ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-119/2021 от 08.04.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-3-119/2021

УИД: 73RS0024-03-2021-000093-98

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 апреля 2021 года с. Большое Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием адвоката В.Г. Лиллепео

при секретарях Ж.С. Абрамян,

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным разрешения на строительство

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным разрешения на строительство, выданного Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО3 от 11.11.2020 года за ***, которым разрешена реконструкция объекта капитального строительства- реконструкция здания магазина, с кадастровым номером *** и хозяйственной постройки, с кадастровым номером *** под здание магазина на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***. Указанное разрешение на строительство оспаривается административным истцом в связи с тем, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы как собственника ***, расположенного в непосредственной близости (на расстоянии 10-12 метров) от земельного участка, на котором осуществляется реконструкция здания магазина.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании поддержал административный иск, сославшись на изложенные в нем доводы.

Представитель административного истца ФИО2- Лиллепео В.Г. также поддержал иск, указав, что требование о признании незаконным разрешения на строительство основано на том, что имеется вступившее в законную силу решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29.12.2020 года, которым признано незаконным распоряжение исполняющего обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 01.10.2020 г. № 2080-од о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области, что само по себе влечет незаконность оспариваемого разрешения на строительство. Кроме того, объект капитального строительства- здание магазина, исходя из его торговой площади, указанной в проектной документации- 396,43 кв.м., должен быть отнесен к объектам массового пребывания граждан, а, следовательно, проектная документация вышеуказанного объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат обязательной экспертизе. В данном случае такая экспертиза застройщиком ФИО3 не проводилась. Разрешение на строительство выдавалось без учета возможности размещения необходимых элементов благоустройства: въезда, выезда, наличия пандусов, парковок для посетителей магазина. Так, согласно проектной документации запроектировано 2 машиноместа, из которых 1 машиноместо для маломобильной группы населения, в то время как количество парковок должно составлять 16-18.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что если бы истцом были заявлены требования о признании незаконным разрешения на строительство только по тому основанию, что признано незаконным распоряжение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, то, возможно, Министерством строительства и архитектуры в порядке внутреннего контроля решение о разрешении на строительства было бы отменено. В данной ситуации, поскольку истец ФИО2 указывает, в том числе на иные обстоятельства, которые, по его мнению, влекут признание разрешения на строительство незаконным, административному ответчику хотелось бы получить решение суда, в котором данным доводам административного истца будет дана соответствующая оценка. Фактически согласна с тем, что наличие решения суда о признании незаконным распоряжения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, само по себе влечет признание незаконным разрешения на строительство.

Представитель заинтересованного лица МУ «Администрация МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области ФИО5 исковые требования не признал, поскольку строительство магазина соответствует интересам населения «Цильнинского городского поселения». 31.03.2020 года ФИО3 подано заявление о проведении публичных слушаний, которые проводятся в период с 03.04.2021 года по 01.05.2021 года, после чего будет принято решение по данному вопросу. Кроме того, пояснил, что 11.03.2021 года МУ «Администрация МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В настоящее время в помещениях магазина выполняется внутренняя отделка.

Заинтересованное лицо ФИО3, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменных возражениях на административный иск указала, что с иском она не согласна, установление санитарно-защитной зоны не требуется проектная документация соответствует заданию на проектирование, выданным техническим условиям, требованиям действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил и других документов, содержащих установленные требования. Проектная документация не требует проведения в отношении нее экспертизы. Рассуждения о количестве людей, приведенные административным истцом в своем заявлении являются несостоятельными, поскольку такого рода расчеты и оценка корректности максимальной вместимости помещения могут быть даны только экспертом, коим административный истец не является. На территории прилегающей к зданию проектируются парковки на 2 машиноместа в соответствии с проектной документацией, соответственно, требования по количеству парковочных мест соблюдены. В дополнении к запроектированным парковочным местам на земельном участке организован паркинг общей вместимостью 10 машин, 3 из которых- места для инвалидов.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (статьи 226, 227 КАС РФ).

Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам.

Установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: *** 1279+/-25 кв.м, кадастровый номер ***, земли населенных пунктов, магазины общей площадью до 100 кв.м; сооружение расположенное по адресу: ***, кадастровый номер: *** хозяйственная постройка, вспомогательное; здание расположенное по адресу: ***, 98,5 кв.м, нежилое, магазин, кадастровый номер: ***, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31.07.2020 г. (т. 1 л.д. 206-228).

Указанное недвижимое имущество приобретено ФИО3 на основании договора купли – продажи от 08.07.2019 года.

Административный истец ФИО2 является одним из собственников ***, расположенного в непосредственной близости от земельного участка, на котором осуществляется реконструкция здания магазина.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 18.12.2014 года № 210-ФЗ (в ред. от 22.11.2019 №131-ЗО) «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01.01.2015 года до 31.12.2020 года полномочия по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории МО «Цильнинский район» Ульяновской области осуществляло Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

С 01.01.20212 года Законом Ульяновской области от 02.10.2020 № 113-ЗО «О внесении изменений в статью 2 Закона Ульяновской области «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» указанные полномочия перераспределены и возвращены нас регионального на муниципальный уровень.

Порядок выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства установлен статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Цильнинское городское поселение» ***, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Цильнинское городское поселение» от 28.06.2011 № 14, земельный участок в *** расположен в территориальной зоне Ж1Б- зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы.

Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж1Б установлено, что магазины общей площадью до 100 кв.м. отнесены к основным видам разрешенного использования земельных участков, магазины общей площадью более 100 кв.м. отнесены к условно разрешенным видам использования земельных участков.

Соответственно, для получения разрешения на строительство магазина площадью более 100 кв.м. застройщику необходимо получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 18.12.2014 № 210-ЗО (в ред. 22.11.2019 № 131-ЗО) с 01.01.2015 до 31.12.2020 полномочия по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования на территории МО «Цильнинский район» Ульяновской области также осуществляло Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 01.10.2020 года №2080-од ФИО3 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** в р.п. Цильна Цильнинского района Ульяновской области.

11.11.2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО3 выдано разрешение на строительство ***.

Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29.12.2020 года (дело № 2а-3- 558/2020) разрешен административный иск ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным распоряжения исполняющего обязанности директора Департамента архитектуры и градостроительства Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 01.10.2020 года № 2080-од о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** в ***, которым указанное распоряжение признано незаконным.

Названное решение Ульяновского районного суда Ульяновской области являлось предметом апелляционного рассмотрения, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30.03.2021 года оставлено без изменения, следовательно, вступило в законную силу.

Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен перечень документов, которые обязан предоставить застройщик в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в целях получения разрешения на строительство объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта РФ отказывает в выдаче разрешения на строительство:

при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ;

при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, уполномоченный орган при выдаче разрешения на строительство обязан проверить проектное решение на соответствие допустимому виду разрешенного использования земельного участка на дату выдачи разрешения на строительство, что вытекает из положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

С учетом вышеизложенного, признание незаконным разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка фактически влечет признание незаконным разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах, административный иск ФИО2 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным разрешения на строительство, удовлетворить.

Признать незаконным разрешение на строительство от 11.11.2020 года ***, выданное Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА

Решение принято в окончательной форме 09 апреля 2021 года