Дело № 2а-3-80/2020
64RS0004-03-2020-000294-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года р.п. Духовницкое Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Кривошеина С.Н.,
при секретаре судебного заседания Чумаковой М.В.,
с участием помощника прокурора Духовницкого района Саратовской области Барулёва Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Духовницкого района Саратовской области к администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
установил:
прокурор Духовницкого района Саратовской области обратился в суд с иском к администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности органов местного самоуправления Духовницкого района выявлена свалка твердых бытовых коммунальных отходов (металлические банки, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки и другие коммунальные и не коммунальные отходы) на земельном участке, расположенном в 300 метрах севернее улицы 50 лет Советской власти в рабочем поселке Духовницкое Саратовской области. Указывает, что вышеуказанные нарушения требований природоохранного законодательства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просит признать незаконным бездействие администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, обязать администрацию Духовницкого муниципального района Саратовской области ликвидировать несанкционированную свалку.
В судебном заседании прокурор поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик администрация Духовницкого муниципального района Саратовской области извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил.
Руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Пунктом 6 статьи 1 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются, в том числе, вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (части 2 статьи 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22).
Согласно пункту 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной заместителем прокурора Духовницкого района Саратовской области с участием представителя администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области следует, что на земельном участке, расположенном в 300 метрах севернее улицы 50 лет Советской власти в рабочем поселке Духовницкое Саратовской области выявлена свалка твердых бытовых коммунальных отходов (металлические банки, полиэтиленовые пакеты, картонные коробки и другие коммунальные и некоммунальные отходы) (л.д. 7-8).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 3 Устава Духовницкого муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении на него обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в части обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик администрация Духовницкого муниципального района Саратовской области освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Духовницкого района Саратовской области к администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации с территории земель поселения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в 300 метрах севернее улицы 50 лет Советской власти в рабочем поселке Духовницкое Саратовской области.
Обязать администрацию Духовницкого муниципального района Саратовской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в 300 метрах севернее улицы 50 лет Советской власти в рабочем поселке Духовницкое Саратовской области в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2020 года.
Судья