Дело №2а-3-182/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пгт. Килемары 27 июня 2018 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лавровой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Сусловой О.Б.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Килемарского района Республики Марий Эл Ковакина А.И., действующего на основании служебного удостоверения ТО №202781 от 29 ноября 2017 года, доверенности от 01 декабря 2017 года,
административного ответчика - главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение» председателя Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл ФИО1,
заинтересованного лица – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Юксарское сельское поселение», неопределенного круга лиц к главе муниципального образования «Юксарское сельское поселение» председателю Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл ФИО1 о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, о возложении обязанности расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2,
у с т а н о в и л :
прокурор Килемарского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Юксарское сельское поселение», неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к главе муниципального образования «Юксарское сельское поселение» председателю Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение» в части непринятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, и возложении обязанности на Собрание депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» в лице председателя ФИО1 на основании п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2
В обоснование заявленных требований прокурором указано следующее.
Прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение», было установлено, что глава администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 14 октября 2016 года заключил договор на обеспечение топливными дровами смешанных пород для администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» на отопительный сезон 2016-2017 г.г. с Б.М.А., являющейся его супругой. 04 ноября 2016 года ФИО2, как глава администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» заключил договор на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети (муниципальных автомобильных дорог) муниципального образования «Юксарское сельское поселение», также со своей супругой Б.М.А.. В 2016 году ФИО2, являясь муниципальным служащим, в нарушение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не предпринял мер по недопущению возникновения конфликта интересов и его урегулированию. 13 марта 2018 года прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл в адрес главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение» внесено представление об устранении нарушения законодательства. Решением Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» от 28 мая 2018 года главе администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Указанная позиция собрания является неправомерной, главой муниципального образования «Юксарское сельское поселение» в лице председателя ФИО1 не приняты меры к устранению указанных нарушений антикоррупционного законодательства, не расторгнут контракт с ФИО2
На судебном заседании помощник прокурора Ковакин А.И. доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить административное исковое заявление.
Административный ответчик глава муниципального образования «Юксарское сельское поселение», председатель Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 административный иск не признала, суду пояснила, что ФИО2 в 2016 году обращался к ней в устной форме, сообщив о намерении заключить договор на обеспечение топливными дровами смешанных пород для администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» на отопительный сезон 2016-2017 г.г. и договор на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети с Б.М.А., которая является его супругой. Она дала согласие на заключение указанных договоров, не предполагала, что может возникнуть конфликт интересов. Каких-либо мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов ей не предпринималось. 28 мая 2018 года Собранием депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» было рассмотрено представление прокуратуры Килемарского района Республики Марий Эл, и с учетом решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов от 13 апреля 2018 года, учитывая, малозначительность допущенного главой администрации ФИО2 нарушения, истечение сроков давности, отсутствие каких-либо негативных последствий, а также прежние заслуги в муниципальной службе, ФИО2 был объявлен выговор. Комиссия посчитала, что с момента заключения договоров в 2016 году, сроки давности, на момент проведения проверки прокуратурой в 2018 году, уже истекли. Денежные средства по договору от 04 ноября 2016 года были перечислены Б.М.А. 26 декабря 2017 года в размере 7137,60 руб. и 16 февраля 2018 года в размере 13683 руб. Оплата по договору от 14 октября 2016 года до настоящего времени не произведена.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании, возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснил, что является муниципальным служащим, действующим от имени Юксарского сельского поселения, выполняет организационно-распорядительные функции. Признал факт заключения 14 октября 2016 года договора на обеспечение топливными дровами смешанных пород для администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» на отопительный сезон 2016-2017 г.г., и договора от 04 ноября 2016 года на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети (муниципальных автомобильных дорог) муниципального образования «Юксарское сельское поселение» со своей супругой Б.М.А., которая до ноября 2017 года являлась индивидуальным предпринимателем. В качестве мотива заключения договора на обеспечение топливными дровами явилось отсутствие вывозки в 2016 году близлежащими предприятиями, в частности ИП А.А.Н., а также отсутствие финансирования. Кроме того, ООО «***», которое расположено в <адрес>, и занимается поставкой топливных дров, не обслуживает Юксарское сельское поселение, да и сумма за 1 кубический метр дров у общества в 2016 году составляла 650 руб., в связи с чем, он вынужден был брать дрова у своей супруги ИП Б.М.А., по стоимости 500 руб. за 1 кубический метр дров. Согласно справки Медведевского филиала АО «Марий Эл Дорстрой» стоимость 1 м/ч трактора Т-150 в 2016 году составила 1587,74 руб., а затраты по договору с Б.М.А. 1100 руб. Оплата по договору от 04 ноября 2016 года в сумме 7137,60 руб. и 13683 руб. была произведена Б.М.А., как частному лицу. По договору от 14 октября 2016 года сумма не оплачена, что подтверждается бухгалтерской справкой от 25 июня 2018 года. В судебном заседании ФИО2 подтвердил, что денежные средства, полученные Б.М.А., пошли в общий семейный бюджет. В своих действиях он не видит никаких нарушений антикоррупционного законодательства, поскольку должен был исполнять свои должностные обязанности, между тем указал, что должен соблюдать как муниципальный служащий ограничения и запреты, предусмотренные законодательством. Пояснения ФИО2 изложены в письменной форме и приобщены к материалам административного дела.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно положениям ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) местной администрацией руководит глава местной администрации (часть 1). При этом главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2).
