ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-48/2017 от 22.03.2017 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-3-48/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 марта 2017 года рабочий поселок Новые Бурасы

Саратовской области

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Никулиной И.В.,

при секретаре Бочкаревой Е.А.,

с участием помощника прокурора Новобурасского района Саратовской области Каунова В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным,

установил:

прокурор Новобурасского района Саратовской области обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что в феврале 2017 г. проведена проверка исполнения требований законодательства при перевозке детей автобусами в деятельности образовательных учреждений Новобурасского муниципального района Саратовской области. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения действующего законодательства при перевозке групп детей автобусами, а именно: на школьных автобусах МОУ «СОШ с.Гремячка», МОУ «СОШ №2 р.п.Новые Бурасы», МОУ «СОШ с.Тепловка» не установлены тахографы. Принимая во внимание, что учредителем образовательных учреждений является административный ответчик, на которого в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом Новобурасского муниципального района Саратовской области возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, просит признать незаконным бездействие администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области по непринятию мер к оснащению тахографами автобусов МОУ «СОШ с.Гремячка», МОУ «СОШ №2 р.п.Новые Бурасы», МОУ «СОШ с.Тепловка»; возложить на административного ответчика обязанность произвести установку тахографов на указанные автобусы образовательных организаций до 01.09.2017.

Помощник прокурора Каунов В.О. исковые требования поддержал по доводам, изложенными в административном иске.

Административный ответчик - администрация Новобурасского муниципального района Саратовской области извещен о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в отзыве на иск указывает, что установка тахографов на автобусы нецелесообразна в связи с износом машин. Администрацией в Министерство образования направлена письмо о выделении новых автобусов, заявка рассматривается. Просит определить срок для установки тахографов до 01.12.2017 года.

Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Как гласит ст.4 Федерального закона от 14.02.2009 года №22-ФЗ «О навигационной деятельности», в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, включающие в том числе и обязанность оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 года №213 установлено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 года №36 во исполнение указанного постановления утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.

В соответствии с вышеназванным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3).

Пункт 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 года №1177), для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден Приказом Минтранса России от 21.08.2013 года №273.

Согласно п. 3 указанного Порядка, оснащение тахографами транспортных средств - автобусов категорий M2 и M3, используемых для перевозки пассажиров, производится до 1 июля 2014 года.

Как установлено судом и подтверждается представленными материалами, образовательными учреждения Новобурасского района для перевозок учащихся используются автобусы различных марок. Все школьные автобусы оснащены системой ГЛОНАСС, тахографы установлены не на всех автобусах, а именно: тахографы отсутствуют на автобусах МОУ «СОШ с.Гремячка», МОУ «СОШ №2 р.п.Новые Бурасы», МОУ «СОШ с.Тепловка».

Согласно Уставу администрации Новобурасского муниципального района и уставам МОУ «СОШ с.Гремячка», МОУ «СОШ №2 р.п.Новые Бурасы», МОУ «СОШ с.Тепловка» учредителем образовательных учреждений является административный ответчик.

В связи с указанными нарушениям в адрес административного ответчика прокурором района было направлено представление, однако, выявленные нарушения устранены не в полном объеме.

Суд не может принять во внимание отзыв административного истца, в котором он ссылается на нецелесообразность установки тахографов на автобусы в связи с износом машин и направлением в Министерство образования заявки на новые автобусы, поскольку из представленных ответчиком материалов усматривается, что в Министерство образования направлена письмо о выделении новых автобусов, в том числе для МОУ «СОШ с.Гремячка» и МОУ «СОШ с.Тепловка». Однако, решение по заявке не принято, тогда как перевозка учащихся имеющимися автобусами не может быть приостановлена до принятия решения, ненадлежащее оснащение школьных автобусов ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся-детей, преподавателей и водителя. Срок до 01 декабря 2017 года, который ответчик просит для установки тахографов, суд также не может признать адекватным, по указанным выше основаниям.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Новобурасского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к оснащению тахографами автобусов общеобразовательных организациях (МОУ «СОШ с.Гремячка», МОУ «СОШ №2 р.п.Новые Бурасы», МОУ «СОШ с.Тепловка»).

Обязать администрацию Новобурасского муниципального района Саратовской области произвести установку тахографов на автобусы образовательных организаций общеобразовательных организациях (МОУ «СОШ с.Гремячка», МОУ «СОШ №2 р.п.Новые Бурасы», МОУ «СОШ с.Тепловка») в срок до 01 сентября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В.Никулина