УИД 40RS0011-03-2023-000301-50
Дело № 2а-3-296/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Перемышль 17 июля 2023 года
Козельский районный суд Калужской области в составе
председательствующего- судьи Алексеевой О.В.,
при секретаре Кравец Л.А.,
с участием административного истца прокурора <адрес>Павлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в постоянном судебном присутствии в селе Перемышль Перемышльского района Калужской области
административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Деревня Сильково» о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи памятника героям-землякам в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился в Козельский районный суд Калужской области с иском, в котором просит обязать администрацию сельского поселения «Деревня Сильково» обратиться в Управление Росреестра по Калужской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи- памятника героям-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, расположенного в <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства в сфере муниципальной собственности, было установлено, что в <адрес> расположен памятник героям-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, муниципальная, государственная или иная форма собственности на который не оформлена, является бесхозным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют. Поскольку лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания имущества муниципального образования в силу действующего законодательства является орган местного самоуправления, прокурор обращается в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Павлов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчик администрация сельского поселения «Деревня Сильково» просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве по существу иска указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Суд счел возможным в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав прокурора Павлова А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года №80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации- на памятники регионального значения и местных бюджетов- на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
В Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.
Одним из основополагающих принципов расходования бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации является эффективность расходования средств и целевой характер их расходования. Органы местного самоуправления не вправе расходовать средства местного бюджета на объекты имущества, не принадлежащее им на каком-либо вещном праве.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, регулирующие принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пунктам 3 и 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Как установлено судом, проведенной прокуратурой района проверкой в <адрес> был выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества- памятник героям-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Данный объект находится на территории сельского поселения «Деревня Сильково», входящего в состав муниципального района «Перемышльский район».
Из сообщения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях за № от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения министерства экономического развития Калужской области за № от ДД.ММ.ГГГГ и администрации муниципального района «Перемышльский район» за № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект недвижимого имущества- памятник героям-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, расположенный в <адрес>, в реестре федерального имущества, реестре государственной собственности Калужской области и реестре муниципального района «Перемышльский район» не значится.
Информации об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанный памятник в ЕГРН не имеется.
Из изложенного следует, что памятник героям-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, расположенный в <адрес>, имеет статус бесхозяйного, и орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Поскольку администрация сельского поселения «Деревня Сильково» на территории которой находится указанный памятник, мер к постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в соответствии с требованиями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимает, соответственно, не осуществляется надлежащий контроль за его состоянием, что затрудняет надлежащую эксплуатацию указанного объекта недвижимости и создает угрозу разрушения объекта увековечивания памяти павших в Великой Отечественной войне, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Деревня Сильково» (ИНН <данные изъяты>) о понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи памятника героям-землякам в <адрес> удовлетворить.
Возложить на администрацию сельского поселения «Деревня Сильково» обязанность обратиться в Управление Росреестра по Калужской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости- памятника героям-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, расположенного в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калужского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Козельский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие в селе Перемышль Перемышльского района Калужской области.
мотивированное решение суда
изготовлено 28 июля 2023 года
Председательствующий О. В. Алексеева