Согласно Закону Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» (далее - Закон Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года № 25-З) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ).
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ глава местной администрации отнесен к муниципальным служащим.
Судом установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№ депутат муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1, избрана на должность главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение», председателя Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение».
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по результатам конкурса на замещение должности главы администрации ФИО2 назначен на должность главы местной администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение». 28 октября 2014 года с ФИО2 заключен контракт главой муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 По условиям контракта с 28 октября 2014 года ФИО2 приступил к обязанностям; контракт заключен на срок 5 лет.
Пунктами 4.3., 4.3.1 контракта от 28 октября 2014 года предусмотрено, что глава муниципального образования обязан не вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность главы администрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.
Должность главы администрации сельского поселения включена в Реестр должностей муниципальной службы в Республике Марий Эл и относится к высшей должности муниципальной службы.
В соответствии с п.п. 13, 14, 15 Положения об администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» условия контракта для главы администрации утверждаются Собранием депутатов поселения в соответствии с Уставом поселения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и действующим законодательством. Глава администрации организует и обеспечивает реализацию полномочий по вопросам местного значения поселения. Для исполнения возложенных на него обязанностей глава администрации, в том числе заключает в пределах своей компетенции договоры.
Пунктом 7 статьи 31, пунктом 8.1 статьи 33 Устава муниципального образования «Юксарское сельское поселение» предусмотрено, что глава муниципального образования, глава администрации должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение», утвержденный постановлением администрации Юксарского сельского поселения от 27 мая 2011 года № 8а предусматривает, что муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по предупреждению коррупции и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия. Нарушение муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в соответствии с постановлением администрации Килемарского муниципального района от 13 августа 2010 года № 373 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к муниципальному служащему мер юридической ответственности.
Так, в должностные обязанности главы администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» входит, в том числе заключение от имени администрации поселения договоров в пределах своей компетенции, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабдение населения, водоотведения, снабжения населения топливом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, 14 октября 2016 года главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 был заключен договор на обеспечение топливными дровами смешанных пород для администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» на отопительный сезон 2016-2017 г.г. с ИП Б.М.А., являющейся его супругой.
4 ноября 2016 года глава администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 заключил договор на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети (муниципальных автомобильных дорог) муниципального образования «Юксарское сельское поселение» также с ИП Б.М.А., своей супругой.
В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом ФИО2 факт заключения, и подписания указанных выше договоров не оспаривался.
Из расчета себестоимости 1 м/ч эксплуатации трактора Т-150К, составленного ИП Б.М.А., являющегося приложением к договору от 4 ноября 2016 года и утвержденного главой администрации ФИО2 4 ноября 2016 года, следует, что сумма прямых затрат трактора Т-150К, с учетом накладных расходов составила 1156,70 руб.
Согласно справке о наличии тракторов Т-150К в Юксарском и Ардинском сельских поселениях, трактор Т-150К, 1988 года выпуска, государственный № зарегистрирован с 25 ноября 2011 года за Е.М.П.
