Дело № 2а-3-277/2021
13RS0015-03-2021-000357-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Старое Шайгово
Старошайговского муниципального района
Республики Мордовия 03 декабря 2021 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Антоновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Лариной Т.В.,
с участием в деле:
административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налого-вой службы №1 по Республике Мордовия, представителей по доверенности ФИО1, ФИО2,
административного ответчика – ФИО3, ее пред-ставителя по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по ад-министративному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия к ФИО3 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 г., 2018 г. и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия (далее по тексту Межрайонная ИФНС №1 по Республике Мор-довия, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 (после уточнения требовнаий) о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 г. в сумме 2 765,00 руб., пени в размере 74,70 руб., за 2018 г. в сумме 2 755,00 руб., пени в размере 42,10 руб.
Мотивируя требования, истец, в т.ч. в объеме уточнения, указал, что ФИО3 является правообладателем земельных участков:
- кадастровый №, площадью 4400 кв.м., располо-женный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 06 июля 2005 г., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства;
- кадастровый №, площадью 336000, расположенный по адресу: <адрес>; дата регистра-ции права 03 июля 2017 г., вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- кадастровый №, площадью 12387299, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права 25 июня 1994 г., дата утраты права 05 июля 2017 г., вид разрешенного использования: для сельскохозяй-ственного производства.
ФИО3 истцом направлялось почтой заказным письмом налоговое уведомление № 42985617 от 28 августа 2018 г., с исчислением земельного налога за 2017 г. в сумме 2 765,00 руб. Срок уплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации – не позднее 03 декабря 2018 г. Неуплата налога повлекло начисление пени.
ФИО3 истцом направлялось почтой заказным письмом налоговое уведомление № 21652907 от 15 августа 2019 г., с исчислением земельного налога за 2018 г. в сумме 2 755,00 руб. Срок уплаты в соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации – не позднее 02 декабря 2019 г. Неуплата налога повлекло начисление пени.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 08 июня 2020 г. с ФИО3 взыскана задолженность по земельному налогу за 2017 г., 2018 г. в размере 5 520,00 руб. и пени в сумме 116,80 руб. Определением мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 09 апреля 2021 г. указанный судебный приказ отменен ввиду поступивших возражений ФИО3
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в заявлении просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, поддержав требования в полном объеме.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена своевременно и надле-жаще. В представленных письменных возражениях просила отказать во взыс-кании земельного налога, пени, так как земельным участком не пользовалась до 2019 г., земля обрабатывалась СПХ Шуварский, с 2016 г. АО «Птицефабрика «Чамзинская», затем ООО «Магма ХД». Указанные доводы поддержала ее представитель ФИО4
Согласно статье 45 Кодекса административного судопроизводства Россий-ской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, равно как и исполнять процессуальные обязанности, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в от-сутствие не явившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного от-ветчика, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизвод-ства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной поря-док взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположен-ные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр не-движимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различ-ные налоговые ставки. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (части 1, 2, 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (статья 292 НК Российской Федерации).
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и ис-пользуемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также «дачное» хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Шуварского сельского совета депутатов Старошайговского рай-она Республики Мордовия от 08 ноября 2005 г. № 3 «Об установлении земельного налога» в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельско-хозяйственного назначения, а также приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также «дачное» хозяйства установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответ-ствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 396 НК Российской Федерации. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (статья 396 НК Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, выписок из Единого государственного ре-естра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости, о переходе прав на объект, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в спорный период являлась собственником земельных участков (объектов налогообложения):
- кадастровый №, площадью 11117292 кв.м., располо-женный по адресу: <адрес> вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, дата регистрации права 20 февраля 2015 г., дата прекращения права 05 июля 2017 г (доля в праве 1/322);
- кадастровый №, площадью 4400 кв.м., располо-женный по адресу: <адрес> вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, дата регистрации права 07 декабря 2016 г. (номер государственной регистрации права 13-13/001-13/001/038/2016-1057/1);
- кадастровый №, площадью 336000, расположен-ный по адресу: <адрес>; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, общая долевая собственность – 2/3 доли в праве; дата регистрации права 03 июля 2017 г. (номер государственной регистрации права 13:18:0226003:304-13/001/ 2017-2).В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговое уведомление № 42985617 от 28 августа 2018 г. с расчетом зе-мельного налога за 2017 г. по трем указанным земельным участкам в сумме 2765,00 руб. (после уменьшения налоговой базы на основании подпункта 2 пункта 5, пункта 6.1 статьи 391 НК Российской Федерации), с указанием на срок оплаты не позднее 03 декабря 2018 г. направлено налоговым органом ФИО3 заказным письмом Почтой России 20 сентября 2018 г. (идентификатор №), получено адресатом 28 сентября 2018 г.
