дело № 2а-3007/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего – судьи Прохорчук О.В., секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В., с участием представителя административного истца – Абашидзе Аллы Вячеславовны, доверенность б/н от 03.10.2017, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю, УФССП по Севастополю, заинтересованное лицо – Прокуратура города Севастополя, об уменьшении исполнительского сбора, установил: Департамент городского хозяйства города Севастополя обратился в суд с административным иском к Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 04.10.2017 в размере 50000 руб. Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю 05.02.2016 № 452/16/92012-ИП на основании исполнительного листа № ФС 004782615 от 02.12.2015, выданного Ленинским районным судом города Севастополя по делу № 2-1672/2015, в части обязания Департамента городского хозяйства города Севастополя в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт подпорных стен, расположенных у здания ГБОУ профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К.Менькова» по ул.Советская, 65 в г.Севастополе и привести их в пригодное для безопасной эксплуатации состояние. В связи с неисполнением административным истцом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем постановлением от 04.10.2017 взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. С момента вступления решения суда в законную силу Департаментом предпринимаются меры для добровольного исполнения данного решения, о чем административный ответчик уведомляется, однако в процессе проведения строительно-монтажных работ возникла чрезвычайная ситуация, вследствие которой продолжить капитальный ремонт подпорной стены по ранее разработанному проектному решению не представляется возможным. В ранее разработанную проектно-сметную документацию внесены изменения с проведением повторной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости работ. В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленное требование, просила уменьшить размер взысканного исполнительского сбора. Ответчики и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не уведомили. С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определили рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что административный истец является должником по исполнительному производству возбужденному судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю 05.02.2016 № 452/16/92012-ИП на основании исполнительного листа № ФС 004782615 от 02.12.2015, выданного Ленинским районным судом города Севастополя по делу № 2-1672/2015, в части обязания Департамента городского хозяйства города Севастополя в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт подпорных стен, расположенных у здания ГБОУ профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К.Менькова» по ул.Советская, 65 в г.Севастополе и привести их в пригодное для безопасной эксплуатации состояние. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю от 04.10.2017 с Департамента городского хозяйства города Севастополя взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и непредоставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии с частью 3 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать и с юридических лиц исполнительский сбор. В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Как следует из материалов дела, 30.10.2015 Правительство Севастополя принято постановление № 1009-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 16.10.2015 № 968-ПП «Об утверждении перечня объектов по капитальному ремонту лестниц и подпорных стен, в том числе проектно-изыскательские работы на 2015 год», согласно пункту 2.18. Приложения к которому предусмотрены проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт подпорной стены по ул.Советская, 61-65. 28.12.2015 ГКУ города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» с ООО «Инжсервис» заключен контракт № 35 проект-2015 на проектно-изыскательские работы на капитальный ремонт подпорной стены по ул.Советская, 61-65. Срок выполнения работ по данному контракту – 31.12.2015. По результатам выполнения проектно-изыскательских работ проведена проверка определения достоверности сметной стоимости работ (оценка соответствия сметной документации сметным нормативам, заданию по проектированию) и 10.11.2016 получено положительное экспертное заключение № 1-1-1088-16. Подрядчиком по выполнению работ по капитальному ремонту подпорной стены (строительно-монтажные работы) по ул.Светская, 61-65, определено ООО «Теплоника-М». 13.04.2016 Департамент городского хозяйства города Севастополя письмом от 13.04.2016 № 3877-1 на требование судебного пристава-исполнителя сообщил о ходе исполнения решения Ленинского районного суда города Севастополя от 16.07.2015 по делу № 2-1672/2015. 28.12.2016 ГКУ города Севастополя с ООО «Теплоника-М» заключен государственный контракт от 28.12.2016 № 61КРПС-ЕП на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Капитальный ремонт подпорной стены: ул.Советская, 61-65». Технической документацией предусмотрено выполнение строительно-монтажных работ подпорных стен, расположенных в 2-х ярусах: нижний и верхний. Основными видами строительно-монтажных работ являются подготовительные работы с вырубкой деревьев и расчисткой от кустарников, корчевкой пней, работы по частичной разработке подпорных стен и железобетонных клумб, предусмотрены работы по демонтажу и монтажу кабельной линии, обетонирование подпорных стен, устройство монолитного железобетонного фундамента, устройство грунтоцементных свай, устройство отмостки и огрунтовка, а также окраска видимых поверхностей бетона, демонтаж и установка композитных перильных ограждений и другие работы. В период проведения строительно-монтажных работ возникла чрезвычайная ситуация, вследствие которой продолжить капитальный ремонт подпорной стены по ранее разработанному проектному решению не представляется возможным: - за время, прошедшее с момента обследования и разработки проектной документации на капитальный ремонт подпорной стены произошла дальнейшая потеря качественных свойств конструкций стены; - на участке стены, примыкающей к зданию ГБОУ профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К.Менькова» по ул.Советская, 65 в охраняемой зоне произошел вымыв раствора заполнения кладки, вследствие чего сплошная кладка стены разрушилась; - на двух участках стены нижнего яруса в коммуникационном лотке размещен кабель связи УССИ ФСО РФ, которое в устной форме отказало в переустройстве кабеля, а также в согласовании земляных работ в районе его прохождения; - высоковольтные кабели пролегают в непосредственной близости от верхней части подпорной стены и в зоне проектного расположения свай. ГКУ города Севастополя «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» и ООО «Инжерсервис» принято решение о внесении изменений в ранее разработанную проектно-сметную документацию с проведением повторной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости работ. Окончание работ по капитальному ремонту подпорной стены по у.Советская, 61-65 запланировано на 2018 год. Частью 7 статьи 112 Закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Таким образом, обязанность по доказыванию обстоятельств, являющихся основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, лежит на административном истце. Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая степень вины должника, принятие мер для исполнения решения суда, суд пришел к выводу о возможности уменьшения исполнительского сбора до минимального размера, предусмотренного частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть на одну четверть. С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск. Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: административный иск удовлетворить. Уменьшить размер взыскиваемого с Департамента городского хозяйства города Севастополя исполнительского сбора, установленного постановлением Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Севастополю от 04.10.2017 № 92012/17/10794 до 37500 (тридцати семи тысяч пятисот) руб. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья В окончательной форме решение принято 13.11.2017. |