ФИО2 в судебном заседании пояснил, что договор гражданско-правового характера на использование указанного выше трактора, с Е.М.П. не заключался, поскольку он не являлся индивидуальным предпринимателем. Трактор Т-150К был взят у Е.М.П. для выполнения работ по содержанию улично-дорожной сети по договору от 4 ноября 2016 года. Денежные средства за использование трактора были оплачены им Е.М.П. за счет собственных средств. Договор с Медведевским филиалом АО «Марий Эл Дорстрой» для очистки дорог не был заключен по причине того, что данная организация занимается очисткой дорог республиканского значения с твердым покрытием.
Из бухгалтерской справки от 25 июня 2018 года, представленной в судебном заседании ФИО2, установлено, что администрация муниципального образования «Юксарское сельское поселение» заключила договор на содержание улично-дорожной сети с ИП Б.М.А. от 4 ноября 2016 года, оплата по данному договору была произведена по заявлению, на частное лицо Б.М.А., 26 декабря 2017 года в размере 7137,60 руб., 16 февраля 2018 года в размере 13683 руб. Также был заключен договор на обеспечение топливными дровами смешанных пород для администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» от 14 октября 2016 года на сумму 10000 руб., оплата по данному договору не совершалась.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27 июня 2018 года, Б.М.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19 февраля 2001 года, прекратила свою деятельность 6 декабря 2017 года.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 подтвердил, что денежные средства, полученные его супругой Б.М.А. по результатам выполненных работ по договору от 4 ноября 2016 года, были ей переданы из бюджета поселения и пошли в общий семейный бюджет. На момент совершения сделок ФИО2 и Б.М.А. состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается выпиской из записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени брак не расторгнут, семейные отношения сохраняются.
Доводы заинтересованного лица ФИО2 о том, что денежные средства по указанному договору его супруга Б.М.А. получила как частное лицо и на момент получения денег она уже не являлась индивидуальным предпринимателем, подлежат отклонению, поскольку обязательства по договору от 4 ноября 2016 года сторонами были исполнены. Прекращение у Б.М.А. статуса индивидуального предпринимателя не исключает в данной ситуации конфликта интересов.
Невыплата Б.М.А. денежных средств по договору от 14 октября 2016 года не может рассматриваться в качестве обстоятельства по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
До настоящего времени, в установленном законном порядке указанные договоры не оспорены, незаключенными не признаны, денежные средства полученные по договору от 4 ноября 2016 года в бюджет поселения не возвращены.
Под конфликтом интересов в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом под личной заинтересованностью согласно ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 названной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с положениями ст. 11 названного федерального закона лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ.
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
За период 2016-2017 г.г. в Собрание депутатов Юксарского сельского поселения уведомлений от должностных лиц муниципального образования «Юксарское сельское поселение» о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не поступало, что подтверждается ответом от 8 февраля 2018 года № 2.
Из ответа администрации Килемарского муниципального района от 6 февраля 2018 года № 01-20/393 следует, что за период 2016-2017 г.г. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, поступали два заявления: от ведущего специалиста отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации *** муниципального района Ч.Т.П. о приобретении земельного участка в собственность и А.Н.И., главы администрации *** сельского поселения также о приобретении земельного участка в собственность. В обоих случаях комиссией приняты решения об отсутствии возникновения конфликта интересов.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 в нарушение требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» и п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», не уведомлял в письменной форме представителя нанимателя – главу муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению.
Между тем, ФИО2 в устной форме проинформировал главу муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 о намерении заключить договоры со своей супругой Б.М.А., и глава муниципального образования, зная о наличии конфликтно опасной ситуации, в нарушение требований указанных федеральных законов, не разъяснила ФИО2 правовых последствий непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не запретила ФИО2 совершить действия, связанные с заключением договоров, то есть своим бездействием способствовала реальному возникновению и развитию конфликта интересов.
Изложенные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком и заинтересованным лицом в судебном заседании.
Более того, после заключения договоров 14 октября 2016 года и 4 ноября 2016 года, глава муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1, как наниматель (работодатель) в соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, не приняла радикальных мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, в частности: не изменила служебное положение ФИО2, не приняла меры по его отводу, не разъяснила его право о самоотводе, не отстранила его от исполнения служебных обязанностей.
