемарского района республики Марий Эл проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности на территории Кмлемарского района Республики Марий Эл, в результате которой установлено, что на территории Кумьинского сельского поселения Килемарского района республики Марий Эл находится объект культурного наследия: церковь Покрова Пресвятой Богородицы на территории с.Кумья Килемарского района Республики Марий Эл, регистрационный , который не имеет собственника. Административным ответчиком не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на данный объект, а именно не обращение в регистрирующий орган, с заявлением о принятии указанного объекта на учет как бесхозяйного имущества в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. Данный объект является бесхозяйным, что приводит к его дальнейшему разрушению, препятствует его обслуживанию и содержанию. По результатам проверки прокуратурой в адрес административного ответчика было внесено представление от 20 октября 2021 года об устранении нарушений закона, которое административным ответчиком рассмотрено и указано на экономическую нецелесообразность и финансовую затратность содержания и постановки данного объекта на учет. В связи с чем, административный истец обратился в суд с данным административным исковым заявлением.

Представитель административного истца прокуратуры Килемарского района Республики Марий Эл помощник прокурора Лобанова А.И. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить, дал пояснения не противоречащие доводам, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл исполняющая обязанности главы Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1, а также представитель заинтересованного лица администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл ФИО2, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, представили письменные отзывы на административное исковое заявление, которые содержат аналогичные доводы, в обоснование которых указано на то, что в реестре муниципального имущества Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, Кумьинского сельского поседения объект недвижимости: церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1886 года, местоположение: Республика Марий Эл, <...> отсутствует. Земельный участок для размещения объекта не разграничен, материалы разграничения объекта недвижимости и земельного участка отсутствуют. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие оснований для включения вышеуказанного объекта в казну Кумьинского сельского поселения и Килемарского муниципального района, отсутствуют. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в с.Кумья в разрушенном состоянии, что подтверждается фотографиями, осталась часть здания, несущие конструкции разрушены, кровля отсутствует. Представителем административного ответчика также указано, что финансово затратно и экономически не целесообразно не только постановка на учет, но и содержание имущества. Администрацией Килемарского муниципального района Республики Марий Эл в адрес Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл направлено письмо с предложением решения вопроса о необходимости инициирования исключения из реестра объектов культурного наследия Церкови Покрова Пресвятой Богородицы, на которое дан ответ, что вопрос будет рассмотрен.

Представители заинтересованных лиц Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, Управления Росреестра по Республике Марий Эл, на судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в письменных заявлениях просили рассмотреть административное дело без их участия.

С целью соблюдения прав участников судебного заседания на своевременное рассмотрение дела суд считает возможным, руководствуясь ст.150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, воспользовавшихся правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу статьи 33 указанного Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 1 статьи 48 указанного Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

Из материалов дела следует, что Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1866 года, согласно Постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года № 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл» включена в число объектов культурного наследия регионального значения, принята на государственную охрану и на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 1 декабря 2017 года № 129018-р зарегистрирована в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный ).

На момент судебного разбирательства право собственности на указанный объект недвижимости, являющийся объектом культурного наследия, не зарегистрировано, что подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 14 февраля 2022 года.

Согласно сообщению МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 15 февраля 2022 года, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимости, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, <...>.

По сведениям Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 10 февраля 2022 года, в реестре государственного имущества Республики Марий Эл объект недвижимости - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, местоположение: Республика Марий Эл, <...>, не числится.

В производстве Медведевского районного суда Республики Марий Эл, по месту нахождения рассматриваемого объекта недвижимости, не имеется каких-либо дел по искам заинтересованных лиц по спорам о праве собственности, ином вещном праве на названный объект недвижимости.

В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Исходя из приведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, и в силу действующего правового регулирования обязан это сделать, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

В результате проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере содержания объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, постановки на учет бесхозяйных объектов в деятельности Кумьинской сельской администрации, установлено, что Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1866 года постройки в с.Кумья собственника не имеет, заявление с целью постановки на учет в установленном законом порядке в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не направлялось.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные объекты электрохозяйства, уклонение Кумьинской сельской администрации от учета бесхозяйного имущества привело к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, нахождению церкви в неудовлетворительном состоянии, представляющей опасность для неопределенного круга лиц.

На основании изложенного 20 октября 2021 года в адрес и.о.главы Кумьинской сельской администрации ФИО1 внесено представление № 02-09-2021 об устранении нарушений закона.

Кумьинская сельская администрация Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, рассмотрев указанное представление прокуратуры, 22 ноября 2021 года направила ответ, в котором сообщила о том, что Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Кумья практически отсутствует, осталась часть здания. Несущие конструкции разрушены, кровля отсутствует. Постановка на учет и содержание имущества финансово затратно и экономически не целесообразно.

Порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного определяется Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно п.5 данного Приказа Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

Поскольку в данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи – объекта культурного наследия, решением данного вопроса должна заниматься Кумьинская сельская администрация Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, на территории которого расположено недвижимое имущество, являющееся объектом культурного наследия, как орган местного самоуправления, поскольку она наделена полномочиями инициировать процесс постановки на учет в качестве бесхозяйного, с целью определения дальнейшего собственника. Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на постановку объекта недвижимости - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1866 года на учет, в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие по выполнению возложенных на него обязанностей обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия, поскольку уклонение органа местного самоуправления от такого обращения в сложившейся ситуации противоречит содержанию основных принципов местного самоуправления, обеспечивающего решение населения через органы местного самоуправления вопросов местного значения, и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Более того, суд считает, что обращение прокурора с настоящим административным иском обусловлено необходимостью обеспечения охраны памятника истории, предотвращения его повреждения, разрушения и уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка его использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекту культурного наследия, а также в целях его защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных факторов.

Принимая во внимание, что собственник указанного объекта недвижимости не определен, объект культурного наследия не включен в реестры объектов государственной собственности Республики Марий Эл, объектов федерального имущества, муниципальной собственности, какие-либо правопритязания о приобретении права собственности (иных вещных правах) не заявлялись заинтересованными лицами, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления прокурора. Более того, настоящее судебное решение не является препятствием для заинтересованных лиц для предъявления правопритязаний о правах на недвижимое имущество, в том числе в порядке приобретательной давности.

Ссылка представителя административного ответчика Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл и представителя заинтересованного лица Администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл на то, что не только постановка на учет, но и содержание имущества финансово затратно и экономически не целесообразно, не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку вопрос о передаче спорного объекта культурного наследия в чью-либо собственность прокурором не ставился и судом не рассматривался.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227,228 КАС РФ, суд

решил :

административное исковое заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия и возложении обязанности обратиться в указанный орган с соответствующим заявлением, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие Кумьинской сельской администрации Килемарского муниципального района Республики Марий Эл, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия: Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, 1866 года, расположенный на территории с.Кумья Килемарского района Республики Марий Эл, регистрационный .

Обязать Кумьинскую сельскую администрацию Килемарского муниципального района Республики Марий Эл обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия: Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, 1866 года, расположенный на территории с.Кумья Килемарского района Республики Марий Эл, регистрационный в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пос.Килемары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 1 марта 2022 года.

Судья Е.В. Лаврова

Решение09.03.2022