ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3006/19 от 24.09.2019 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-3006/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 сентября 2019 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего Суховой Е.В.,

при секретаре Пономаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по г. Костроме Костромской области к Кириллову Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,

установил:

ИФНС России по г. Костроме Костромской области обратилась с указанным административным иском к Кириллову Сергею Анатольевичу, просила взыскать с Кириллова С.А. задолженность: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> размере 1044,64 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до <дата> в размере 1240,82 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до <дата> в размере 1719,95 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды с <дата> размере 209,18 руб., а всего 4214.59 руб.. Свои требования инспекция мотивирует тем, что согласно выписке из ЕГРИП Кириллов С.А. с <дата> по <дата> состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, законно начисленные налоги в установленный срок не оплатил.

В судебном заседании представитель административного истца не участвует, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Ранее в судебном заседании <дата> представитель истца Федулов М.С. суду пояснил, что требования поддерживает в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. В связи с получением ответа из Пенсионного Фонда налоговый орган поясняет, что в отношении взыскиваемых пени с <дата> имеется вступившее в законную силу решение Свердловского районного суда по делу решение не оспорено, сумма недоимки до настоящего времени не уплачена. В отношении пени до <дата>, Налоговый орган с учетом ответа Пенсионного Фонда полагает, что указанная задолженность, начисленная на недоимку, подлежит взысканию, так как начислена она, на недоимку, исходя из размера 1 МРОТ, то есть, она не подлежит списанию в соответствии с положениями статей Федерального Закона № 436-ФЗ. Пенсионный Фонд представил документы, подтверждающие взыскание указанной недоимки в порядке безакцептного производства, то есть путем направления соответствующих постановлений в службу судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель окончила исполнительное производство и возвратила исполнительные документы взыскателю, данные документы датированы декабрем 2016 года, больше не предъявлялись. Сроки для того, чтобы инспекция имела возможность списать данную задолженность, в соответствии с положениями ст. 59 НК РФ, не истекли. С учетом переходных положений по передаче недоимки задолженности из Пенсионного Фонда налоговому органу, в случае, если недоимка и задолженность подлежала списанию, и период списания возник до передачи недоимки и задолженности, то Пенсионный Фонд должен был осуществить данные действия самостоятельно. Имеет место наличие задолженности, поэтому инспекция считает, что данная задолженность не подлежит списанию с учетом действующих положений о списании задолженности, возникшей более пяти лет назад и, в отношении которой службой судебных приставов были приняты постановления о прекращении исполнительного производства без соответствующих мер взыскания. Если суд придет к выводу, что срок требования истек, просил отразить указанное обстоятельство в судебном акте для того, чтобы инспекция смогла произвести списание задолженности.

Административный ответчик Кириллов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), регулировавший отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из Пенсионного фонда Российской Федерации в ИФНС России по г. Костроме передана задолженность Кириллова С.А. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 1240,82 руб., и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 1719,95 руб.

На имеющуюся задолженность налоговой инспекцией начислены пени и выставлены требования:

от <дата> на оплату пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3077,58 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 2466,94 руб. со сроком уплаты <дата>;

от <дата> на оплату пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 143,84 руб. со сроком уплаты <дата>;

от <дата> на уплату пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии с <дата> в размере 416,49 руб, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до <дата> размере 311,26 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды с <дата> размере 83,4 руб. со сроком уплаты до <дата>,

от <дата> на пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> в размере 628,15 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату пенсии накопительной до <дата> в размере 166,64 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до <дата> в размере 469,44 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды с <дата> в размере 125,78 руб., со сроком уплаты до <дата>.

Указанные требования были направлены в адрес Кириллова С.А., что подтверждается реестрами внутренних почтовых отправлений имеющими в материалах дела.

В связи с невыполнением Кирилловым С.А. требований об уплате пеней ИФНС России по г. Костроме обратилось к мировому судье судебного участка Свердловского судебного района г. Костромы с заявлением о выдаче судебного приказа.

<дата> мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Кириллова С.А. о взыскании задолженности по пеням на общую сумму 4214,59 руб. Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ был отменен, административному истцу разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

<дата> ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного федерального закона.

Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 14).

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страховых взносов за период по 31 декабря 2016 года плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, к которым относятся в числе прочих и индивидуальные предприниматели, уплачивающие взносы только за себя. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (статья 16).

