ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-365/2022УИД от 22.08.2022 Россошанского районного суда (Воронежская область)

ДЕЛО №2а-3-365/2022 УИД: 36RS0034-03-2022-000487-06

Строка 3.172

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Подгоренский 22 августа 2022 года

Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Морозова В.А.

при секретаре Пудовой О.В.

с участием прокурора Шафоростовой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Подгоренского района Воронежской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа - Управление Федеральной службы по Воронежской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Подгоренского района Воронежской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа - Управление Федеральной службы по Воронежской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование заявленных требований следующее. Прокуратурой Подгоренского района по поручению прокуратуры Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет ресурсов. Проведенным мониторингом в сети «Интернет» установлено, что на страницах сайтов с URL-адресами: размещены материалы о продаже фальшивых аккаунтов, предназначенных для использования каршеринга (краткосрочной аренды автомобилей). При этом вход на указанные интернет-ресурсы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц, а также сведениями о возможности приобретения чужих аккаунтов (учетных записей с персональными данными физических лиц (паспорт, права, фото) для использования автомобиля может любой Интернет-пользователь. Информация на указанных ресурсах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Лица, реализующие данные услуги на сайте не указаны, установить владельца сайта возможным не представилось. Свободный доступ к информации о покупке аккаунтов для каршеринга добросовестных водителей, зарегистрированных в системе влечет за собой возможность неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения лицами, не имеющими права на управление транспортными средствами и образует состав уголовно - наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ, а также ведет к совершению дорожно - транспортных происшествий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов, а также способствует совершению противоправных действий в форме подстрекательства к ним. В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В целях ограничения доступа к страницам сайтов с URL-адресами: , содержащую запрещенную информацию, необходимо внести данные указатели страницы сайта в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На момент проверки в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено, указанные Интернет-страницы отсутствуют. Распространение данной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения административного правонарушения с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и действующих законов.

В судебном заседании помощник прокурора Подгоренского района Воронежской области Шафоростова Е.В. административное исковое заявление поддержала и дала пояснения согласно описательной части решения суда.

Представитель административного ответчика Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа - Управление Федеральной службы по Воронежской области врио. руководителя ФИО1 обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие, указав в ходатайстве также на то, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа - Управление Федеральной службы по Воронежской области в соответствии с ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ привлекается к участию в деле о признании информации запрещенной в качестве заинтересованного лица (л.д. 23-24).

Суд, выслушав помощника прокурора Подгоренского района Воронежской области Шафоростову Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Подгоренского района по поручению прокуратуры Воронежской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» и интернет ресурсов. Проведенным мониторингом в сети «Интернет» установлено, что на страницах сайтов с URL-адресами: размещены материалы о продаже фальшивых аккаунтов, предназначенных для использования каршеринга (краткосрочной аренды автомобилей) (л.д. 07-09, 10, 11-14). При этом вход на указанные интернет-ресурсы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц, а также сведениями о возможности приобретения чужих аккаунтов (учетных записей с персональными данными физических лиц (паспорт, права, фото) для использования автомобиля может любой Интернет-пользователь. Информация на указанных ресурсах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Лица, реализующие данные услуги на сайте не указаны, установить владельца сайта возможным не представилось.

Свободный доступ к информации о покупке аккаунтов для каршеринга добросовестных водителей, зарегистрированных в системе влечет за собой возможность неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения лицами, не имеющими права на управление транспортными средствами и образует состав уголовно - наказуемого деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 166 УК РФ, а также ведет к совершению дорожно - транспортных происшествий, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов, а также способствует совершению противоправных действий в форме подстрекательства к ним.

В целях ограничения доступа к страницам сайтов с URL-адресами: содержащую запрещенную информацию, необходимо внести данные указатели страницы сайта в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На момент проверки в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено, указанные Интернет-страницы отсутствуют (л.д. 15, 16).

Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах сайтов с URL-адресами:

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Распространение данной информации нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения административного правонарушения с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и действующих законов, поэтому при указанных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора Подгоренского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд,

Решил:

Административное исковое заявление прокурора Подгоренского района Воронежской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа - Управление Федеральной службы по Воронежской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице территориального органа – Управление Федеральной службы по Воронежской области включить страницы сайта с URL-адресами: в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» для последующего ограничения доступа к указанной информации.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Морозов В.А.