Налоговое уведомление № 21652907 от 15 августа 2019 г. с расчетом зе-мельного налога за 2018 г. по двум находящимся в налоговый период в соб-ственности земельным участкам в сумме 2 755,00 руб. (после уменьшения налоговой базы на основании подпункта 2 пункта 5, пункта 6.1 статьи 391 НК Российской Федерации), с указанием на срок оплаты не позднее 02 декабря 2019 г. направлено налоговым органом заказным письмом ФИО3 Почтой России 22 августа 2019 г. (идентификатор №), получено адресатом 26 августа 2019 г.
В установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок налоги, исчисленные в соответствии с расчетом приведенном в налоговом уведомлении, должником уплачены не были. В связи с этим Инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК Российской Федерации исчислены пени.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование № 5728 от 19 марта 2019 г. об уплате земельного налога за 2017 г. и пени до 07 мая 2019 г. направлено налоговым органом заказным пись-мом ФИО3 Почтой России 21 марта 2019 г. (идентификатор №), получено адресатом 22 марта 2019 г.
Требование № 5899 от 14 февраля 2020 г. об уплате земельного налога за 2018 г. и пени до 24 марта 2020 г. направлено налоговым органом заказанным письмом ФИО3 Почтой России 21 февраля 2020 г. (идентификатор №), получено адресатом 26 февраля 2020 г.
Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа, до настоящего времени не оплатил в бюджет сумму задолженности (сведения Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Мордовия от 26 ноября 2021 г.).
Межрайонной ИФНС №1 по Республике Мордовия в соответствии со ста-тьей 48 НК Российской Федерации 08 июня 2020 г. направлено заявление ми-ровому судье судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия о выдаче судебного приказа.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 08 июня 2020 г. с ФИО3 взыскана задолженность по земельному налогу за 2017 г., 2018 г. в размере 5 520,00 руб. и пени в сумме 116,80 руб. (дело № 2а-121/2020). Определением мирового судьи судебного участка Старошайговского района Республики Мордовия от 09 апреля 2021 г. указанный судебный приказ отменен ввиду поступивших возражений ФИО3
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судо-производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 НК Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 3.1 статьи 1 КАС Российской Федерации заявления о вынесе-нии судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 11.1 КАС Российской Федерации. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 123.7 КАС Российской Федерации).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым орга-ном (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 287, часть 2 статьи 286 КАС Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 НК Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 КАС Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Межрайонная ИФНС №1 по Республике Мордовия обратилась в суд с настоящим иском 27 сентября 2021 г. в течение шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа от 09 апреля 2021 г., то есть в пределах установленного срока.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных пла-тежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требова-нием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
В настоящем деле административные исковые требования заявлены надлежащим истцом, подтверждены материалами дела, расчет взыскиваемой суммы соответствует требованиям налогового законодательства, в т.ч. с учетом уменьшения налоговой базы на основании подпункта 2 пункта 5, пункта 6.1 статьи 391 НК Российской Федерации, арифметически верен, ответчиком не оспорен.
Возражения административного ответчика о том, что земельные участки им фактически не используются, приняты во внимание быть не могут в связи со следующим:
в соответствии с частью 1 статьи 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Освобождение от обязанности по уплате земельного налога в связи с его использованием третьими лицами налоговым законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ФИО3 в пользу межрайонной инспекции Федеральной налого-вой службы России №1 по Республике Мордовия задолженность по земельному налогу за 2017 г. в сумме 2 765,00 руб., пени в размере 74,70 руб., за 2018 г. в сумме 2 755,00 руб., пени в размере 42,10 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Межрайонной ин-спекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Мордовия к ФИО3 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2017 г., 2018 г. и пени.
Взыскать с ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу межрайонной инспекции Феде-ральной налоговой службы России №1 по Республике Мордовия задолженность по земельному налогу за 2017 г. в сумме 2 765,00 руб., за 2018 г. в сумме 2 755,00 руб. (получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия), расчетный счет № <***> в Отделении Банка России – Национальном банке по Республике Мордовия, БИК 048952001, КБК 18210606043101000110, ОКАТО 89646481).
Взыскать с ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Республике Мордовия пени за несвоевременную оплату земельного налога за 2017 г., 2018 г. в сумме 116,80 руб. (получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия), расчетный счет № <***> в Отделении Банка России – Национальном банке по Республике Мордовия, БИК 048952001, КБК 18210606043102100110, ОКАТО 89646481).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде.
Судья А.В. Антонова
Мотивированное решение составлено 03 декабря 2021 г.
1версия для печатиДело № 2а-3-277/2021 ~ М-3-235/2021 (Решение)