Дело № 2а-3-469/2023 УИД 73RS0024-03-2023-000577-36 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Большое Нагаткино 05 декабря 2023 г. Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Антончева Д.Ю., при секретаре Абрамян Ж.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Анатолия Николаевича к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, УСТАНОВИЛ: Кузнецов А.Н. обратился в Ульяновский районный суд Ульяновской области к МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав. В обосновании иска указано, что 21 марта 2023 года административным истцом было подано заявление в МУ КУМИЗО МО «города Новоульяновск» Ульяновской области о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1484 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г Новоульяновск, с Криуши, ул. Карла Маркса и ул. Крупской, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Письмом от 12.07.2023 №73-ИОМСУ-23.01/2265исх Администрация МО Город Новоульяновск Ульяновской области отказало в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании части 3 п.16 ст. 11.10, а также п.п. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ. Считает данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Кузнецова А.Н. по следующим основаниям: право граждан на приобретение земельных участков в аренду для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, установлено пп 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. В соответствии с положениями ст. 39.18 ЗК РФ предварительное согласование предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является составной частью процедуры предоставления земельного участка в аренду. Таким образом оспариваемый отказ Ответчика нарушает право Кузнецова А.Н. на приобретение земельного участка. Просит признать незаконным отказ от 12.07.2023 №73-ИОМСУ-23.01/2265исх МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области в предварительном согласовании предоставления участка и утверждении схемы расположения земельного участка; обязать МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области предварительно согласовать предоставление участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка ***, 1484 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г Новоульяновск, с Криуши, ул. Карла Маркса и ул. Крупской, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Определением от 25.10.2023 в качестве заинтересованного лица привлечено МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области. В судебное заседание административный истец Кузнецов А.Н. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Представитель административного ответчика МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Бормутова О.П. в судебное заседание не явилась, в предоставленном отзыве на административное исковое заявление указала, что при ответе Кузнецову А.Н. основной причиной отказа в согласовании схемы указано на несоответствие схемы расположения земельного участка. КУМИЗО Администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области в ответе Кузнецову А.Н. не указывалось на запрет самостоятельного составления схемы для утверждения. Данная схема может быть составлена самостоятельно, но должна соответствовать требованиям ст. 11.10 ЗК РФ. Представленная схема Кузнецовым А.Н. не соответствовала требованиям законодательства. Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области признает, что представленные ответы в адрес истца требованиям законодательства не отвечают, каких- либо обоснованных выводов не содержат, в связи с чем не являются полными, соответственно, законными признаны быть не могут. Со своей стороны, Администрации МО «город Новоульяновск» Ульяновской области в части требования о признании незаконным ответа от 12.07.2023 г. № 73-ИОМСУ-23.01/2265исх. в предварительном согласовании предоставления участка и утверждении схемы расположения земельного участка, готова вернуться к повторному рассмотрению заявления Кузнецова А.Н. и предоставить обоснованный, полный ответ. Действительно, оспариваемое решение МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области носит неконкретный характер, не позволяющий административному истцу определить фактическое мнение уполномоченного органа и принять меры по устранению вероятных недостатков схемы расположения земельного участка. Изложенные выше обстоятельства являются основанием для повторного рассмотрения обращения Кузнецова А.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в строгом соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требования в части возложения на МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области обязанности по согласованию предоставления земельного участка в строгом соответствии с требованиями закона. Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принять органом при реализации его полномочий. Оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Кузнецова А.Н. не имеется. Представители заинтересованных лиц МУ КУМИЗО МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Так, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Как следует из материалов дела, 21.03.2023 Кузнецов А.Н. обратился в МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1484 кв.м на праве аренды на срок 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), без проведения торгов на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области 06.07.2023 дан ответ № 73-ИОМСУ-23.01/2265исх., из которого следует, что «администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, рассмотрев Ваше заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1484 кв.м на кадастровом плане территории ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, на основании п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации отказывает Вам в предварительном согласовании земельного участка. Частью 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по причине разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. Представленная к Вашему заявлению схема не соответствует требованиям законодательства. В ст. 11.10 ЗК РФ установлены требования к схеме расположения земельного участка. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 7 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред, от 06.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) возвращаем Вам заявление, в связи с несоответствием требованиям пункта 3 настоящей статьи. Вам необходимо направить заявление в соответствии ст. 39.29 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) с приложением необходимых документов для рассмотрения вопроса по существу». Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего. В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом. По смыслу п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Согласно п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Законом о порядке рассмотрения обращений граждан. Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного Закона. Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 указанного Закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи). Административный ответчик МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области в своем ответе на обращение не привел доводов со ссылкой на нормы действующего законодательства, препятствующих либо исключающих возможность предоставления административному истцу земельного участка, не указаны причины отказа согласования земельного участка, согласования схемы. Основания, изложенные административным ответчиком на обращение административного истца, ответом по существу поставленного в обращении вопроса не является. В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Статьей 11.10 ЗК РФ установлены требования к схеме расположения земельного участка. Судом установлено, что реализуя предоставленные вышеприведенными требованиями земельного законодательства права, административный истец обратился с соответствующим заявлением к уполномоченному органу о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, из земель населенных пунктов ориентировочной площадью 1484 кв.м на праве аренды на срок 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), без проведения торгов на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. Однако, административным ответчиком МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не приведено оснований, изложенных в ст. 11.10 ЗК РФ, в соответствии с которыми Кузнецову А.Н. отказано в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, утверждения схемы. Указанные выше обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что административный ответчик в ходе рассмотрения административного дела не доказал законность принятого решения. При таких обстоятельствах, суд считает оспариваемое решение МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области № 73-ИОМСУ-23.01/2265исх незаконным, не соответствующее действующему законодательству. По смыслу главы 22 КАС РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый административным истцом способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела. Поскольку суд не вправе подменять собой органы исполнительной власти и своим решением предрешать результат рассмотрения органом исполнительной власти поданного в его адрес заявления, поскольку обратное приведет к противоречию с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МУ Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области обязанности возобновить работу по рассмотрению заявления Кузнецова А.Н., от 21.03.2023 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка ***, площадью 1484 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Карла Маркса и ул. Крупской, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Административные исковые требования Кузнецова Анатолия Николаевича к Администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области № 73-ИОМСУ-23.01/2265исх от 06.07.2023 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка ***, площадью 1484 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Карла Маркса и ул. Крупской, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Возложить на Администрацию МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области обязанность возобновить работу по рассмотрению заявления Кузнецова Анатолия Николаевича от 21.03.2023 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка ***, площадью 1484 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Новоульяновск, с. Криуши, ул. Карла Маркса и ул. Крупской, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Д.Ю. Антончев Решение суда в окончательной форме принято 15.12.2023. |