ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-18/2022 от 02.02.2022 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-3-18/2022

13RS0015-03-2021-000538-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Старое Шайгово 02 февраля 2022 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Симонова В.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Старошайговского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на странице сайта с электронным адресом: https://www.glavbukh.ru/forum/printthread.php?t=57446&pp=40, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Старошайговского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Старошайговского района Республики Мордовия проведен мониторинг интернет-сайтов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации и выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом <адрес> для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о способах противоправного использования материнского (семейного) капитала. Данный сайт содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения. Содержится информация о способах получения средств материнского (семейного) капитала, вопреки предусмотренного законом порядка, в то время как закон строго регламентирует способы его использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», - распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента) утверждена реализация приоритетного национального проекта «Демография».

Паспорт приоритетного национального проекта «Демография», разработанный Минтрудом России во исполнение Указа Президента, включает в себя ряд федеральных проектов, в том числе «Финансовая поддержка семей при рождении детей», в рамках которого производится действие программы материнского (семейного) капитала для выдачи семьям соответствующих сертификатов.

Со ссылкой на положения ст. 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 6, 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», статьи 10, 15 Закона № 149-ФЗ административный истец просит суд признать информационные материалы, содержащие сведения, побуждающие к криминальному поведению, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <адрес> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации; - копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, для включения указателя сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Дело было назначено к рассмотрению на 29 декабря 2021 г., но лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроиз¬водства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Поскольку явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной и не признана судом обязательной, суд считает воз¬можным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно материалам дела в результате проведенного прокуратурой Старошайговского района Республики Мордовия мониторинга интернет - ресурсов 21 декабря 2021 года выявлено, что пользователям предоставляется свободный доступ в сети «Интернет» к сайту <адрес>, где размещена информация о способах противоправного использования материнского (семейного) капитала.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных, законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента) утверждена реализация приоритетного национального проекта «Демография».

Паспорт приоритетного национального проекта «Демография», разработанный Минтрудом России во исполнение Указа Президента, включает в себя ряд федеральных проектов, в том числе «Финансовая поддержка семей при рождении детей», в рамках которого производится действие программы материнского (семейного) капитала для выдачи семьям соответствующих сертификатов.

На основании ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 74.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования па предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Продажа сертификата материнского (семейного) капитала, его обналичивание законом не предусмотрено.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат (ч. 1 ст. 159.2 УК РФ).

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Статьей 10 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 15.1 вышеуказанного закона предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распро¬странение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая авто¬матизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распро-странение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228.

На момент рассмотрения дела указатель страницы сайта с адресом <адрес>, на котором размещена вышеука¬занная информация, в едином реестре отсутствует (<адрес>).

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной.

На основании вышеизложенного суд считает, что заявленные требования прокурора Старошайговского района Республики Мордовия о признании информационных материалов, содержащих информацию о способах противоправного использования материнского (семейного) капитала и побуждающих к криминальному поведению, размещенных на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <адрес> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

В силу части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административное исковое заявление прокурора Старошайговского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Признать информационные материалы, содержащие информацию о способах противоправного использования материнского (семейного) капитала, побуждающие к криминальному поведению, размещенные на сайте в сети «Интернет» с URL – адресом <адрес> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, для включения указателя сайта в сети «Интернет» <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.Ю. Симонов