Статьей 19 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (части 1 и 3).

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (часть 5).При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов (организации или индивидуального предпринимателя) или при отсутствии информации о его счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 руб., постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (часть 14 статьи 19, часть 1 и 3 статьи 20 указанного федерального закона).

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 6, 6.1 ст. 21 Федерального закона № 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.

При этом в силу ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кириллов Сергей Анатольевич являлся плательщиком страховых взносов с <дата> по <дата>.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы по делу взыскано с Кириллова С.А. в пользу ИФНС России по г. Костроме задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата>, прочие начисления в размере 28252.31руб.; обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с <дата>, прочие отчисления в размере 5657.53руб., пени по взносам на накопительную часть пенсии в размере 462.77руб., пени по взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата>, прочие начисления в размере 491.01руб., пени по взносам обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с <дата>, прочие отчисления в размере 96.60 руб., пени по взносам обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до <дата>, прочие отчисления в размере 1397.62руб., всего – 36 357 рублей 84 копейки. А также с Кириллова С.А. взыскана в доход бюджета муниципального образования городской округ <адрес> государственная пошлина в размере 1 290 рублей 74 копейки.

Решение вступило в законную силу, до настоящего времени не исполнено.

В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> (за <дата>) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды с <дата> (за <дата>) (взыскана Решением Свердловского суда от <дата>) начислены пени, которые подлежат взысканию с административного истца, так как сам размер недоимки установлен и взыскан решением Свердловского районного суда от <дата>, недоимка до настоящего времени административным ответчиком не уплачена, оснований для освобождения административного ответчика от его уплаты не усматривается.

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии начисленные до <дата> в размере 1240,82 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды начисленные до <дата> в размере 1719,95 руб., следует признать безнадежными к взысканию и обязанности по оплате прекращенной по следующим основаниям.

Согласно расчету административного истца пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии начисленные до <дата> в размере 1240,82 руб. складывается из 930,34 руб.+143.84 руб+166,64 руб., которые начислены на недоимку на накопительную часть трудовой пенсии в размере 7495,20 руб. за <дата> год.

Недоимки на накопительную часть трудовой пенсии в размере 7495,20 руб, была включена в требование за <дата> от <дата>, взыскана решением ГУ - Управления ПФР по г. Костроме и Костромскому району от <дата>, произведено взыскание Постановлением ГУ - Управления ПФР по г. Костроме и Костромскому району о взыскании от <дата>, которое было предъявлено к исполнению в службу судебных приставов. Постановлением судебного пристава ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области исполнительно производство окончено <дата>, исполнительный документ возвращен.

Данный исполнительный документ более для принудительного исполнения не предъявлялся.

Согласно расчету административного истца размер пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до <дата> составляет 1719,95 руб. складывается из 939,25 руб.+311,26 руб+469,44 руб., которые начислены по недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за <дата> гол.

Недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за <дата> год была включена в требование от <дата>, взыскана постановлением ГУ-Управления ПФР по г. Костроме и Костромскому району от <дата>, которое было предъявлено к исполнению в службу судебных приставов. Постановлением судебного пристава ОСП по Давыдовскому и Центральному округам г. Костромы УФССП России по Костромской области исполнительно производство окончено <дата>, исполнительный документ возвращен.

Согласно п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

В силу положений п. 6 ст. 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом пени могут взыскиваться только в случае своевременного принятия мер к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

Принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, суд приходит к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание с административного ответчика страховых по страховым взносам на ОПС и ОМС за периоды до <дата>

В связи с изложенным, в пользу ИФНС России по г. Костроме подлежит взысканию с Кириллова С.А. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> размере 1044,64 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды с <дата> размере 209,18 руб.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом, в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в размере 400 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Костроме удовлетворить частично.

Взыскать с Кириллова Сергея Анатольевича в пользу ИФНС России по г. Костроме:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> размере 1044,64 руб.,

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды с <дата> размере 209,18 руб..

В остальной части пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до <дата> в размере 1240,82 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до <дата> в размере 1719,95 руб. признать безнадежными к взысканию и обязанности по оплате прекращенной.

Взыскать с Кириллова Сергея Анатольевича в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы сторонами в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательном виде.

Судья -