ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3-73/2022 от 22.04.2022 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-3-73/2022

13RS0015-03-2022-000109-06

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Старое Шайгово 22 апреля 2022 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Симонова В.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Старошайговского района Республики Мордовия в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии решения об установлении требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, а также о возложении обязанности принять решение,

установил:

и.о. прокурора Старошайговского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в необорудовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, а также о возложении обязанности установить и оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия указанного решения.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой Старошайговского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения администрацией Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в результате которой установлена неполнота нормативно правового регулирования данных правоотношений, в частности в нарушение пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых бытовых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 не принято решение об установлении требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебное заседание административный истец не явился, о дате месте, времени судебного заседания извещался надлежаще и своевременно, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель административного ответчика администрации Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия – глава Тришина В.М., своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явился, об отложении не ходатайствовал. Письменно просила рассмотреть дело в его отсутствие, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на отсутствие финансирования, для выполнения действий для оборудования площадок для накопления твердых отходов.

В силу положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), в соответствии с которыми неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку явка указанных лиц не была признана судом обязательной, то на основании части 2 статьи 140, части 7 статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства.

Исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования и.о. прокурора Старошайговского района Республики Мордовия подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе и случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него законно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, прокурор в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, выступает в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, в целях пресечения нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

К вопросам местного значения сельского поселения относится, кроме прочих, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, кроме прочих, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Решением Совета депутатов Старошайговского муниципального района от 30 апреля 2021 г. № 7 полномочия Старошайговского муниципального района в сфере участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых бытовых отходов по сельским поселениям передана сельским поселениям, в том числе и Богдановскому.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что администрацией Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия в нарушение пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых бытовых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 не принято решение в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающее требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Указанное привело к размещению контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на территории Богдановского сельского поселения с нарушением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии у сельского поселения денежных средств для выполнения переданных районом полномочий по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора. При этом суд отмечает, что исковые требования направлены на восполнение неполноты нормативно правового регулирования и влекут разработку и принятие решения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, что не требует значительных финансовых затрат.

Таким образом, административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, поэтому административные исковые требования и.о. прокурора Старошайговского района Республики Мордовия суд считает законными и обоснованными и полагает возможным их удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административное исковое заявление и.о. прокурора Старошайговского района Республики Мордовия в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в непринятии решения об установлении требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, а также о возложении обязанности принять решение.

Признать незаконным бездействие администрации Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию Богдановского сельского поселения Старошайговского муниципального района Республики Мордовия принять решение в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающее требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.Ю. Симонов