ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-52/20 от 27.07.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-3-52/2020

64RS0004-03-2020-000159-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2020 года р.п. Духовницкое Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Кривошеина С.Н.,

при секретаре судебного заседания Чумаковой М.В.,

с участием помощника прокурора Духовницкого района Саратовской области Барулёва Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Духовницкого района Саратовской области к администрации Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,

установил:

прокурор Духовницкого района Саратовской области обратился в суд с иском к администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, обязании устранить нарушения экологического законодательства, а именно ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности органов местного самоуправления Духовницкого района выявлена свалка твердых бытовых коммунальных отходов (металлические банки, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки и другие коммунальные и не коммунальные отходы) на земельном участке, расположенном в 250 метрах от дома 1 по улице Советская в селе Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области. Указанные нарушения требований природоохранного законодательства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просит признать незаконным бездействие администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, обязать администрацию Духовницкого муниципального района Саратовской области устранить нарушения экологического законодательства, а именно ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 250 метрах от дома 1 по улице Советская в селе Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области до 27 июля 2020 года.

Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 15 июля 2020 года ненадлежащий ответчик – администрация Духовницкого муниципального района Саратовской области заменена надлежащим ответчиком администрацией Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области.

В судебном заседании помощник прокурора административные исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, указанным в иске.

Представитель административного ответчика – глава Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области ФИО1 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

В соответствии со статьей 150 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Пунктом 6 статьи 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются, в том числе, вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (части 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22).

Согласно пункту 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Из копии акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником прокурора Духовницкого района Саратовской области, следует, что выявлена свалка твердых бытовых коммунальных отходов (металлические банки, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки и другие коммунальные и некоммунальные отходы) на земельном участке, расположенном в 250 от дома 1 по улице Советская в селе Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области (л.д. 7-8) с приложением фотоснимков (л.д. 9-11).

Согласно пункту 19 статьи 3 Устава Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д. 24).

Административный ответчик не представил суду доказательства фактической ликвидации выявленной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на момент рассмотрения дела судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Духовницкого района Саратовской области к администрации Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, обязании устранить нарушения экологического законодательства, а именно ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.

С учётом обстоятельств дела суд считает необходимым установить административному ответчику срок для ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Ответчик – администрация Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Духовницкого района Саратовской области к администрации Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 250 метрах от дома 1 по улице Советская в селе Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области.

Обязать администрацию Дмитриевского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в 250 метрах от дома 1 по улице Советская в селе Дмитриевка Духовницкого района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области, расположенный в рабочем поселке Духовницкое Саратовской области.

Мотивированное решение составлено 28 июля 2020 года.

Судья