Согласно представления от 13 апреля 2018 года, вынесенного по результатам проведения прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл проверки исполнения администрацией муниципального образования «Юксарское сельское поселение» требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе, установлено недобросовестное отношение к исполнению своих должностных обязанностей главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2, являющимся ответственным за организационно-распорядительные действия администрации, а также отсутствие должного контроля в сфере противодействия коррупционным проявлениям, в том числе по возникающему или возникшему конфликту интересов, со стороны главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1. В представлении прокурором предъявлены требования о расторжении с главой администрации МО «Юксарское сельское поселение» ФИО2 контракта на основании п. 7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, на основании Указа Главы Республики Марий Эл от 06 июня 2012 года, утвержден Порядок образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Основной задачей комиссии является содействие органам местного самоуправления в Республике Марий Эл в обеспечении соблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения или обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, другими федеральными законами, законами Республики Марий Эл, муниципальными правовыми актами, в осуществлении в органе местного самоуправления мер по предупреждению коррупции.
13 апреля 2018 года на заседании, Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, рассматривая представление прокуратуры района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, пришла к выводу о недобросовестном отношении к исполнению своих должностных обязанностей главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2, учитывая длительный характер противоправных действий и их очевидность, на основании п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 подлежит расторжению в связи с утратой доверия.
Между тем, учитывая малозначительность допущенного главой администрации ФИО2 нарушения, истечение сроков давности, отсутствие каких-либо негативных последствий, а также прежние заслуги в муниципальной службе Комиссия предложила Собранию депутатов объявить выговор главе администрации Юксарского сельского поселения.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Юксарскоое сельское поселение» от 28 мая 2018 года № 132, главе администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 объявлен выговор.
Оценивая законность принятого Комиссией решения, суд принимает его как доказательство недостаточности принятых мер к главе администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2, поскольку применение к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора не обеспечило точное исполнение требований закона, поскольку неисполнение обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, не принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, влечет за собой последствия, предусмотренные ч.6 ст.11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и п.7.1 ч. 1 ст.81 ТК РФ в виде увольнения.
Более того, выводы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а также доводы административного ответчика, относительно истечения сроков давности совершения ФИО2 противоправных действий, противоречат действующему законодательству, поскольку Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции срок давности привлечения к административной ответственности составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с пп. «е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Между тем, как указывалось выше, наличие неурегулированного конфликта интересов у муниципального служащего влечет обязанность руководителя данного муниципального служащего урегулировать данный конфликт, то есть принять исчерпывающие меры для исключения возможности злоупотреблений со стороны муниципального служащего и возникновения аналогичного конфликта в будущем.
Однако, данная обязанность главой муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 выполнена не была, контракт с ФИО2 не расторгнут, следовательно, суд приходит к выводу, что со стороны главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 было допущено незаконное бездействие в части непринятия достаточных мер для урегулирования конфликта интересов у главы администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Выявленные прокуратурой в ходе проведенной проверки нарушения главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 ограничений, обязанностей и запретов, соблюдение которых предусмотрено действующим законодательством при прохождении муниципальной службы, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия ФИО2 дают основания для его увольнения на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия.
В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам; вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Учитывая заявление административного истца, отсутствие прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории, длительный характер противоправных действий главы администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2, в целях пресечения совершения ФИО2 коррупционных действий, которыми он может нанести значительный ущерб интересам государству, муниципальному образованию, исключения возможности в будущем со стороны муниципального служащего возникновения конфликта интересов, суд полагает возможным удовлетворить требование административного истца и решение в части возложения обязанности на Собрание депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл в лице председателя ФИО1 на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 в связи с утратой доверия, обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.188, 227,228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Юксарское сельское поселение», неопределенного круга лиц к главе муниципального образования «Юксарское сельское поселение» председателю Собрания депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл ФИО1 о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов, о возложении обязанности расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО1 в части непринятия мер по противодействию коррупции и урегулированию конфликта интересов.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл в лице председателя ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 в связи с утратой доверия.
Решение в части возложения обязанности на Собрание депутатов муниципального образования «Юксарское сельское поселение» Республики Марий Эл в лице председателя ФИО1 на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторгнуть контракт с главой администрации муниципального образования «Юксарское сельское поселение» ФИО2 в связи с утратой доверия, подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пгт.Килемары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 02 июля 2018 года.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл Е.В. Лаврова